Найти тему
Александр Майсурян

Изменилась ли Россия за полгода с начала СВО?

Прошло полгода с начала широкомасштабных военных действий на Украине (локальная война-то там идёт, напомню, с 2014 года). Изменилось ли за эти полгода само российское общество? Думаю, да, изменилось. Не берусь судить, хорошо это или плохо, но изменения заметны.
Вот смотрите, например. Недавнее сообщение: «Эшелон с 200 украинскими резервистами уничтожен ударом «Искандера» на железнодорожной станции Чаплино в Днепропетровской области, сообщило российское Минобороны». Фото горящего поезда:

Поезду пришлось вступить в единоборство с вот такой вот дурой из «Искандера», так что дуэль была явно неравной.

-2

200 там было или, скажем, 199 — не суть важно. Разговор не об этом. Интересна реакция на сообщение. Представляю, было бы такое в первые дни СВО — в соцсетях царило бы оханье на тему: как же так? ведь это были обычные мужики, резервисты, они даже и повоевать-то с ВС РФ не успели, их просто забрили на службу под угрозой тюрьмы, да и всё. И чем они отличаются от российских мужиков? Говорят, скорее всего, на том же языке, родились, возможно, ещё в одной общей стране — СССР, и уж точно там родились и выросли их родители. И вот... А теперь сообщение подаётся в твёрдом расчёте на положительную реакцию: ага, ещё 200 единиц живой силы противника положили! Отлично, так держать!
Повторяю, я сейчас не одобряю и не осуждаю эту перемену в настроениях, просто отмечаю её.
Чем-то это напоминает перемену в настроениях РККА в первые месяцы 1941 года. Тогда многим тоже казалось неправильным воевать против вермахта — ведь там пролетарии, то есть такие же простые рабочие мужики, как и мы, так неужели мы в них стрелять будем, пулями и снарядами? Надо просто достучаться до них, разбудить в них сознательность, и они сами перейдут на одну с нами пролетарскую сторону.
Если бы всё было так просто...
У поэта-фронтовика Бориса Слуцкого (1919—1986), родившегося, кстати, в Славянске, есть довольно жестокая «Баллада о догматике». Вот её текст:

Немецкий пролетарий не должон! —
Майор Петров, немецким войском битый,
ошеломлён, сбит с толку, поражён
неправильным развитием событий.
Гоним вдоль родины, как жёлтый лист,
гоним вдоль осени, под пулемётным свистом
майор кричал, что рурский металлист
не враг, а друг уральским металлистам.
Но рурский пролетарий сало жрал,
а также яйки, млеко, масло,
и что-то в нём, по-видимому, погасло,
он знать не знал про классы и Урал.
— По Ленину не так идти должно! —
Но войско перед немцем отходило,
раскручивалось страшное кино,
по Ленину пока не выходило.
По Ленину, по всем его томам,
по тридцати томам его собрания.
Хоть Ленин — ум и всем пример умам
и разобрался в том, что было ранее.
Когда же изменились времена
и мы — напёрли весело и споро,
майор Петров решил: теперь война
пойдёт по Ленину и по майору.
Всё это было в марте, и снежок
выдерживал свободно полоз санный.
Майор Петров, словно Иван Сусанин,
свершил диалектический прыжок.
Он на санях сам-друг легко догнал
колонну отступающих баварцев.
Он думал объяснить им, дать сигнал,
он думал их уговорить сдаваться.
Язык противника не знал совсем
майор Петров, хоть много раз пытался.
Но слово «класс» — оно понятно всем,
и слово «Маркс», и слово «пролетарий».
Когда с него снимали сапоги,
не спрашивая соцпроисхождения,
когда без спешки и без снисхождения
ему прикладом вышибли мозги,
в сознании угаснувшем его,
несчастного догматика Петрова,
не отразилось ровно ничего.
И если бы воскрес он — начал снова.


Слуцкий, позднее ставший диссидентом или близким к тому, ошибается в одном: что майор Петров действовал якобы «по Ленину». В этом случае придётся признать, что Ленин сам действовал «не по Ленину» в начале 1918 года, когда он всеми силами добивался мира с кайзеровской Германией, доказывая, что «революционная война» против неё сейчас абсолютно нереальна.
Но война с Украиной «по майору Петрову» была реальна ещё в 2014 году, она, собственно говоря, и шла в таком именно формате в Крыму, в феврале месяце, когда военнослужащие ВСУ приходили в полную растерянность от перспективы вступить в бой с ВС РФ и складывали оружие без боя. А помните красные советские боевые знамёна, под которыми решил в качестве жеста отчаяния выступить кто-то из командиров ВСУ в 2014-м в Крыму, апеллируя к былому общему прошлому? Хотя это, разумеется, находилось в абсурдном противоречии со всей политикой Евромайдана, основой которой была декоммунизация.
Но с тех пор много воды утекло... Восемь лет настойчивых объяснений, почему жечь и уничтожать «самок и детёнышей колорадов» есть дело душеполезное и богоугодное, не прошли даром. Увы... К тому же у буржуйской России нет даже тех аргументов про «класс... Маркса... пролетария», которые имелись у «догматика» Петрова. Есть только апелляция к СССР (довольно глуховатая притом, которая вызывает оскомину у самой российской буржуазии). Но СССР разрушили те самые люди, которые сейчас стоят у руля в Кремле, или их прямые наследники. Разве не глава Нацгвардии г-н Золотов на тот знаменитый танк с Б.Н. Ельциным в Августе-1991 вскарабкивался? А где тогда был нынешний министр обороны г-н Шойгу? Не в правительстве ли могильщика СССР Ельцина заседал?.. Вот то-то и оно...