Найти тему

СТАРИННЫЙ ОБРЯД "ВЛАЗИНЫ" - ПЕРЕЕЗД НА НОВОЕ МЕСТО!

Новоселье или входины, влазины – это старинный русский обряд, который приносил в семью мир, богатство и благополучие.


Все обычаи переезда в новый дом, новоселья тщательно соблюдали. Считалось, что в момент переселения человек особенно беззащитен, так как находится в промежуточном состоянии, расставшись с прежним жилищем. Именно обряды помогали ему освоиться с переменами, делали процесс осмысленным, одухотворенным. Наши Предки внимательно подходили к выбору времени для начала новой жизни в новом жилище.

Кроме привязки к дате начала нового года, учитывали также фазы луны, время суток, и другие календарные праздники. Например, переезд перед полнолунием являлся хорошим знаком. Добрым временем для переезда считалось время «ровно в полдень, по солнцу».

строительство дома
строительство дома

Также благоприятным временем было переезжать «как можно раньше перед вос-ходом солнца» или ранним утром. Но ни в коем случае нельзя было справлять новоселье во второй половине дня и тем более к вечеру, чтобы жизнь в новом доме не катилась по-добно солнцу к закату, угасанию.

В некоторых местах предпочитали переезжать ночью, но при этом следили, что-бы созвездие Волосыни (Плеяды) Бога Волоса (Велеса) стояло высоко, что значит в это время могущество Великого Бога богатства и плодородия было велико!

-3
-4

Древнее правило наших Предков — во всём следовать Природе, и примеру Богов. Позднее на крещёной Руси, въезд в новый дом старались также приурочить к церковному празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы! Входила Богородица в храм на небе, а люди входили в новое жильё на земле!

При переходе в новое жильё опасались многого, а потому обрядовые действия входа в дом начинались за неделю. Ведь мало ли какие враждебные духи, хозяйничали на этой территории до прихода сюда людей? А вдруг при строительстве жилища «буйное» дерево попалось, или плотникам не угодили, да они «злое» бревно подложили, а то чело-век с недобрым взглядом прошёл и сглазил, и поселилась там уже нечисть от чьей-нибудь зависти?

-5

Так, испытывая безопасность новой территории привлекали домашнюю живность. На первую ночь пускали в дом кота и кошку, если всё было благополучно, на второй день несли петуха и курицу, на третий день уже поросёнка, в следующие дни овцу, корову и лошадь. Птицы и животные очень чувствительны, они способны показать хозяину, «доброе» ли место.

Наши Предки верили, что тёмные силы заберут к себе того, кто первый переступит порог. Поочерёдное запускание животных на ночёвку в новый дом – это и рудимент древнего обряда жертвы духам места.

-6

Люди забирали у природы её часть, ставя на ней свой дом, повреждая на этом участке живое, или изгоняя его. Жизнь за жизнь! И потому ещё в XIX века на пороге нового дома рубили голову курице и не употребляли потом эту курицу в пищу – она была жертвой духам места.

Или ещё при начале строительства, после возведения сруба резали петуха и брызгали кровью на четыре угла, а затем зарывали его под дверью будущего дома.

Конек на крыше охлупень
Конек на крыше охлупень

И только на седьмой день окончательно поселялись в доме люди. Издавна было подмечено, что кто первый в дом входит, тому первому и умирать в нём.

Первый входящий принимал на себя всё зло, которое затаивалось на новом месте, или становился жерт-вой за срубленные для строительства деревья, за отобранную у живой Природы землю. И потому если в семье были «уставшие от жизни» глубокие старики, они-то и входили первыми в новое жильё.

-8

Если не было дряхлых стариков, приглашали чужого человека, не верующего ни в чёрта, ни в бога, или иноземца.

В иных местах ограничивались запуском в дом петуха. Если он кукарекал, это был хороший знак.

-9

В позднее время чаще всего первой в дом запускали кошку и оставляли там ноче-вать, так как она, по поверьям, связана с миром Потустороннего, поэтому ей ничего не страшно. Верили также, что у кошки «девять жизней», а потому потерять одну жизнь для неё не страшно.

-10

В старину кошку впускали также для Домового со словами: «Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор».

-11

Переезжая в новый дом, старый дом всегда оставляли в целости, сохранности и чистоте. Считали, что всё худое, плохое, брошенное в старом доме, обязательно со време-нем появится и в новом. Поэтому, покидая старое жилище, приводили его в порядок с лю-бовью и благодарностью. Чисто выметали и вымывали полы, смазывали скрипящие петли дверей и т.п.

-12

По одной из примет обязательно оставляли в старом жилье немного мелочи на подоконнике или на полу возле выхода. Считалось, что это позволит бывшим хозяевам перейти в новый дом с материальной удачей, а новым хозяевам жить в достатке.

-13

Переходя на новое жильё, также с собой старались забрать из старого дома в новый и Долю. Считалось, Доля (добрая судьба) есть не только у человека, но и у избы. Перенос Доли выражался в том, что с прежнего места на новое переправляли в первую очередь «символы обжитости». В старину это могли быть священные изображения Богов и Предков.

Кстати, в глубочайшей древности само слово «бог» означало «доля», «судьба», «участь». В христианскую эпоху — это были уже иконы. Также предметами воплощающими Долю были стол, огонь очага, домовый сор и даже... лукошко навоза из хлева и недоваренная каша.

-14

Огонь из старого очага переносили в горшке с угольками, или с головнёй. Сор, переносили не весь, лишь горстку, её бросали в святом (красном) углу. Весь прочий сор тщательно выметали из покидаемого дома, чтобы «не оставить в нём Долю».

Кашу несли недоваренную и прямиком ставили сразу доваривать на новый огонь в новом доме, новом очаге. Обряд «доваривания каши», символизировал преемственность нового очага по отношению к прежнему.

В день переезда хозяйка в последний раз топила старую печь, ставила горшок каши и варила её до полуготовности, потом снимала и в чис-том полотенце несла в новый дом — доваривать окончательно уже там. Или же в старом доме замешивали тесто, которое переносили в новый дом, и там уже пекли хлеб.

-15

Считалось, что переносить символы «обжитости», Доли должны люди, имеющие детей (если хозяева были бездетны, просили тех из близких, кто уже стал родителями), беременные женщины (в отличие от «праздных»). Вообще по традиции чтобы это были люди молодые, здоровые, полные сил, а не дряхлые старики. Всё должно было способст-вовать счастливой жизни, росту, богатству, прибытку, многочадию в доме.

-16

Огромной жизненной силой и силой очищения обладает хлеб, зёрна и, особенно, по старым верованиям, квашня – деревянная кадка для теста. Потому первым иногда мог войти хозяин с квашнёй в руках, за ним – хозяйка с курицей, далее шла молодёжь.

-17

В дом в первую очередь заносили священные изображения Богов и Предков, позднее иконы – семейные святыни, и стол – символ домашнего алтаря, стабильности, достатка, сытости, единения семьи.

-18

Входили впервые в дом члены семейства по нитке, верёвке или поясу. Всё это –символы времени, долговечности, жизни, которые связывают родных.

-19

Происходило это так: сначала сквозь раскрытую дверь внутрь избы бросали клу-бок ниток, пояс или верёвку. Держась за нить (пояс, верёвку), переступал через порог глава семьи — большак. Потом он за эту нитку «втаскивал» в помещение остальных, строго соблюдая принцип старшинства.

Обязательно совершался завещанный Предками обряд: приглашение в новый дом на новоселье старого хозяина, Домового. Когда в покидаемом доме в последний раз топилась печь, оставалась на прежнем пепелище одна старая бабка. Она выгребала из печки все угли в печурку. Ровно в полдень собирала она в припасенный заранее горшок все непо-гасшие до того времени угли, накрывала посудину скатертью и, обращаясь к заднему углу избы, говорила: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье!».

Затем шла старуха на новый двор, где у распахнутых настежь ворот её уже ожидали хозяева с хлебом-солью. Подойдя к воротам, старуха стучалась и спрашивала: «Рады ли хозяева гостям?» – «Милости просим, дедушка, к нам на новое место!» – с поклонами отвечали ей ожидающие.

-20
-21

Также, привечая Домового на новом месте, угощали его, ставя под печь или в подполье горшочек каши и чашку медового напитка.
Когда вся семья уже собралась под крышей нового жилья, вокруг стола все стано-вились на краткую молитву к Богам и Предкам, с просьбой благословения дома и новой жизни в нём. А затем хозяйка принималась стряпать. Не только доваривать кашу и допе-кать хлеб, но и готовить угощение к праздничному застолью. Варили брагу, пекли пироги… К застолью приглашалась вся родня: тесть с тещею, сваты, дяди и кумовья.

Когда был готов пиршественный стол, на него водружали каравай, ставили соль в солонке. Хлеба должно было быть на праздничном столе много. Пол при этом устилали травой.

Гостей было принято угощать как можно лучше. Считалось, что нельзя жадничать на новоселье, иначе в доме не будет достатка. Ведь за столом будут присутствовать не только люди, но и духи Предков, домовые духи и духи этого места. Всех их тоже нужно угостить честь по чести, вдосталь!

Все приглашённые гости обязательно приходили с хлеб-солью – символами благополучия и изобилия, и с подарками, каждый по своему достатку. Женщины преподноси-ли хозяйке дома овечью шерсть, покрывала, чтобы жить в новом дом было тепло. Дарили скатерти, муку, крупу, яйца, сало - дабы был достаток, приносили и мёд, сахар, чтоб новая жизнь была сладкой! Приносили подарки и для нового обихода: табуретки, скамейки, по-ловики, горшки. Могли подарить и живых кур, уток, кроликов, которых, входя, запускали в дом.

-22

На пороге гости бросали в ведро, которое находилось у порога, деньги, чтобы в доме водились денежки, на богатство.

Но окончательно освоенным, «освящённым», и обжитым жилище считалось лишь после того, как в нём совершалось одно из ключевых событий жизненного цикла: рожде-ние, смерть или свадьба.

Только с этого времени новый дом становился воистину Домом, в котором, согласно пословице, «и стены помогают».

По материалам этнографии составила статью Рада Бычкова (этнолог, этнограф, исследовательтрадиционных культур и шаманизма")