Найти в Дзене

ПОЧЕМУ БАБА-ЯГА В СТУПЕ ЛЕТАЕТ?

Оглавление

Баба-Яга — известный персонаж славянских волшебных сказок. Но прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была в более древние времена не просто существом мифологическим, а славянской Богиней Смерти!

И когда-то имела совсем иной облик, отличный от привычного нам сегодня с детства - старухи в ступе.

А был её облик в глубокой древности...

...скорее полуживотным, а то и вовсе звериным!

Но какое именно животное лежит в истоках образа?

Чтобы открыть эту тайну, нам придется коснуться более широкой проблем происхождения образа многих древних одноногих богов.

Для начала вспомним, что у Яги необычная (чаще всего — костяная) нога.

Костеногость — это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). В сказках костяная нога упоминается почти всегда в единственном числе! А когда-то Яга в мифах была действительно одноногой.

-2

Некоторые сказки прямо так и называют Бабу-Ягу одноногой.

«Ах, ты, Бабушка-Яга, одна ты нога!», — обращается к Яге герой сказки «Иван-царевич и богатырка Синеглазка». В сказке «Ванюша-дурачок» Баба-Яга «прыгает вокруг них на одной ноге».

-3

Одноногие древние божества (и их разновидность — хромоногие) есть во множестве мифов разных народов. И все они, за малым исключением, так или иначе связаны с образом змеи. Связь эта настолько постоянна, что можно сформулировать правило: если миф сообщает, что у божества не все ладно с ногами, то «ищите змею!».

медуза горгона
медуза горгона
медуза горгона
медуза горгона
боги Наги в Индии
боги Наги в Индии
Васуки царь нагов
Васуки царь нагов
Ламия дочь Посейдона
Ламия дочь Посейдона
Скифская змееногая богиня АПИ
Скифская змееногая богиня АПИ
Меритсегер богиня Египта
Меритсегер богиня Египта

Возьмем примеры из классической мифологии, хотя их немалое количество в мифах многих народов: в Европе, Азии, Африке, в Северной, Центральной и Южной Америке, Австралии и Океании.

О древнегреческом боге Гефесте было известно, что он сильно хромал — даже ходить один не мог, его поддерживали две выкованные из золота рабыни. Греки объясняли хромоту тем, что Гера, пораженная уродством сына, сбросила его с Олимпа и он при падении повредил ногу.
Но это позднее объяснение.

Более ранние мифы помнили, что Гефест был хромым от рождения. В чем же состояло первоначальное уродство?

Ответ находим в мифе о сыне Гефеста Эрихтонии. Его тело младенца переходило в змеиный хвост! Уродство, которое "забылось"
у бога-отца, передалось его сыну.

Эрихтоний появляется из корзины. Рис. Антонио Темпеста
Эрихтоний появляется из корзины. Рис. Антонио Темпеста
"Появление Эрихтония" Рис. Йохана Ульриха Крауссена
"Появление Эрихтония" Рис. Йохана Ульриха Крауссена
Рубенс "Младенец Эрихтоний"
Рубенс "Младенец Эрихтоний"

У Эдипа, мифического царя Фив, а на самом деле когда-то догреческого божества, была опухшая нога. Миф объясняет уродство тем, что в детстве ему прокололи ступни ног. Но на самом деле «пухлость» это тоже позднее переосмысление первоначального змеиного хвоста, который имел Эдип вместо ног.

У древнегреческого громовержца Зевса Тифон вырезал жилы на ногах,
чтобы он не мог ходить. На самом деле в более древних мифах Зевс не ходил, он был змеем! А позднее обретя антропоморфный вид , обращался в змея. Такой мифологический атавизм — возвращение очеловеченных богов к своим звероподобным богам-предкам.

В славянской мифологии также можно проследить связь между хромоногостыо (одноногостыо) сверхъестественных существ и змеёй. По белорусскому преданию все черти (нечисть) — хромые. Хромоту они приобрели после того, как были сброшены небесным воинством с неба на землю. В имени главного черта-предводителя - «цмок» («змей») сохранился ясный намек на его архаичное змеиное происхождение.

Белорусская мифология Цмок. Памятник Цмоку в Лепеле
Белорусская мифология Цмок. Памятник Цмоку в Лепеле

Образ славянского бога грозы Перуна также несомненно был связан с образом змеи как первобытным олицетворением молнии. Некоторые источники его прямо называют «змиякою».

Илья пророк (за которым укрылся языческий бог Перун) помогал от укуса змеи!


Илья пророк - покровитель змей. «На Ильин день гад по воле бродит», то есть змеям дается воля в день Ильи, и потому ни скотину в сей день на луга не выгоняют, ни сами в поля, луга не ходят, остерегаясь укусов.
Чудодейственной силой обладали свечи, вытопленные из змеи, убитой на Ильин день...

В черногорской легенде об Илье Пророке, сообщается, что бог-громовик был ранен в ногу дьяволом. Вспомним о громовержце Зевсе, которого ранил его противник Тифон (порождённый Тартаром)! Да-да, это мифы об одном и том же... и да, славянский бог грозы был когда-то хромым!

Так выстраивается примерная общая схема превращения древнейшего звероподобного божества в бога антропоморфного (человекоподобного):


1) змея (первобытная стадия мифа);
2) человекоподобное существо со змеиным-хвостом (стадия
Эрихтония);
3) одноногое божество;
4) хромое божество (стадия Гефеста);
5) божество, имеющее недостаток в ноге (стадия Эдипа);
6) божество вполне «очеловеченное», на былую хромоту которого
намекает только миф или ритуал (стадия Зевса).

Но это самая общая схема. В эволюции конкретного мифологического образа могут выпадать те или иные этапы.

Так, у некоторых мифических персонажей, ведущие начало от змеи, вместо формирования ноги из хвоста, например, появлялись два змеиных хвоста — будущие ноги или ноги, похожие на хвосты. Классический пример — змееногие скифские богини.

-15
-16

Вернемся к образу Бабы-Яги.

В сказке мы находим мотив обращения Бабы-Яги перед своей гибелью в змею.

По одной из версий в имени Яга также отразилась ее змеиная природа. Возможно, что «Яга» происходит от санскритского «ahi» — змея.

С первобытных времен культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается уже в палеолите. В неолите известны изображения
змей, олицетворяющих нижний мир, загробный мир.

Орнамент трипольской культуры
Орнамент трипольской культуры

Вот такой долгий путь трансформации образа преодолела древняя Богиня Смерти!

От первобытной эпохи из образа змеи, к одноногой богине, затем пересевшей в ступу, и передвигавшейся на ней по земле, и уже совсем в позднее время она поднялась на этой ступе в воздух и стала летать!

Статуэтка богини Змеи с младенцем более 5 000 лет назад.
Статуэтка богини Змеи с младенцем более 5 000 лет назад.

Ступа, помело - это последний, самый распространенный в сказках способ передвижения Бабы-Яги как бы символизирует ее окончательный отрыв от земли и полное освобождение от её божественных древних сверхъестественных функций, связанных с землей и миром мертвых.

Баба-Яга превращается в чисто сказочный персонаж...

Автор-составитель статьи Рада Бычкова (этнолог, этнограф).

По статье Лаушкин К.Д._Баба-Яга и одноногие боги