Если переводить всё сказанное выше на язык бытовой, то суть такова: большинство способов работать с ресентиментной озлобленностью сами затронуты ресентиментом чуть более, чем полностью. И предлагая свои решения, они на самом деле производят сложный жест извращающего упрощения, так что ситуация начинает выглядеть ещё более запутанно.
Пример с психологией более чем показателен: здесь работают с «озлобленностью» как таковой, затуманивая тот уровень запутанности, из которого она исходит. Затуманивание это производится путём смещения: скажем, вы запутались в детстве или в сложных противоречивых желаниях, а не в том, что не понимаете как устроена ситуация и как пользоваться языком.
Поэтому психология так озабочена осязаемым страданием, т.е. наглядными проявлениями ресентимента - словно если их не будет, то исчезнет источник, из которого они исходят. На самом же деле этот источник попросту будет скрыт ещё сильнее под наслоениями «позитивного мышления». Здесь рвутся помочь, здесь всеми силами хотят избавить от страданий, ещё до того, как будет дано внятное толкование их происхождению.
Именно такой невнятный и неумелый подход к ресентименту подсказывает, что перед нами своего рода «сговор», т.е. ресентимент обнаруживается в двух местах одновременно, так что жест «помогающий» оказывается ещё более сложным и зловредным, чем изначальные трудности.
Пример социального критика тоже показателен: пока власть ругают и разоблачают, мы находимся в иллюзии того, что сама эта критика продвигает нас вперёд, что здесь происходит движение, что противоречия рано или поздно упразднят, раз уж их так хорошо видят. Однако здесь и случается самый неприятный обман, когда обнаруживается, что эта критика говорит о себе самой, она сама невменяемо озлобленна и грешит допущениями ещё более дурными, чем власть.
Вот так можно обрисовать сложно ситуации, в которой мы находимся: то, что популярно предлагает себя в качестве решения, есть проблема в квадрате. Отсюда та лёгкость, с которой все подобные решения усваиваются публикой: здесь буквально не нужно думать, точно так же, как и на уровне самой проблемы.
Т.е. вместо того, чтобы вменяемо продумать сложность ситуации, начинается производство «простых и понятных решений», которые эту сложность попросту не в силах даже предьявить.
Просто проработай психотравмы, просто начни уважать лгбт, просто не потакай тоталитаризму - и все эти жесты, как многие быстро замечают, являются ещё более репрессивными и невменяемыми, чем то, против чего они выступают.