Найти тему
Херсонес Таврический

Успение Пресвятой Богородицы

15 (28) августа Православная церковь отмечает один из двунадесятых праздников – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этот день посвящен воспоминанию кончины Божией Матери, когда, по церковному преданию, апостолы чудесным образом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Пресвятой Девой и предать Ее погребению. Накануне праздника заканчивается двухнедельный Успенский пост.

Канонические тексты Нового Завета не сообщают о последних годах жизни и кончине Марии. Известно, что распятый на кресте Спаситель назвал любимого ученика – апостола Иоанна – сыном Богородицы, а Ее – Его Матерью, после чего усыновленный Иоанн «взял Ее к себе» (Ин. 19:25–27). Впоследствии Матерь Божия пребывала вместе с апостолами (Деян. 1:14). О дальнейших событиях известно лишь из апокрифов, среди которых написанное на рубеже V–VI вв. «Сказание об Успении Богородицы». По этим данным, Пречистой Деве, находившейся в Иерусалиме, во время молитвы явился архангел Гавриил, который сообщил Ей об окончании земной жизни через три дня и вручил ветвь от райского дерева. По желанию Марии все апостолы, находившиеся в разных местах, были собраны в Иерусалиме в Сионской горнице для прощания с Ней. Они увидели несказанный Божественный свет и нисходящего к Матери Своей Христа с ангелами, архангелами и всеми небесными силами.

Богородица мирно скончалась, после чего апостолы совершили Ее погребение в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, где находились гробницы родителей Марии, Иоакима и Анны, а также Иосифа Обручника. На погребении не присутствовал апостол Фома, который попросил открыть гробницу через три дня, чтобы проситься с Богоматерью, однако, когда это было сделано, тела в ней не оказалось, сохранилась только Ее плащаница. По церковному преданию, на третий день после кончины Пресвятая Дева воскресла и вознеслась на небо душой и телом. После этого Она всегда и везде пребывает с христианами. Именно поэтому праздник Успения Пресвятой Богородицы иногда называют «малой Пасхой». По мнению различных историков Церкви, эти события произошли в 43, 44 или 48 гг. после Рождества Христова.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы вошел в церковный обиход довольно поздно. Дату его проведения ‒ 15 (28) августа ‒ установил византийский император Маврикий в конце VIв. Он же построил над гробницей Богородицы в Гефсимании первый храм, впоследствии разрушенный персами, однако подземная церковь с мраморной кувуклией сохранилась. По словам русского паломника игумена Даниила, видевшего гробницу в XIIв., «расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми… в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, ‒ на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей… и оттуда же взято было в рай, оставаясь нетленным».

Почитание Богородицы и праздника Ее Успения очень распространилось на Руси, о чем свидетельствует большое количество «успенских» храмов и монастырей.

Автор статьи: А. А. Роменский, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела византийской истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»