Найти тему
Mushroom. History and Facts

Фашистский эксперимент над школьниками, вышедший из-под контроля

Этот школьный эксперимент 1967 года доказал, насколько легко стать нацистами.

«Ужасающе нормальное» стремление соответствовать

В 1967 году, когда Рон Джонс, 25-летний учитель обществознания из Пало-Альто, штат Калифорния, решил рассказать своим десятиклассникам о событиях, приведших к Холокосту, он обнаружил, что многие из них не могут смириться с этим. Встал вопрос о том, как простых немцев принуждали к пособничеству страшному режиму.

-2

Рон Джонс был молод (25 лет), красив, харизматичен, полон энтузиазма, вовлечен, энергичен, изобретателен, поддерживал своих учеников и окружающих и всегда улыбался, он был молод душой. Это был его первый полный год работы учителем. На протяжении всего учебного года на уроке истории «Современный мир» он делал акцент на том, чтобы помочь учащимся понять различные точки зрения на проблемы и научиться думать самостоятельно.

«Мы собираемся провести эксперимент, не угрожающий никому», — сказал однажды Джонс своим студентам, по словам одного из студентов. Он стал вести себя более сурово, чем обычно, и обнародовал новый набор правил, которых, как он ожидал, они будут придерживаться в классе. Это раздражало, но, как и любое отвлечение от однообразия старшей школы, поначалу было весело.

Джонс говорит, что думал, что эксперимент продлится всего один день. Но когда он пришел на следующий день, все студенты уже сидели за партами, выпрямившись. «Доброе утро, мистер Джонс!» — сказали они в унисон, как им было велено сделать накануне. Эксперимент продолжился.

-3

«Первые несколько дней Третья волна была игрой. У нас было много правил, у нас было много вещей, которые мы должны были сделать», — вспоминает один из бывших учеников Джонса в документальном фильме 2011 года «План урока: история третьей волны». Они включали приветствие друг друга жестом руки в нацистском стиле, вставание, чтобы задать вопрос (которые должны были быть заданы в трех словах или меньше) и работу над туманным проектом по «уничтожению демократии». Единство занимало центральное место в духе Третьей волны, и группа сделала баннеры со своим логотипом, на котором было написано «Сила через участие» и «Сила через дисциплину». Учащимся также запрещалось собираться группами более двух человек.

Студентам сказали, что если они согласятся с экспериментом, то получат пятерку. Если бы они попытались каким-либо образом свергнуть Джонса, то получили бы пятерку. Если они откажутся участвовать, их сошлют в библиотеку.

Он раздал членские билеты, в некоторых из которых определенные ученики были отмечены как шпионы — им было поручено сообщать о других учениках, которые не соблюдали правила в классе. Он проводил суды над студентами, которые шутили о Третьей волне, выгоняя нарушителей. И оценки больше не основывались на успеваемости отдельного ученика, а скорее на успеваемости класса в целом.

Он заметил, что самые одаренные ученики, сидевшие в первых рядах, легко воспринимали Третью волну, так же как и бунтари из конца класса. «Именно средняя группа активизировалась», сказал он, «на мгновение они стали победителями».

-4

Участие в Третьей волне было всеобъемлющим: правила применялись в классе и в школе, а также вне школы и даже дома. Если вы видели товарища по сообществу и не приветствовали его фирменным жестом, на вас могли пожаловаться и осудить. Рука вытянута в сторону, согнута в локте на 90 градусов, с поднятой ладонью в виде волны. Осуждение за нарушение правил означало бы отправку в библиотеку, то есть изгнание из Третьей волны. «Вы никогда не знали, кто придет на следующее утро и сдаст вас. Из-за этого все линии связи и дружбы между студентами были прерваны», — вспоминает один студент.

Из всех учеников активно сопротивлялись только двое — второкурсницы Алисса Хесс и Шерри Таусли. В последний день Гесс встала в классе и призвала одноклассников не идти на митинг. Тусли сопротивлялся с самого начала. Таусли был одним из лучших учеников Джонса, которого рано выгнали из класса за то, что он поставил под сомнение цели движения. Она анонимно создала группу сопротивления против Волны «Разрушители». В документальном фильме
«План урока» она рассказала, что отец отвез ее в Кабберли до начала уроков, чтобы она могла повесить плакаты против волн в коридорах, чтобы ученики не могли их сорвать. До создания документального фильма 40 лет спустя ни один человек, кроме ее отца, не знал, что Таусли была единственным человеком, стоящим за группой сопротивления.

У Джонсона появились телохранители. Они добавляли аутентичности опыту, служили для защиты Джонса в случае инцидента (ходили слухи об угрозах) и помогали в соблюдении правил.

На третий день студент последовал за ним в учительскую. Когда другой учитель сказал ему, что учеников туда не пускают, ученик настаивал: «Я не ученик — я телохранитель», — вспоминал Джонс.

Хотя история традиционно рассказывается в контексте одного класса, состоящего примерно из 30 учеников, на самом деле было три класса Третьей волны, которые преподавал Джонс одновременно это сформировало первоначальную группу из примерно 90 членов Третьей волны. Были дополнительные ученики которые часто пропускали другие занятия, чтобы посещать занятия Джонса, и еще больше тех, кто был завербован учениками в качестве новых членов Третьей волны. В утренних объявлениях по громкой связи Кабберли передавались новости Третьей волны, так что вся школа слышала об этом. Весть о деятельности Третьей волны достигла и двух других кампусов средних школ Пало-Альто.

В радиоинтервью бывший студент описывает атмосферу страха, которая быстро установилась среди студентов, «слухи поверх слухов». Доверие между учениками, даже между теми, кто когда-то был другом, быстро рушилось. Сильный акцент на «единстве» был подорван атмосферой подозрительности, созданной Джонсом.

-5

Уже на четвертый день Джонс почувствовал, что теряет контроль над экспериментом. Это привлекло внимание других студентов, и движение разрослось — ему даже оказывалось активное сопротивление. Джонс решил, что это должно закончиться. Он объявил студентам, что «Третья волна» является частью национального движения, и попросил их прийти на следующий день на митинг, на котором будет объявлен кандидат в президенты. Когда на следующий день студенты пришли в аудиторию, Джонс открыл экран, на котором воспроизводились только помехи. После нескольких минут почти молчаливого извивания Джонс рассказал студентам, что они участвовали в эксперименте по посеву семян фашизма. Он закончил встречу показом фильма о нацизме. Студенты вели себя как нацисты, которых они якобы ненавидели, а он показал кадры митинга в Нюрнберге.

Много лет спустя мистер Джонс узнал, что члены Третьей волны избили журналиста школьной газеты в ночь перед митингом, сказав ученику не писать ничего негативного о движении.

На следующем очередном собрании класса на следующий день после митинга Джонс и студенты обсудили, что произошло во время Третьей волны. Они поделились мыслями и опытом, а также рассмотрели то, что узнали в ходе эксперимента. В следующий понедельник они вернулись к обычным занятиям по следующему предмету — Вьетнаму. Некоторые студенты смогли легко перейти к новым исследованиям, в то время как другим требовалось больше времени, чтобы поразмыслить, расслабиться и восстановиться после опыта Третьей волны.

Эксперимент был показан в одноименном немецком фильме 2008 года (Die Welle). У эксперимента Джонса было много недоброжелателей, в том числе некоторые родители и коллеги-преподаватели, которые думали, что он воспользовался своей властью, чтобы несправедливо внушать идеологическую обработку пленной аудитории, а не просто обучать их идеологической обработке. Два года спустя его карьера завершилась.

Но, как симуляция нормализации фашизма, эксперимент удался.
Это ярко иллюстрирует пугающий вывод, к которому пришла теоретик Ханна Арендт на суде над нацистским военным преступником Адольфом Эйхманом: большинство членов СС были
«не извращенцами и не садистами», а, скорее, «ужасающе нормальными».

Об этом эксперименте стало известно общественности только после публикации письма от самого Рона Джонса. Он написал его после встречи со своим учеником с которым обсудил этот эксперимент. До этого письма - никто не знал о третьей волне, на последнем заседании все члены волны поклялись молчать.

-6

Письмо Джонса - произвело эфект "Разорвавшийся бомбы". Несколько фильмов, большое количество интервью, театральные постановки и даже балет был посвящен этому эксперименту.
Сам Джонсон был напуган простотой и скоростью развития событий и старается говорить об эксперименте очень осторожно.

Его эксперимент по фашизму «Волна» был снят в виде художественного фильма Die Welle и документального фильма «План урока». Романтизированная версия Волны, напечатана на 23 языках и обязательна к прочтению в немецких и израильских школах. В 2013 году Рон завершил музыкальную версию своего опыта Wave. Мюзикл «Третья волна», а также театральные и музыкальные постановки «Волны» шли в театрах мира.

-7

Как автор он писал о повседневных героях, которые обогащают нашу жизнь. Три его рассказа «Люди из желудей», «Волна» и «Би-шар» были превращены в телевизионные программы, получившие для своих продюсеров премии «Эмми», «Золотой глобус» и «Пибоди». Книга «Дети, которых называют сумасшедшими» была номинирована на Пулитцеровскую премию. А рассказ Сэй Рэя об инвалиде, похищенном в Мексику, был признан американской книгой года.

#история #фашизм #эксперимент #экспериментынадлюдьми #школа #америка #интересныефакты