Император Священной Римской империи Леопольд I был определяющей фигурой в истории династии Габсбургов во второй половине XVII столетия. Его правление ознаменовалось консолидацией монархии после Тридцатилетней войны и решающими победами над Османской империей, которые позволили монархии австрийских Габсбургов стать одной из ведущих великих держав в Европе.
Но, военные кампании, трения с Францией, политика и дипломатия были лишь одной из сторон жизни императора. Истинный сын своего века, Леопольд I отличался как образованностью, так и своими разносторонними интересами. Среди них была и музыка, благодаря которой Леопольд вошел в историю не только как император, но и как барочный композитор.
***
XVII столетие в Европе – век начавшейся эпохи Просвещения. Наука все прочнее заявляла о себе - Исаак Ньютон изобрел первый телескоп-рефлектор и формулировал свои знаменитые законы движения, а Отто фон Герике проводил эксперименты с магдебургскими полушариями и т.д. Но, XVII столетие еще и период дальнейшего развития искусства, архитектуры, музыки.
Среди наиболее ярких королей этого периода конечно прежде всего вспоминается французский монарх Людовик XIV. Людовик запомнился как покровитель искусств, в том числе музыки. Его самый прославленный композитор Жан-Батист Люлли стоял у истоков создания национальной французской оперы.
Менее известна как жизнь, так и деяния его современника, короля Венгрии и Чехии, императора Священной Римской империи Леопольда I Габсбурга. Управляя своей империей из Вены, Леопольд не менее активно разделял множество схожих интересов со своим заклятым французским соперником, среди которых была и страсть к музыке.
Музыка, опера, театр, да и вообще искусство сознательно и вполне оправданно использовались как инструменты для наглядной демонстрации власти. Оба правителя приходились кузенами благодаря матерям – Мария Анна Испанская была родной сестрой Анны Австрийской. Оба правителя были в жизни страстными танцорами. Но в то время как Людовик XIV просто поглощал мелодию и гармонию, император Леопольд обратился к сочинительству.
***
Надо сказать, что любовь к музыке была неслучайной в семье австрийских Габсбургов. Отец Леопольда, любящий музыку император Фердинанд III, помимо политики и вопросов объединения земель занимался такими невинными вещи, такие как сочинение месс, гимнов и даже написанием музыкальной драмы. Именно Фердинанд III открыл славную эру придворного оркестра в Вене, игравшую композиции в стиле барокко. Высокообразованный император он говорил на семи языках. Он умер, не дожив до 49 лет, но сумел передать отпрыскам любовь к искусству и музыке.
Его сын Леопольд родился 9 июня 1640 года в Вене. Отец изначально предполагал для сына духовную карьеру, но, когда его старший брат Фердинанд IV неожиданно скончался, Леопольд стал его непосредственным преемником, не без некоторых проволочек взойдя на императорский престол в 1658 году, до этого став обладателем корон Чехии и Венгрии.
Леопольд стал императором несмотря на закулисные махинации и интриги Франции. Юный монарх поначалу был еще политически неопытен, и он поручил двум своим доверенным советникам, принцу Ауэрспергу и Лобковицу, заняться государственными делами.
Так было до 1680 года, когда Леопольд сам взял на себя всю полноту государственных обязанностей. Рассказ о его жизни, политике императора и его женах заслуживает детального рассмотрения. Но несомненно, одной из примечательных сторон личности Леопольда был ярко выраженный артистический дар, в частности музыкальный. Он стал музыкантом и автором порядка множества композиций, качество которых нельзя недооценивать.
***
Вероятно, такие люди, как капельмейстер Антонио Бертали и придворный органист Вольфганг Эбнер обучали Леопольда, шедшего и в музыке по стопам своего отца. Естественно, произведения самого императора исполнялись и придворным оркестром. Его Величество Леопольд I со временем уверенно почувствовал себя во всех музыкальных жанрах, будь то танцевальная музыка, карнавальные песни или духовные произведения. Опера была большой страстью императора.
Важные события при дворе Леопольда низменно устраивались как аллегорические зрелища в стиле барокко, на которые не жалели средств. В истории сохранились, к примеру, подробности организации свадебных торжеств императора. Конечно, музыка была неизменной составляющей такого рода событий. Музыка процветала при императорском дворе во все времена правления Леопольда I как никогда раньше.
Итальянские музыканты, певцы и композиторы повлияли на музыкальную составляющую жизни Священной Римской империи. При дворе императора творили и соперничали, к примеру, итальянский композитор Карло Агостино Бадия, итальянский композитор Джованни Бонончини, австрийский композитор Иоганн Йозеф Фукс и другие.
В 1695 году Леопольдом в связи с увеличением поставленных перед музыкальным искусством задач была введена должность придворного композитора. Это разгрузило обязанности придворного капельмейстера, которому все больше мешали бюрократические задачи на его фактической музыкальной должности. Император лично писал инструкции касающихся музыкальных должностей.
Отдельно стоит упомянуть создание библиотеки с большой музыкальной коллекцией в личных покоях Леопольда I, что лишний раз по-видимому, подчеркивает значимость этой одной из страстей Его Императорского Высочества.
Таким образом, ложась спать, император Леопольд мог листать тома в библиотеке своей спальни и усыплять себя либо игрой на клавесине, либо в своем воображении. Эти богато украшенные тома в пергаментном переплете, часто с золотым штампом с портретом монарха, ныне принадлежат к жемчужинам современной австрийской музыкальной истории. Они включают в себя множество ораторий, опер и кантат с аккомпанирующей группой бассо континуо, большинство из которых еще ждут своего открытия.
***
Стилистически собственные произведения Леопольда можно отнести к венецианской традиции середины XVII века, которые в дальнейшем увы практически не получили широкого развития. Среди его музыкальных произведений встречаются многочисленные арии-интермедии для придворных придворных оперных постановок, небольшие музыкально-драматические произведения.
Многие музыкальные сочинения монарха духовны по содержанию. Его оратории, созданные Леопольдом образцы церковной музыки, зародились благодаря глубокой религиозности императора.
В эпоху правления императора между 1658 и 1705 годами двор отметился более 400 музыкально-драматическими действами. Они безусловно стали образцом для многих подобных при других дворах в Европе. Во времена, когда вынуждено сцена пустовала ввиду, к примеру, Великого поста, коллектив оперного театра занимался подготовкой следующего сезона, а император Леопольд приглашал своих гостей на тихие размышления в капелле Хофбурга, где звучали называемые «Sepolcro» — своеобразные венские оратории.
***
Что представляли собой музыкальные произведения Леопольда?
Его сочинения для балета и комедийные произведения склонны к простоте звучания без перезагруженности, с заимствованиями из образцов народных мотивов.
Мелодичность и чувственность, особое внимание к тексту и желание достичь гармонии в на первый взгляд в простоте звучания отличают музыкальные работы монарха. В качестве примера можно послушать его Missa angeli custodis - реквием, созданный после смерти жены.
Il lutto dell'universo («Оплакивание Вселенной») является одним из более чем 230 сохранившихся произведений Леопольда и относится к жанру «Sepolcro», очень характеризует религиозные воззрения императора. Произведение было впервые исполнено в венском Нойштадте в Великий четверг, 29 марта 1668 года. Антонио Чести, тогдашний заместитель капельмейстера Леопольда I в Вене, был среди исполнителей на премьере, взяв на себя аллегорическую партию Elemento della Terra. Франческо Сбарра, иезуит и придворный поэт императора, написал либретто для этой оратории. Сбарра уже четко обозначил свои художественными воззрениями в более ранних произведениях. Тексты Сбарра призывали встать на пути добродетели, следовать правильному пути».
В оратории Il lutto dell'universo аллегорические фигуры четырех элементов (Вода, Огонь, Земля и Воздух) появляются рядом с фигурами человеческой природы, чтобы оплакивать мученическую смерть Христа на кресте. Фигура божественного Милосердия появляется чуть ли не в последний момент: мир не должен быть разрушен, а должно быть принесено спасение заблудшего человечества через кровь Христа.
Разверзнувшаяся пасть Ада снова смыкается. Появляются преисполненный раскаянием Святой Петр, отрекшийся от Христа, и Святой Иоанн. Божественное Милосердие способно облегчить их муки совести. В это должно было произойти, чтобы человечество могло быть спасено.
Вокальные партии парят над простым бассо континуо, часто без сопровождения какого-либо мелодического инструмента. Текст декламируется драматично, с большим пафосом, не выражая содержание, но также неся медитативную функцию.
Приоритет текста над церковной музыкой Леопольда в данном случае очевиден. Для правителя Священной Римской империи подчинение музыки — даже когда она иллюстрирует текст — было делом принципа. На первый взгляд это может показаться архаичной позицией для 1668 года, но более справедливая оценка предполагает вместо этого сознательный подход.
Вместе с тем инструментальное сопровождение, включающее инструменты скрипичного семейства вместе с протяжным звучанием виолы да гамба, обеспечивает как бы связующую нить между двумя противоположными мирами.
***
Такого рода религиозные музыкальные произведения Леопольда I – возможность спустя столетия рассмотреть характер императора, вероятно, временами слишком фанатичного, но все же очень привязанного к реальному миру.
Леопольд был погружен в величие своей имперской участи, подчеркивая её религиозный аспект и в музыке. На то было несколько дополнительных оснований. В частности, победа над Османской империей, положившая конец турецкой экспансии на Западе. Победа послужила прогабсбургской пропаганде, став идеальным инструментом для создания образа императора Леопольда как защитника христианского мира.
Уже упомянутый кузен-противник Леопольда Людовик XIV однажды заметил, что он боялся не императора лично, но его «возвышенности». В жизни религиозно настроенный Леопольд проникся некоей нетерпимостью истинного католического контрреформатора.
К примеру, при его правлении евреи были изгнаны из Вены в 1669-70 годах, и впоследствии им было запрещено селиться в австрийских наследственных землях. Бывшее еврейское гетто на Унтерер-Верд было переименовано в Леопольдштадт в честь императора. Происходила экспроприация домов и земель, которые благодаря набожному императору передавались гражданам-католикам, а на месте синагоги была построена приходская церковь св. Леопольда.
***
Но этот фанатичный католик в тоже время и интересовался наукой, с легкостью владел несколькими языками. В духе времени император помимо живо интересовался и историей, и литературой. Среди прочего он основал университеты Инсбрука и Бреслау. При Леопольде I Вена претерпела значительные преобразования, приукрасившись разнообразными зданиями в стиле барокко. Строительством были отмечены дворец Шенбрунн и одно из крыльев Хофбурга.
Одно из скульптурных изображений Леопольда в наши дни можно рассмотреть на чумной колонне в Вене. Император Леопольд I изображен стоящим на коленях - в смирении. При жизни он называл себя «недостойнейшим слугою Пресвятой Девы Марии». Леопольд не был «пленительным» правителем, будучи почти гротескно уродливым и страдающим крайним примером челюсти Габсбургов.
Будучи застенчивым и нерешительным человеком в жизни, император научился компенсировать неловкость ореолом неземной миссии монарха. Говорят, что его физические недостатки даже нарочито подчеркивались императором на портретах и тех же монетах из-за смирения.
И все же в историю император Леопольд скорее вошел более как удачный монарх, как человек деятельный, успевший оставить след во многих начинаниях. Его можно назвать самым продуктивным из так называемых «императорских композиторов».
***
Император Леопольд I умер в Вене 5 мая 1705 года. Говорят, что его любовь к музыке зашла так далеко, что в час своей смерти он приказал группе придворных музыкантов играть его любимые произведения в соседней комнате.
Достойный сын своего музыкально одаренного отца Фердинанда III, Леопольд смог передать любовь к музыке своим сыновьям – будущим императорам. И Иосиф I и Карл VI также окажутся не лишены музыкальных дарований.
Сегодня коллекции музыкальных работ Леопольда I можно найти в основном в коллекциях Австрийской национальной библиотеки. Но, общий интерес и к истории музыки периода барокко в наше время, в частности и интерес к творчеству императора-композитора с учетом современных возможностей делает музыку Леопольда I и его придворных композиторов все более доступной для слушателей.