Найти тему
Фонотека в кармане

Journey - Journey, 1975 (история альбома)

Оглавление
Journey в 1975 году
Journey в 1975 году

Чуть менее года назад на канале выходила серия статей в пяти частях под названием 10 малоизвестных дебютов.

И вот в пятой части указанной подборки я упомянул о дебютном альбоме группе Journey, который вышел в 1975 году.

А когда в 2022 году вышел новый, и очень даже хороший альбом, альбом ветераном AOR под названием Freedom, я вновь вспомнил об их дебютнике и решил рассказать о нём подробнее.

Группа Journey началась с творческого и делового союза двух лиц - гитариста Нила Шона и Херби Герберта. Оба, до образования Journey работали с Карлосом Сантаной.

Юный Нил Шон с музыкантами коллектива Santana
Юный Нил Шон с музыкантами коллектива Santana

Шон присоединился к коллективу Santana перед записью их третьего релиза, вышедшего под заголовком Santana III, на момент записи Шону было 17 лет, но талант юного дарования не оставил Карлоса равнодушным, поэтому юноша был рекрутирован в группу.

В январе 1972 года Шон присоединился к Карлосу Сантане, перкуссионисту Томасу Эсковедо и бывшему барабанщику Band Of Gypsy Бадди Майлзу на концерте в Гонолулу, Гавайи, запись которого вышла под названием стал Carlos Santana-Buddy Miles Live, так что профессиональный статус Нила под сомнение не ставился.

К сожалению Santana III стал последним альбомом для классического состава группы, причиной тому были, как бы это банально не звучало, творческие разногласия.

Нил Шон
Нил Шон

Нил Шон:

В тот момент группа просто разваливалась. Было много напряжения. Грегг Роли (клавиши и вокал) и я были единственными оставшимися участниками, кроме Майкла Шрива (перкуссия). Карлос хотел играть другую музыку, больше ориентированную на джаз, а мы хотели играть рок и продолжать двигаться в том направлении, в котором начали. Но Карлос хотел другого, и в итоге мы не смогли прийти к компромиссу.

Последним альбомом Сантаны с Грэггом Роли и Нилом Шоном стал Caravanserai. Он имел успех у критиков и вошел в десятку лучших альбомных чартов Billboard, но резкое изменение стиля сказалось на продажах. В альбоме было много длинных инструментальных композиций с джазовым влиянием, что, вероятно, оттолкнуло даже самых восторженных и широких взглядов поклонников Сантаны.

Грегг Роли:

Карлос пытался играть джаз, и, честно говоря, я могу его слушать, но я не джазмен. Никто в группе не играл джаз, включая Карлоса, поэтому стремяь освоится в этом стиле мы как будто предавали нашу аудиторию. Я не хотел этого делать поэтому ушел.
Грэгг Роли
Грэгг Роли

Несмотря на возникшие разногласия, Шон с большой благодарностью вспоминает опыт работы в группе Santana:

Это был удивительный опыт, который открыл мне глаза. Мы путешествовали по всему миру, играли в Африке, Южной Америке, по всей Европе, встречались с разной публикой по всему миру. Мне нравилось играть с Карлосом и остальными парнями. В музыкальном плане они открыли мне много разных стилей музыки, о которых я не знал в то время - латиноамериканская музыка, кубинские ритмы, африканские ритмы - группа была плавильным котлом всех видов музыки. Наибольшее влияние на меня оказало то, насколько Карлосом мелодичен, благодаря ему я стал гораздо больше мелодичным гитаристом.

Уолтер Герберт по прозвищу Херби был помощником менеджера коллектива Santana Билла Грэма и хорошим другом Грэгга Роли и Нила Шона. Когда последние решили уйти из группы, Герберт взял их под своё крыло, а вскоре тоже покинул Карлоса.

Херби Герберт
Херби Герберт

Херби задумал собрать коллектив, который будет выступать и записываться в качестве сопровождающего состава для различных артистов. Нил сразу согласился, Роли, который попытался уйти в ресторанный бизнес, тоже не стал долго размышлять и ухватился за второй шанс. На роль бас-гитариста и барабанщика были приглашены Пит Сирс и Грегг Эррико.

Роли:

Это была джем-группа, музыка которой строилась на большом количестве соло и импровизаций, прогрессивном роке. Если бы мы собрали подобную группу сегодня, то наверняка играли бы Dave Matthews Band и Фишем.

Сирс и Эррико задержались в составе ненадолго, и Херби, работавший тогда с коллективом Frumious Bandersnatch, предложил Россу Вэлори и Джорджу Тикнеру, играющим на басу и ритм-гитаре, присоединится к новому коллективу.

Росс Вэлори на сцене с Journey
Росс Вэлори на сцене с Journey

На место барабанщика пригласили участника коллектива The Tubes Прайри Принса.

С таким составом музыканты понимали, что оставаться в статусе исключительно аккомпанирующих музыкантов им не с руки, особенно имея в составе такого композитора как Тикнер.

В первую очередь они сменили название коллектива на Journey, под которым и сыграла дебютный концерт на кануне нового года в 1973 году в Сан-Франциско.

Херби:

Идея Journey заключалась в том, что мы хотели иметь возможность играть с Сантаной, играть с Weather Report, играть с Mahavishnu Orchestra, играть с Return To Forever; но затем, на следующую ночь с тем же успехом играть с Тедом Ньюджентом или Aerosmith… и это абсолютно сработало. Мы хорошо работали в обеих средах и в обоих жанрах.. Я стоял там на сцене и смотрел, как они выступают; это была своего рода рок-н-ролльная версия Сантаны, без конгов и перкуссий.

Во-вторых, почти сразу начали работать над авторским материалом. Группа записала демо с текстами Тикнера, на котором отчётливо слышна необузданная энергия британских групп, таких как Led Zeppelin, Deep Purple и The Who. Эти записи были отправлены на радиостанцию в Сан-Франциско под названием KSAN-FM.

Позже часть из этих песен войдёт в дебютный альбом, а часть так и останется на демо-плёнках.

Однако первый состав просуществовал недолго, Прайри Принс в начале 1974 года вернулся к The Tubes, а на его место был взят Эйнсли Данбар, успевший к тому моменту поработать с Фрэнком Заппой, Джоном Мэйолом и Дэвидом Боуи.

Принс:

Я так и не записал их первый альбом, но мы написали все песни для демо, благодаря которому они получили свой первый контракт на запись.

Весной 1974 года Journey вошли в студию A на CBS Studios, чтобы записать свой дебютный альбом для лейбла Columbia Records.

Продюсером альбома стал работавший ранее с дуэтом Simon and Garfunkel Рой Хейли.

Запись прошла очень быстро и 01 апреля 1975 года дебютный одноимённый альбом коллектива Journey, с семью треками в трек-листе и общим хронометражем звучания в 37 минут появился на полках музыкальных магазинов.

Открывающая Of a Lifetime начинается с тихой гитарной мелодии, подкреплённой органом и басовой партией. Вокал Грэгга Роли местами тихий и мистический, местами сильный и резкий. В середине песни появляется новый гитарный рифф, а Нил демонстрирует своё мастерство соло-гитариста.

С этим небольшим соло связана забавная история. Шон записал его с первого дубля, а когда Хейли предложил продублировать соло для усиления звука, Шон повторил свою партию нота в ноту, от чего у Хейли, по словам Нила, челюсть упала на пол.

Но ещё круче звучит завершающий гитарный выход Нила.

In The Morning начинается с фортепьянного вступления и вокала Роли, поющего классическую блюзовую историю, здесь даже прослеживается та стилистика, которая и прославит Journey через несколько лет, но вдруг в начале третьей минуты композиция меняет курс и уходит в звуковое переплетение органа и гитары, демонстрируя джемовую составляющую коллектива.

Первый инструментал на альбоме - Kohoutek. Клавиши здесь прям флойдовские, но вот гитары звучат грозно и даже несколько грязно, думаю вещь классно бы вписалась в репертуар Dream Theater, исполни они её в металлическом ключе. Эйнсли великолепен.

To Play Some Music - единственный сингл с альбома и самая "простая" в рамках альбома песня. Единственная композиция где явно доминируют вокал Грэгга, но без качественных сольных партий на гитаре и органе не обошлось.

Topaz. Второй инструментал и самая сантановская песня на альбоме. Чтобы не говорил Роли о ненависти к бонгам и прочим перкуссионным штукам, которые так любил Карлос, Journey, как минимум на раннем этапе, не обходились без влияния Сантаны. Начиная со спейс-рокового интро Topaz постепенно переходит в гитарный бенефис Нила Шона.

Среднетемповая In My Lonely Feeling / Conversations пример удачного баланса между вокалом и инструментами. Куплеты Роли, с ведущими партиями органа соединяются в единую композицию через гитарные проигрыши Нила, то неистово скрежещущие (между первым и вторым куплетом), то флойдовско-умиротворённые (между вторым и третьим). В финале вперёд выходит Тикнер и они с Шоном устраивают гитарную дуэль.

Завершает альбом достаточно драйвовая Mystery Mountain, соавтором текста к которой стала жена Росса Вэлори, Дайан. Она также была соавтором текста первого большого хита Journey - Wheel in the Sky, вышедшего уже со Стивом Перри на вокале.

Данбар и Вэлори формируют отличный ритмический каркас, на который гитаристы уверенно нанизывают свои партии, вот только обидно что композиции и альбому не придумали достойную коду.

Многие критики заметили сходство альбома с Santana III, влияние Pink Floyd и Фрэнка Заппы, и в этом нет ничего плохого, но получилось так,, что альбом был слишком нестандартным для массовой рок-аудитории, но недостаточно изобретательным для прогрессивной аудитории. Journey попали между двух огней.

Дебютник так и остался единственным альбомом Тикнера в составе группы, вскоре он уйдёт, оставив Шона в статусе единственного гитариста.

Группа запишет ещё два схожих по стилистике с дебютом альбома Look into the Future (1976) и Next (1977), которые, не смотря на свои музыкальные достоинства, не сыщут коммерческого успеха. Тогда музыканты полностью переориентируют свою музыку, наймут Стива Перри на роль вокалиста и начнут делать упор на песни, а не на инструментальную музыку, положив в 1978 году начало тем Journey, которые на данный момент являются суперзвёздами и легендами.

Что же касается судьбы дебютника и двух его последователей, то их следы можно найти только на двух сборниках In the Beginning (1979), который как раз посвящён композициям только с этих релизов и Time Cubed 1992 года, концертные же исполнения, насколько мне удалось выяснить датируются максимум 1980 годом.

Сложно сказать, что бы стало с Journey не смени они курс после третьего альбома, но думаю что тех высот, которых они достигли будучи AOR-группой, импровизационно-джемовая музыка им бы не принесла. И, скорее всего, они бы навсегда остались теми парнями, которые играли с Сантаной, хотя не буду лукавить, мне нравится их дебютная работа. Это классный альбом, не без изъянов, не без элементов вторичности, но очень приятный.

Подписывайтесь на канал, будет интересно.