Найти тему

"Мусье, Россия гибнет!"- "Это не есть факт, месье Дюк!" Пророческий шедевр Эдмонда Кеосаяна. ч.2

Продолжение. Начало тут. Если не читали, то сначала прочтите.

Пророческий шедевр 1971 г. Эдмонда Кеосаяна. Фильм за прошедшие 50 лет становится все более злободневным.
Старое кино от Хозяина тайги28 августа 2022

А в это время в Париже резидент западных спецслужб месье Дюк из ошметков российской эмиграции вербует агентов, чтобы делать всяческие пакости новой России, которая не хочет жить по правилам мировых гегемонов. Для начала эту эмигрантов-оппозиционеров надо как-то собрать в кучу. Выбрали двух клоунов. Один лохматый, другой лысый. Лохматого играет Владимир Белокуров, в первом фильме о "неуловимых" он играл "отца-философа", лохматого священника и махновского бандита, во втором - метрдотеля в ресторане. Лысого играет Ролан Быков, это Бармалей из "Айболита-66".

Но они так, ширма, шелупонь бессмысленная. Платит за все месье Дюк, а черную работу делают боевики капитана Овечкина.

-2
- Из всех претендентов я выбрал двух. Кстати, Вы их знаете.
- Неужели эти два авантюриста?

-Неужели нельзя было найти более подходящих людей? Они же законченные кретины. Эмиграция не поверит в них!
- А это вопрос рекламы. Вы не оцениваете ситуацию. Они верят в то, что играют. Актер всегда хорош, когда он верит. За небольшую плату они будут шумно бороться за престол.
- Как должен себя вести с ними я?
- Войди к ним в доверие, участвуйте в их скандалах, попойках. Побольше шуму.

Ох, уж эти странные русские эмигранты. Вместо борьбы с диктатурой, как это пишут западные СМИ, они сидят по парижским кабакам и пресмыкаются перед западными спецслужбами. Американская туристка Пегги в исполнении Нины Агаповой в недоумении.

-4
- Что, теперь все русские живут в Париже?
- Да, мадам.
- А кто же там борется с большевиками?
- Теперь никто, мадам.
- Я всегда говорила мужу: Пока ты играл в бридж, в мире что-то произошло.

Старший товарищ, капитан Овечкин, отправляется в логово тирании, возвращается в Россию. Последняя дружеская беседа соратников по борьбе. Сомнения, сомнения.

-5
- О чем задумались, Петр Сергеевич? Вас волнует свидание с Родиной?
- Слишком легко они дали разрешение на въезд.
- Дюк считает, что Вас забыли в России.

-6
- Поручик, он не знает чекистов.
- Относительно вознаграждения. Мсье Дюк просил передать, что в случае успеха...
- Передайте мсье Дюку, что я это делаю не ради денег.
- Я часто задаю себе вопрос. Зачем мы все это делаем, если не ради денег? Во имя убеждений?
- Мои убеждения, как и все самое святое, остались в прошлом. Вот во имя этого прошлого.

А задание у Овечкина - похитить Большую императорскую корону. Три отважных русских патриота - капитан Овечкин, атаман Бурнаш и "князь Нарышкин" отправляются в логово тирании. Здорово замаскировались, но ЧеКа не дремлет. Все под контролем. Надо узнать зачем они вернулись.

Патриоты начинают действовать.

-7
- Бонжур, дорогой.
-8
- Извольте говорить пароль.Мы здесь не яблоками торгуем, а делаем политику.
- Проще, дорогой. Где шеф?
- Шеф появится в последний момент. Он законсервирован.
- Законспирирован, Вы хотите сказать?
- Я обеспечиваю безопасность. Вы откроете витрину с короной.

-9
- Проще говоря, шеф - наводчик, Вы - на шухере, а я горю, как свеча.
- Встречаемся в полночь, на месте.

И снова обратимся к статье Лиходеева в журнале "Искусство кино".

Среди трюковой стрельбы нужен был бы Бубочка Касторский, который жил и работал в первых двух сериях. Зря его, конечно, шлепнули. Не того они шлепнули. Он по крайней мере знал, что такое жанр и не выходил из него. Потому что за порогом жанра начинается пошлость. Играть надо по правилам. Даже в кино.
И вот, ощущая параметры жанра, творцы фильма вводят нового «комика». То есть берут хорошего актера и приказывают ему «комиковать». Конечно, «комик» этот связан с отживающим миром , через бывшую фрейлину. Когда-то они встречались. Но только в данном случае не очень ясно, что имели в виду творцы фильма под понятием «фрейлина» ...

А ведь первоначально Буба Касторский, в которого в финале второго фильма стреляет умирающий Леопольд Кудасов, должен был возродится. Как и сам Кудасов. Тем более этого потребовало и киноначальство.

"Коллегия обращает внимание на образ Бубы Касторского, который по предыдущим фильмам пользовался зрительским успехом. Этот образ должен быть усилен. Сейчас в сценарии еще не сочинены коллизии, для более полного раскрытия творческих возможностей артиста Б. Сичкина".

В итоге Эдмонд Кеосаян в интервью журналу "Советский экран сообщил

"По сценарию Буба в конце "Новых приключений неуловимых" гибнет. И действительно, зрители, вероятно, помнят кадр, в котором он падает, сраженный пулей. Следующий кадр должен был зафиксировать его смерть. Но этот-то кадр мы не сумели отснять. Чего только не случается на съемках! Дело в том, что как раз в это время на море поднялся шторм. И не было возможности подтянуть кинокамеру к фелюге. Поэтому мы смогли в новом сценарии "оживить" Бубу, а о том, как он спасся, Буба расскажет в следующем фильме сам".

Но случилось непредвиденное. Борис Сичкин отказался играть в "Короне Российской империи". По одной версии его якобы не удовлетворил сценарий, показался слишком слабым. По другой

Разрыв Кеосаяна с Сичкиным носил бытовой характер. Якобы они оба в компании с Джигарханяном и Копеляном играли в карты, и Сичкин заявил режиссеру, что тот сейчас "проглотит три взятки". Кеосаян не поверил, однако через две минуты остался в дураках. Это ему так не понравилось, что он вспылил и вдрызг разругался с Бубой. После этого снимать его в третьей части картины он уже не хотел.

Думаю, что тут ни то и ни другое. Киноначальство прямо требовало участия Сичкина и поэтому сам Кеосаян не мог расхотеть снимать популярнейшего "Бубу Касторского". Ну, а кто же откажется от таких денег. Ведь за 30 съемочных дней в "Новых приключениях неуловимых" Сичкин получил почти 2000 рублей. Скорее всего съемки в "Короне" совпадали по времени с более прибыльными "левыми" концертами, за участие в которых Сичкин через пару лет угодит в камеру следственного изолятора, где пробудет почти год.

"Бубу Касторского" заменили на жулика с дореволюционным стажем "князя Нарышкина", которого исполнил Владислав Стржельчик. Получилась практически прямая цитата Кисы Воробьянинова, только более респектабельная. Даже встреча с Еленой Станиславовной имела место. Правда в "Короне" она звалась "фрейлина Зизи" и исполнила ее Людмила Карауш. Вот сцена этой встречи бывших влюбленных.

-10
- Я - Зизи!
- Пардон, мадам.
- Вы украли фамильное серебро из моего салона, но это не имеет никакого значения.
- Моя фамилия Фукс.
- Шутник. Сбросьте маску. Я Зизи. Ваша маленькая Зизи. Мы были с Вами на разных полюсах! Но в эти трудные времена мы все должны объединиться!
- Сумасшедшая!
- Ренегат.

Оскорбленная Зизи стуканула ближайшему милиционеру и "князь" оказался во "внутрянке" ГПУ. Политический сыск проявил инициативу, а контрразведке пришлось ломать голову, чтобы не сорвалась операция. Пришлось "начальнику ЧК" устранять косяк. В камеру к "князю" подсаживают чекиста Якова Цыганкова, он же Яшка Цыган. "Князь" впервые в советской тюрьме и полон "демократических" иллюзий о "правах человека". Но чекист Яков вводит его в курс дела, а Вася Васильев поет свою очередную "цыганскую песню на стихи Р. Рождественского, музыка Яна Френкеля. Конечно, это не предыдущий шедевр Рождественского про " Ветер по чистому полю лёгкой гуляет походкой", но пойдет.

Вот это, про мышей, просто шедевр.

- Я цыган, я люблю небо, звезды. А тут мыши. Мыши тут по ночам здоровые бегают.
- Что же делать?
- Придумаем, дядя.

А потом, после побега с Лубянки, мафиози с дореволюционным опытом начала развития капитализма в России "князь Нарышкин" дает простому советскому карманнику урок политэкономии, который очень актуально зазвучал через двадцать лет в период начального накопления капитала в "свободной и демократической России".

-11
- Вы, значит, карманник, мон шер?
- И много Вам удается извлечь из карманов пролетариата?
- Шутите, дядя?
- Ничего! В стране созданы для вас все условия. Голод, разруха! Настоящие люди переживают творческий подъем! Растаскивают музеи, угоняют составы с продовольствием. Не останавливайтесь на достигнутом.

Но пока надо выполнить задание иностранного резидента месье Дюка, украсть Большую императорскую корону.

-12
- Берем корону сегодня! Начало ровно в полночь.
- Как насчет уголовника?
- Шеф сказал - пусть будет уголовник.
- Когда появится шеф?
- В последний момент.

А в это время в Париж прибывают Петров и Боширов гепеушники Валерка Мещеряков, он же "Гимназист" и Данька Щусь. Встреча старых друзей на Эйфелевой башне. Поручик Перов очень удивлен и рад. За Валеркой должок, должен ответить за шрам, что он финкой нанес Перову в начале первой серии в астраханских песках, когда последний воевал в составе моджахедов в качестве наемника.

-13
- Странно, Валерий Михайлович! Вы - и вдруг в Париже. Тайное задание?
- Да куда там! Еле ноги унесли.
- Поссорились с единомышленниками?
- Превратности судьбы разведчика.
- Бывает. Проклятая профессия.

Вот так сразу и провал. Но у Советской России были тогда добровольные помощники в различных слоях населения империалистических государств. Вот что об этом пишет Леонид Лиходеев. А ведь тут его сарказм просто неуместен. Святое осмеивает. Международную солидарность трудящихся.

Даже «международную солидарность» показали. Там у них парижский кабатчик Луи признается в хорошую минуту, что помогает героям потому, что, оказывается, его зовут не Луи, а Леня. То есть он - из Одессы. Это, разумеется, немалое доказательство исторической благонадежности. Лично я не могу с этим не согласиться, потому что меня тоже зовут не Луи, а Леня.

-14
- Я еще не забыл своего настоящего имени. Меня зовут не Луи, а Леня.

Леню играет композитор Ян Френкель. К этому фильму он написал пять песен на стихи Р. Рождественского и один романс на стихи С. Есенина.

Людмила Гурченко впервые с "Карнавальной ночи" вновь показала в художественном фильме свой вокально-драматический талант. Она играет шансонетку Аграфену Заволжскую, поющую в парижском эмигрантском ресторане "Корнилов". Вот в ее исполнении задорные куплеты об эмигрантах, которые никак не хотят отдать жизнь за свержение в России тоталитарного режима. "Что я - Рыжий?", - отвечают они на призыв шансонетки бороться с большевистской тиранией. Явно просматривается посыл в будущее, намек на главного Рыжего российской современности.

А это замечательный и забытый романс "Верба - вербочка". Шансон и романс в исполнении Гурченко - два шедевра этого фильма. Людмила Марковна еще не пустилась во все тяжкие в своем исполнительском песенном мастерстве, нет еще кривляний, ненужной эксцентрики, как это будет лет через десять. Все очень достойно и мастерски сделано.

А этот романс мог стать визитной карточкой фильма, как и предыдущий "Русское поле" в "Новых приключениях неуловимых". Опять поручик Перов в исполнении Владимира Ивашова поет очередной шедевр Яна Френкеля на стихи С. Есенина. И опять эта песня станет очень популярной, но исполнять ее будут на эстраде уже другие. Даже Рязанский народный хор, только на музыку своего руководителя Е. Попова, которая почему-то один в один как у Яна Френкеля. В связи с чем постоянно возникают вопросы - кто же действительный автор музыки этого замечательного романса. Но первой появилась версия Френкеля.

Вот не удержался и поставил ролик исполнения романса великим русским тенором, бриллиантовым голосом России, такие рождаются даже не раз в сто, а в триста лет, к сожалению ушедшим от нас в 2019 г., Александром Подболотовым.

А это 1987 г., молодой Григорий Лепс еще поет в ресторанах Сочи.

Резидент западных спецслужб месье Дюк в исполнении одного из главных кинозлодеев советского кино Андрея Файта, и его помощник "шустрый брюнет" в исполнении самого Эдмонда Кеосаяна в предвкушении удачной провокации. Их агент Овечкин, по заданию западных спецслужб вернувшийся в Советскую Россию, украл Большую императорскую корону. А это, по их расчетам, должно существенно понизить кредитный рейтинг России по шкале Moody’s до состояния дефолта. Все-таки это Большая императорская корона. Но "начальник ЧК" спокоен.

-15
- Я недавно приехал из Парижа. В газетах появилось сообщение о том, что Россия не в состоянии беречь свои национальные сокровища!
- Это эмигрантские газеты.
- Но мы привыкли уважать прессу. А в прессе пишут, что Большая императорская корона вывезена за границу.
- Это не есть факт, мсье Дюк.

Но оказалось, что не на тех месье Дюк поставил. Как сказал Бисмарк:"Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами." Дырку им от бублика, а не корону. Петр Николаевич Овечкин и поручик Перов знают, что с нею сделать.

-16
Вас можно поздравить, Петр Сергеевич? -
-Теперь можно.
- А это кто такие?
- Очевидно, чекисты

А им теперь и чекисты не страшны. Пароход захвачен и следует в Кейптаун.

-17
-Прошу всех сохранять полное спокойствие.
Стоянки в Одессе не будет.
"Глория" меняет курс и направляется в Кейптаун.
Тот, кому это не очень нравится, будет расстрелян на месте.
Желаю всем приятного путешествия, господа.

Почему именно Кейптаун спросите вы? Ну, во-первых, украдена корона с 5 тыс. бриллиантам, которые надо сбыть. А где лучше всего сбыть, как не в Кейптауне, где мировой монополист по добыче алмазов и изготовлению бриллиантов фирма "Де Бирс". Ведь в советское время все якутские алмазы шли в "Де Бирс". И потом, это так романтично, "в кейптаунском порту с пробоиной в борту, "Жанетта" починяла такелаж", какой советский человек не знал эту песню.

И какой дурак откажется на халяву прокатиться в Кейптаун в противном случае будучи расстрелянным на месте. Путешествия по миру - их все. Вот оно главное преимущество " свободного мира", которое станет навязываться в "свободной и демократической России" - шляйся по миру, трать на это все нажитое непосильным трудом. А тогда это могли себе позволить только вот эти с "загнивающего Запада". Какие типажи иностранцев. Нина Агапова, Алла Будницкая и Георгий Шпигель. Они то по миру поездили, плавали-знают все про Кейптаун и про негров. Или как их сейчас называют? БЛМ?

-18
-Как романтично! Я никогда не была в Кейптауне.
- Но там, же живут негры.
- Негры! Они обожают кокосовые орехи!
- Негры едят людей! Люди - их национальная пища.

А в это время советская разведка врагу сказала нет. Поймала на ихний же религиозный опиум, все мозги разбила на части и извилины заплела. Старичок экскурсовод профессионально тянет время. Он же почасовик, знает что и сколько говорить.

-19
- Когда же наступил вечер, приступили к нему ученики и сказали: Место здесь пустынное, время позднее, отпусти народ в селение, чтобы он купил себе пищи.
- Мы здесь стоим 4 часа. Надеюсь, он не собирается рассказывать Библию до конца?

И вот вырванное из лап проклятых расхитителей социалистической собственности, канающих под идейных борцов за освобождение России от тоталитаризма, достояние республики возвращается на свое законное место в музее.

-20
Это есть факт, мсье Дюк.

В общем, МУР есть МУР, "Сэр Джонс, ваша карта бита! Сдавайтесь... Товарищ майор, нарушитель скрылся... " Месье Дюк гордо удаляется строить дальнейшие козни. Его даже не задержали для установления личности. Все как обычно - жест доброй воли в отношении уважаемых партнеров в целях снижения эскалации, нам еще с ними торговать.

В финале своей статьи Леонид Лиходеев написал

В конце картины слово «конец» написано с угрожающим многоточием. Что это означает? Неужели отрокам так и не дадут учиться?

И ведь действительно, в конце картины после слова КОНЕЦ стоит многоточие. Наверное, Кеосаян на всякий случай его поставил. А вдруг опять успех и начальство вновь заставит снимать продолжение. Кто же режет курицу несущую такие доходы в бюджет.

И ведь худсовет студии фильм одобрил

Новый фильм свидетельствует о возросшем мастерстве его создателей. Автору и всему коллективу съемочной группы удалось создать яркое, интересное и увлекательное произведение на более сложном, по сравнению с предыдущими двумя картинами, материале.
В новом фильме герои борются с заговором против молодой Советской республики и если в предыдущих сериях герои сталкивались с врагом лицом к лицу, то в новом фильме им предстоит опознать их, а потом уже вести с ними борьбу. Поэтому и сюжет фильма стал гораздо сложнее и увлекательнее

И вновь был успех у зрителей. Но вот критики просто катком прошлись по фильму. В итоге многоточие так и осталось нереализованным. И вот эта убийственная критика каким-то проклятием легла на этот шедевр кинопародии. Фильм стали считать неудачей и относиться с предубеждением и пренебрежением. А если все-таки присмотреться...

Наши предыдущие статьи о "неуловимых".

"Неуловимые мстители" - наш ответ "Великолепной семерке"
Старое кино от Хозяина тайги26 марта 2020

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.