Найти в Дзене
Увлекающая история

Каков религиозный мир славян?

Восточные славяне в VII-IX вв. воспринимали мир совершенно по-другому, чем мы. Для нас с вами пройтись от дома до магазина – пустяковое дело. Но для славян того времени это было бы великим трудом. Почему? Ответ кроется в сознании тех людей, для которых окружающее пространство было пропитано мифологией. Встречающиеся по пути в магазин небо, солнце, земля, дерево и т.д. имели бы для сознания того человека особенный сакральный смысл, обозначая какое-нибудь божество или другое сверхъестественное существо. Поэтому восточным славянам тех веков путь от дома до магазина является путем сквозь различные мифологические миры. Конечно, это нелегко! Отличие от греческого и римского политеизма Религия восточных славян характеризуется, как политеистическая, то есть включающая в себя множество богов. Но при этом она отличается от римской и греческой религий в важном аспекте: она в основном не антропоморфична. То есть в ней почти не имеется наделения божеств какими-то человеческими качествами, эмоциями.
Оглавление

Восточные славяне в VII-IX вв. воспринимали мир совершенно по-другому, чем мы. Для нас с вами пройтись от дома до магазина – пустяковое дело. Но для славян того времени это было бы великим трудом. Почему? Ответ кроется в сознании тех людей, для которых окружающее пространство было пропитано мифологией.

Встречающиеся по пути в магазин небо, солнце, земля, дерево и т.д. имели бы для сознания того человека особенный сакральный смысл, обозначая какое-нибудь божество или другое сверхъестественное существо. Поэтому восточным славянам тех веков путь от дома до магазина является путем сквозь различные мифологические миры. Конечно, это нелегко!

Отличие от греческого и римского политеизма

Религия восточных славян характеризуется, как политеистическая, то есть включающая в себя множество богов. Но при этом она отличается от римской и греческой религий в важном аспекте: она в основном не антропоморфична. То есть в ней почти не имеется наделения божеств какими-то человеческими качествами, эмоциями.

Греческие и римские же боги были богами антропоморфичными: они воевали друг с другом, влюблялись, совокуплялись, рождали, ревновали, предавали, убивали. Имеются предположения, что религия славян со временем стала бы также антропоморфичной, если бы не пришло христианство.

Славянские боги

Богом богов у славян был Сварог, которому подчинялись остальные боги. Он олицетворял собой все небо, вселенную. Поскольку на небе было солнце, детьми Сварога славяне считали солнце и огонь.

Славянские божества
Славянские божества

Другой славянский бог – Дажьбог (бог солнца). Как мы знаем, славяне были земледельцами. Именно поэтому, Дажьбог особенно почитался у славян, ведь от него зависела урожайность посевов. По такому же принципу почитались бог и богини плодородия – Род и роженицы, которые связывались в сознании славян с землей.

К IX в. родившийся в княжеской среде культ Перуна сильно распространился среди восточных славян. Перун – бог молний и грома – стал отождествляться со Сварогом и стал во главе славянских божеств.

Помимо перечисленных богов у славян также были богиня Макошь, олицетворявшая появление всего живого, Стрибог, повелевающий ветрами и другие второстепенные боги.

Одухотворение природы.

Мифологические пространство восточных славян помимо божеств было заселено также другими сверхъестественным существами. На страже домов восточных славян находились домовые, которых связывали с духом своих родоначальников. Из царства мертвых к людям являлись злые духи, которых называли упырями (теперь вы знаете, кто такой упырь).

Славян оберегали от злых духов добрые – берегини. Отсюда кстати пошли обереги в виде амулетов, заклинаний и т.д. Водные пространства рек и озер имели сакральное значение врат в подземный мир. Там проживали русалки и водолей, который был хозяином водной стихии. В чащах лесов, куда славяне выходили на охоту, за грибами и ягодами обитали дух-леший, хозяин лесов (наверное, ярый защитник леса от пожара).

Интересная концовка об участи славянских божеств

В 991 году в Новгороде, прибывшим туда епископом Иоакимом был сокрушен Перун и остальные идолы. Всех статуи богов приказали бросить в р. Волхов. Перун, которого волочили по земле по пути в Волхов, от того, что над ним издевались славяне, начал кричать:

О горе, ох мне, достахся немилостивым сим рукам.

© Исследователь Лекбезин

Читатели, если у вас будет какая-либо интересная информация по этой теме, делитесь в комментариях. Ну и не забывайте подписываться. Всем удачи и до скорых встреч.