В Девице, в окрестностях Праги, жил некогда богатый фермер-чудак, у которого была красивая дочь-невеста. Пражские студенты (в то время их было двадцать пять тысяч) часто заходили в Девиц и многие из них готовы были взяться за плуг, лишь бы породниться с фермером. Но как добиться этого? Каждому новому работнику хитрый крестьянин ставил прежде всего следующее условие: "Я нанимаю тебя на год, то есть до тех пор, пока кукушка не возвестит возвращение весны; если за это время ты хоть один раз скажешь, что ты недоволен, я отрежу тебе кончик носа. Впрочем, - смеясь прибавлял он, - я предоставляю тебе такое же право и относительно моей особы". И он исполнял то, что говорил. Прага полна была студентов с приклеенными кончиками носа, но это не избавляло их ни от шрамов, ни от злых шуток. Возвращение из Девица в обезображенном и смешном виде могло расхолодить чьё угодно чувство.
Некто Коранда, довольно неповоротливый, но хладнокровный, остроумный и хитрый малый, - а с такими качествами нетрудно иметь успех - вздумал попытать счастье.
Фермер принял его с обычным добродушием и, заключив условие, послал работать в поле. Когда настал завтрак, позвали всех работников, исключая новичка, о котором постарались забыть; за обедом повторилось то же. Но Коранда нисколько не смутился, возвратился домой и пока фермерша носила корм птицам, снял в кухне со стены огромный окорок, достал из квашни большой хлеб и отправился в поле пообедать.
Вечером, когда он возвратился, фермер спросил его:
- Доволен ли ты?
- Очень доволен, - отвечал Коранда, - я пообедал лучше вас.
Вдруг вбежала фермерша, крича: "Караул, воры!" - а наш работник только посмеивается. Фермер побледнел.
- Вы недовольны? - спросил -Коранда.
- Что за важность - окорок! - отвечал хозяин. - Не стоит обращать внимания на такие пустяки. - Но с этого дня стал заботиться о том, чтобы не оставлять без еды нашего студента.
Наступило воскресенье. Фермер с женой сели в повозку, чтобы ехать в церковь и сказали новому работнику:
- Ты приготовишь обед. Положи в котёл кусок говядины, лук, морковь и петрушку.
- Хорошо, - отвечал Коранда.
На ферме была хорошенькая маленькая собачка, которую звали Петрушка. Коранда убил её, снял шкуру и положил варить. Возвратившись домой, фермерша позвала свою любимицу, но увы! От неё осталась только повешенная на окне окровавленная кожа.
. Что ты сделал? - сказала она Коранде.
- То, что вы мне приказали, хозяюшка: я положил в котел лук, морковь и Петрушку.
- Злой дурак! - вскричал фермер, - и у тебя хватило духу убить ни в чем неповинное создание, которое было утешением всего дома?
- Вы недовольны? - сказал Коранда, вынимая из кармана нож.
- Я этого не говорю, - возразил крестьянин. - Что за важность - убитая собака.
И он вздохнул.
Через несколько дней фермер с женой отправились на рынок. Так как они опасались своего ужасного работника, то сказали ему:
- Оставайся дома и не смей ничего выдумывать из собственной головы. Делай то же самое, что будут делать другие.
- Хорошо, - сказал Коранда. На дворе была старая пристройка, крыша которой грозила падением. Пришли каменщики поправлять её и по обыкновению начали с разборки. И вот Коранда берет лестницу и влезает на совершенно новехонькую крышу дома. Драница, планки, гвозди, железные скобы - все вырывает он без разбора и обломки разбрасывает по двору. Когда фермер возвратился, дом был сквозной.
- Какую еще штуку сыграл ты со мной, плут! - воскликнул он.
- Я исполнил ваше приказание, хозяин, - возразил Коранда. - Вы сказали мне, чтобы я делал то, что будут делать другие. Разве вы недовольны?
- Доволен, - отвечал фермер, - доволен, почему бы мне быть недовольным? Несколько планок не разорят меня
И он вздохнул.
Когда наступил вечер, фермер с женой порешили, что давно пора покончить счёты с этим сущим дьяволом. Они были люди рассудительные и, так как в Бретани дети обыкновенно умнее родителей, ничего не предпринимали, не посоветовавшись со своей дочерью.
- Отец, - сказала Елена, - я спрячусь рано утром на большой груше и закричу кукушкой; ты скажешь Коранде, что год уже прошёл, запела кукушка. Ты расплатишься и отпустишь его.
Сказано, сделано. С раннего утра раздался жалобный крик весенней птицы: ку-ку, ку-ку.
Кто же казался удивлённым? Разумеется, фермер.
- Ну, молодец, - сказал он Коранде, - вот уж и новый год; там на груше поёт кукушка. Иди сюда. Я заплачу тебе и мы расстанемся по-приятельски.
- Кукушка? - сказал Коранда, - я никогда не видал этой красивой птицы. Он побежал к дереву и изо всей силы стал трясти его. Раздался крик, и с дерева упала молодая девушка, к счастью, не столько пострадавшая от падения, сколько испуганная.
- Злодей! - закричал фермер.
- Вы недовольны? - сказал Коранда, вынимая из кармана нож. - Негодяй, ты чуть не убил мою дочь и хочешь, чтобы я был доволен. Ты довёл меня до бешенства; убирайся, если не хочешь погибнуть от моей руки.
- Я уйду после того, как отрежу вам нос, - сказал Коранда. - Я сдержал своё слово, сдержите и вы в свою очередь.
- Ну, полно, - сказал фермер, защищая лицо рукой, - позволь мне откупиться.
- Хорошо, - сказал Коранда.
- Хочешь десять баранов?
- Нет.
- Двух коров?
- Нет.
- Десять коров?
- Нет, я предпочитаю отрезать вам нос. И он стал точить свой нож о порог дома.
- Отец, - сказала Елена, - я поступила опрометчиво и должна исправить свою ошибку. Хотите вы, Коранда, мою руку, вместо носа моего отца?
- Да, - сказал Коранда.
- Я ставлю одно условие, - сказала молодая девушка. - Оно будет продолжением прежнего. Первому из нас, кто будет чем-нибудь недоволен в нашей семейной жизни, отрежут нос.
- Хорошо, - сказал Коранда, - я предпочёл бы, чтобы отрезали язык, но вслед за носом придёт и его очередь.
Никогда ещё в Девице ие праздновали такой веселой свадьбы и никогда не бывало такой счастливой семьи. Коранда и прекрасная Елена были примерными супругами. Никогда не слышно было жалобы ни со стороны мужа, ни со стороны жены. Они жили дружно под страхом лишиться носов и благодаря этому остроумному условию сохранили на долгие годы и привязанность друг к другу, и носы.