Найти тему
О технике, и не только.

Как дед Саша инспектором ГАИ стал. Часть 1.

В произведении используется разговорно-обиходный стиль речи.

Снова я дедушки Саши гощу. Весь день занят: по дому надо помочь, в магазин сбегать. Книжку полистать, да много чего. Вот и вечер наступил, сидим с дедушкой чай после бани пьём, бабушка уже в дом спать ушла.

Я снова к деду с расспросами про его жизнь шофёрскую, да и не только про неё. Дед Саша мой ещё и в ГАИ же служил! Много про его службу всяких историй в городе ходило. Но интересно же мне, как он шофёр и в инспектора попал.

…-Было это в 1964 году. Пришла в милицию новая техника КАвЗ-654 полноприводный, ГАЗ-69 и ГАЗ-51. Вот мне это «полстапервый» и дали. Цвета он был тёмно-зелёного, на кузове тент, внутри кузова лавки вдоль бортов, у переднего бота столик, задний борт с калиткой, а ещё и плафоны освещения.

-Прямо пассажирский грузовик, да деда?

-Да, похоже на то. Так как машин уже хватало, то из моего ГАЗика сделали что-то типа хозяйки что ли. Всякие я груза на нём возил, мало ли что для милиции понадобиться. В Пермь я на нём частенько бегал. Но вот как по мне, то «Уралец» мне больше был по нраву. Мотор мощнее у него, какой-то он более надёжный мне казался. Печка нормальная.

А вот у ГАЗика печка совсем слабенькая была. Хотя мне не привыкать, я хоть и бывший, но человек военный, я мог и без всякой печки работать.

Александр Иванович Гусаров у своего ГАЗ-51. Фото прислал его внук Григорий Гусаров.
Александр Иванович Гусаров у своего ГАЗ-51. Фото прислал его внук Григорий Гусаров.

-Дед, да как без печки зимой?!

-Не скажу, что нормально, но работали же, одёжка потеплее, а главное, чтобы ноги были во что-то тёплое обуты, тогда жить можно. Ну так вот, как-то утром вызывают меня в седьмой кабинет, к начальнику нашему майору Петрову.

За его столом незнакомый полковник сидит, на кителе орденские планки. А майор по кабинету прохаживается. Поздоровались они со мной не по фамилии, а по имени, ну полковник сразу же к делу официальным тоном:

-Вот прочитал я ваше личное дело товарищ Гусаров. У Ковпака партизанили, потом уже на фронте воевали, после служба в МГБ. Государственные награды имеете. Посоветовались мы и решили вам службу в милиции предложить.

-Так я же вроде бы и так в ней служу.

-Да, а если быть точнее то в Госавтоинспекцию, инспектором. Сейчас, можно сказать, с каждым месяцем автомобилей всё больше становиться. А вот порядка на дорогах маловато. А у нас на весь город всего два сотрудника. Как вы смотрите на это предложение?

-Да как смотрю? Нормально, я согласен.

-Мы с товарищем Петровым в этом почти и не сомневались. Есть правда небольшая проблемка, образования у вас маловато, и по-моему вы даже школу не успели закончить.

-Да есть такое. Фашист же пришёл, не дал доучиться, бить его пришлось, не до учёбы было, да и школ почти не осталось.

-Это-то понятно, потому есть ещё одно предложение: а не поступить ли вам в Автотранспортный техникум, на заочное отделение, мы вам направление выдадим.

-Да как-то я уж и подзабыл многое, но попробовать можно.

-Нужно Александр. А раз так, то прямо сейчас пишите заявление, а уже завтра сдавайте свой грузовик и переходите в ГАИ.

-Так точно.

-Всё идите, уверен что у вас всё получится. –пожал мне руку тот полковник.

-Домой пришёл, всё твоей бабушке рассказал, довольна она. И Генка тоже радуется, батя твой, раз родители улыбаются, значит что-то хорошее произошло.

Утром я на новое место службы прибыл, сначала, как положено ГАЗик сдал. Потом какие-то бумаги заполнил, форму мне выдали, временное удостоверение инспектора, чуть позже уже и постоянное. Мотоцикл мне выделили М-72!

Еду я на нём по городу, в форме, и не верится мне, что я теперь госавтоинспектор, в звании младшего лейтенанта, хотя в запас я с МГБ ушёл лейтенантом, ну это всё временно было. Осенью по направлению я поступил в Кунгурский Автотранспортный Техникум. А когда отучился, то назначили меня старшим госавтоинспектором города!

старший инспектор ГАИ города Лысьва Александр Гусаров проводит техосмотр.
старший инспектор ГАИ города Лысьва Александр Гусаров проводит техосмотр.

Вот так я и начал в ГАИ служить. И было нас на весь город всего на всего 3 гаишника! А нет, потом ещё и четвёртого приняли на службу. Хоть и был я старшим, а служил, как и все инспекторы. Бывало, приходилось и на аварии выезжать, но тогда они не часто бывали, не то что сейчас. Не любил я такие выезды, неприятно видеть человеческие страдания, а бывало и горе.

Ещё я терпеть не много пьяных, которые за баранку садились! С ними я по полной строгости закона обходился.

-Дед, а ты прямо вот всех по закону наказывал, ну с пьяными оно понятно, а вот другие шофёры были, которые нарушали?

-Да тут такое дело, бывало, что приходилось где-то и послабление нарушителю делать.

-Это как?

-Ну вот смотри: раньше в талоне предупреждения, за серьёзное нарушение, дырку делали, просечка называлась. Специальные маленькие компостеры у каждого гаишника были, ими и кололи. Но старались это уже делать, когда шофёр намеренно нарушил и серьёзно.

Придёт, бывало, механик с шофёром и начинает за него просить. Так, мол и так, в Перми под «кирпич» заехал. В конверте, что из Перми пришёл, права водительские и сопроводительная депеша, за что и при каких обстоятельствах их у шофёра забрали.

А механик и поясняет, что надо было под знак заехать, потому что место выгрузки там, возле этого знака. По закону я его должен строго наказать, дырку пробить, а у него она третья будет, значит с машины на время долой! А у шофёра семья, дети! Ну и как я у них хлеб отберу? А реагировать же надо! Выписываю я штраф аж 5 рублей. И отдаю водительское удостоверение.

Всё идите, чтобы я вас по такому поводу больше не видел. А мог бы и на полгода мужика без работы нормальной оставить. Вот как-то так.

-А ещё что делал? Ну там погони всякие, или патрулирование какое?

-Да это что тебе кино «Берегись автомобиля» что ли? Всё было как-то обыденнее, служба она такая же работа. А вот ещё в то время когда светофоров не было, то мы по очереди движение в городе регулировали.

Стою я на перекрёстке, регулирую, слышу, за спиной сигналит кто-то. Поворачиваюсь, МАЗ-500 на полуприцепе какую-то махину тащит, тяжёлая видать, дизель аж надрывается ревёт. Я отмашку даю, всем стоп, а МАЗу движение. Шофёр мне рукой помахал.

А потом светофор на том перекрёстке поставили и будку застеклённую, её в народе «стаканом» прозвали. Сидишь в будке и сигналы переключаешь, красный, зелёный, по правилу каждый сигнал должен был ровно три минуты гореть.

Мы в этом «стакане» по очереди дежурили. Если я допустим сегодня на светофоре был, то завтра уже в кабинете. Или с 8 до 12 в «стакане», а после обеда уже по городу. Бывало, что у железнодорожных переездов дежурили, их в городе три штуки было. Переезд тоже считался ответственным и опасным местом, но на них редко что случалось. Да и Слава Богу…

Продолжение следует...

Автор сюжета Григорий Гусаров.

***

Если вам понравился рассказ – я буду признателен за нажатие кнопки с пальцем вверх👍. Спасибо огромное всем за внимание! Подписывайтесь на канал!

Друзья присылайте любые свои короткие истории на почту nig_1966@mail.ru либо на мессенджер канала.

Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких! Ещё раз спасибо. И сидя за рулём, не забывайте-Вас всегда ждут дома!

Рассказ художественный, но основан на вполне реальных событиях. Коллаж создан автором канала.