Найти тему
Публичные заметки

Постмодерн

Кадры из х/ф Убить Билла 2
Кадры из х/ф Убить Билла 2

Приставка «пост» - означает «после». То есть, постмодерн это то, что идёт после модерна. Забавно, что у этой парадигмы нет своего названия. Чуть позже я скажу почему.

Вторая Мировая война дискредитировала модернисткой проект.

Существование концлагерей, в которых было уничтожено несколько миллионов человек, сделало невозможным веру в науку и разумность человека. Дело не только в жестокости. Человеческая история знает много примеров насилия и зверств. А в той рациональности, с которой эти зверства были совершены. С использованием научных достижений, проведением всевозможных экспериментов, с экономической целесообразностью. Убийство большого количества людей - это очень сложный процесс, как бы цинично это не звучало, который необходимо наладить. И Освенцим, Бухенвальд и другие - это огромные заводы по производству смерти, которые хорошо справлялись со своей работой. Только в Освенциме убивали от 5-10тысяч человек в день. 

И это не шайка психопатов, это огромная государственная машина, в которой работали десятки тысяч людей. И да, это не проблема Немцев, Японцев или Итальянцев. это проблема всех европейцев. 

Это какой-то разрыв холодного человеческого сознания с чувствительностью и сочувствием, и с самим законом мироздания. Выход за пределы всяких норм и правил. 

После Второй Мировой ни одна идея не смела оправдать жестокость.

И позже философ Фуко скажет, что фашизм это не только политическая идеология, но любое насилие человека, которое прикрывается национальным превосходством, культурным, интеллектуальным или даже моральным. Даже бытовое моральное насилие, которое прикрывается правилами или «целями воспитания» - все это тоже проявление фашизма! 

Поэтому господство любых ценностей, правил и иерархий стали восприниматься враждебно. Культура второй половины 20-го века принялась переосмыслять основания модерна. Общество уже не могло вернуться к традиционному образу жизни, но и к модерну были вопросы. Не создавать новые, но взглянуть по новому на старые взгляды и даже на саму реальность. 

Одно мнение больше не могло господствовать. Устанавливается Плюрализм. Европоцентризм также подвергается критики. Леви Стросс, изучая племена Бразилии, приходит к выводу, что культурная структура племени, живущего охотой и собирательством, не менее сложная чем культура Европы или Америки. 

А значит ценности и научные достижения современного человека не есть высшее благо. Начинают говорить об экологических проблемах, то есть становится понятно, что жизнедеятельность человека вредит планете и самому человеку. 

Знаний ко второй половине 20-го века накапливается так много, что не остаётся человека, способного вместить в себя эти знания. И мыслители универсалы, такие как: Аристотель, Да Винчи и Ломоносов остаются в прошлом. 

Невозможно сказать ничего нового, все уже было кем-то и когда-то сказано. Искусство становится ироничным и превращается в игру полную отсылок и цитат. 

В ироничной культуре говорить в серьез - значит что-то утверждать. Но если сама реальность происходящего подвергается сомнению, то серьезность становится плохим тоном, тем более имея предыдущий опыт…. Означаемое и означающее разрывают свою связь. Теперь слово или культурный код отсылает не к реальному предмету, а к другому слову или другому коду, и так до бесконечности. Раньше мы знали, что язык это способ отражения мира. Теперь язык не отражает мир, сам мир находится внутри языка. Понятие реальности размывается. Граница между миром культуры и миром природы исчезает. Мир превращается в текст. Об этом я позже расскажу подробнее. Реальность становится подвижной и изменчивой. Человека влечет иррациональное, не высказанное.

Провозглашается не только смерть Бога, но и смерть Человека и смерть Автора. Об этом я также расскажу отдельно.

Массовая культура смешивается с элитарной. Произведения отличаются теперь только сложностью структуры и разностью нарративов. И делить теперь их на лучшие и худшие стало нельзя. 

История, как будто, заканчивается, и ряд исследователей говорит, что это чуть ли не вечное состояние культуры, к которому мы пришли.

Но во второй половине нулевых заговорили о том, что пост модерн закончился, и началась новая эпоха под названием метамодерн.