Найти тему
Орёл Кавказа

Проблемы первых воздушных десантов. Часть 1: Личный состав.

Первые воздушные десанты с массовой высадкой людей и техники выявили неизвестные ранее недостатки.

Десантники пулемётной роты авиадесантного отряда с пулемётами ДП обр. 1927 г. Начало 1930-х гг.
Десантники пулемётной роты авиадесантного отряда с пулемётами ДП обр. 1927 г. Начало 1930-х гг.

Первые эксперименты по посадочной высадке обычных стрелковых подразделений выявили их низкую способность к перелётам в самолётах: некоторые военнослужащие не только боялись летать, но самое неприятное, что их начинало укачивать. Как следствие самолёты после таких экспериментов приходилось долго отмывать. По этому уже в первые авиамотодесантные отряды личный состав отбирали учитывая их способности к перелётам.

Не меньше проблем десантникам доставлял холод на высоте. При длительных перелётах стрелки одетые в шинели замерзали даже летом и о эффективном вступлении их в бой сразу после приземления говорить было невозможно, не говоря уже о том что переохлаждение бойцов могло вызвать их заболевание.

Ещё в большей степени проблема холода стояла перед парашютистами, которым помимо перелёта необходимо было ещё и покидать самолёт на высоте и вводить в действие парашют в ручную. А это ставило под угрозу безопасность парашютных прыжков. В связи в этим изначально командование авиадесантных отрядов проводило занятия по парашютно-десантной подготовке исключительно в тёплое время года.

Парашютисты-десантники в зимней форме одежды на погрузке в бомбардировщик ТБ-3 для совершения ночного прыжка. Середина 1930-х гг.
Парашютисты-десантники в зимней форме одежды на погрузке в бомбардировщик ТБ-3 для совершения ночного прыжка. Середина 1930-х гг.

С этой целью в конце 1932 года командование ВВС РККА поставило задачу о разработке специального снаряжения для парашютистов-десантников на подобии снаряжения лётно-подъёмного состава авиации, обезпечивавшее десантнику тепло при перелёте, удобство и безопасность при совершении прыжка и удобство при ведении боевых действий на земле после приземления в различных погодных условиях и в любое время года.

Из-за недостаточного количества люков и дверей в самолётах десантников разбрасывало на большой территории. В начале 1930-х годов парашютисты прыгали без личного оружия (винтовки, пулемёты), сбрасываемого на грузовых парашютах в мешках. Бывали случаи, когда десантникам приходилось идти за своим имуществом до 5-7 км. Всё оружие десантников при парашютном прыжке состояло из пистолетов, или револьверов и ножей, что делало невозможным эффективным вступление в бой сразу после приземления.

Десантники с пулемётами ДП со снятыми пламягасителями, для уменьшения длины.
Десантники с пулемётами ДП со снятыми пламягасителями, для уменьшения длины.

С этой целью к середине 1930-х годов начались эксперименты по выброске парашютистов с личным оружием, а в авиационных КБ проектирование транспортных самолётов и грузовых десантных планеров.

С началом парашютного-десантирования с личным оружием выяснилась и другая проблема: длинноствольные винтовки Мосина и ручные пулемёты Дегтярёва были очень неудобны при покидании грузовых отсеков самолётов ТБ-1 и ТБ-3. Требовалось более короткоствольное оружие. Выход виделся в более массовом использовании пистолетов-пулемётов в авиадесантных частях, что и было сделано: насыщение десантных частей первыми серийно выпускавшимися пистолетами-пулемётами системы Дегтярёва ППД-34 и ППД-38 к концу 1930-х гг. было значительно выше чем в стрелковых частях.

С ростом скоростей самолётов в 1934-1935 годах выяснилась ещё одна проблема: начала разрушаться ткань куполов...

Продолжение следует...

Оружие ВДВ: индивидуальное стрелковое оружие десантников начала 1930-х
Орёл Кавказа5 сентября 2022

Оружие ВДВ: стрелковое оружие десантников второй половины 1930-х