Найти в Дзене
Овердрафт XXI века

Как правильно написать досудебную претензию?

Оглавление

Доброго времени суток, друзья!

На нашем канале новая статья, поэтому настраиваемся на экономико-статистические волны и узнаем новое.

Тема нашей статьи сегодня: "Как правильно написать досудебную претензию?"

Путь становления компании или предприятия всегда уникален. Начинаться он может по-разному, прекращение его также по своей природе вариативно. На пути этом руководителя предприятия могут ожидать сложные решения и легкие победы.

С другой стороны, каждый бизнес-проект сталкивается и с одинаковыми преградами, проблемами, методы борьбы с которыми также схожи.

Например, в ходе хозяйственной деятельности мы с 99% вероятностью столкнемся с ситуацией, когда наши клиенты или поставщики нарушают взятые на себя обязательства. К сожалению, недобросовестное (а иногда и умышленно злостное) отношение к условиям заключенного договора или сделки распространено очень часто.

В таком случае самое правильное и действенное средство, к которому может прибегнуть пострадавшая сторона – направление противоположной стороне претензии.

Как правильно составить претензию? На какие моменты важно обратить внимание.

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

Дочитайте эту статью до конца и Вы узнаете:

  • Что такое претензия?
  • Что такое обязательный претензионный порядок и для чего он нужен?
  • Какие основные правила написания претензии?
  • Какие есть способы отправки претензии и чем они отличаются?

ЧТО ТАКОЕ ПРЕТЕНЗИЯ?

-2

Точного определения претензии в законодательстве РФ не закреплено.

Слово происходит от позднелатинского «praetensio» — что означает притязание, требование.

Толковый словарь Ожегова Сергея Ивановича дает следующее определение:

"Претензия – это жалоба, выражение неудовольствия".

Относительно к юриспруденции, претензия это:

«Заявление кредитора (покупателя или заказчика), выражающее протест должнику (поставщику или подрядчику) по поводу нарушения условий соглашения, договора»

Остановимся на наиболее коротком определении, которое и будем использовать далее:

Претензия — письменное требование, об устранении нарушений исполнения обязательства.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРЕТЕНЗИОННЫЙ ПОРЯДОК

-3

В юриспруденции «претензия» как документ предусматривается на досудебном этапе урегулирования спора.

В претензии указываются суть требований кредитора, их причины, срок их удовлетворения и предупреждение о возможном обращении в суд в случае неисполнения требований.

Важно отметить, что в большинстве случаев без направления претензии стороне, нарушившей по Вашему мнению свои обязательства перед Вами, вы не сможете обратиться в суд для защиты своих интересов.

Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором.

Вот, что по этому поводу говорит закон - обратимся к нормативным актам.

ч. 5 ст. 4 АПК РФ:

Гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.

п. 3 ст. 132 ГПК РФ:

К исковому заявлению прилагаются: документы, подтверждающие выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок установлен федеральным законом;

ч. 1-3 ст. 4 КАС РФ:

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов…

… Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

Согласно ст. 4 АПК РФ претензионный порядок необязательно соблюдать, если суть вопроса заключается:

  • в определении обстоятельств разбирательства, которые имеют юридическое значение;
  • в признании организации, частного предпринимателя или гражданина банкротом;
  • в разрешении корпоративного конфликта;
  • в защите интересов и прав группы людей;
  • в осуществлении производства, основанного на судебном приказе;
  • в контроле и содействии арбитража в отношении работы третейских судов;
  • в признании действующими и принятыми к исполнению решений, актов и других правовых актов, вынесенных органами власти иностранных государств.

Также претензионный порядок не нужен, если в арбитраж обращаются представители федеральных и органов местного самоуправления с целью защиты общественных интересов людей и организаций.

Примечание автора:

!!! Приведенные выше исключения соблюдения претензионного порядка относятся к достаточно специфичным ситуациям. В 9 из 10 споров, с которыми юридические лица обращаются в суд соблюдение претензионного порядка обязательно.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ПРЕТЕНЗИИ

-4

При составлении претензии важно учитывать нижеизложенные правила:

1. В претензии обязательно указываются дата ее составления.

По общему правилу на основании претензии Вы сможете обратиться в суд в рамках срока исковой давности, который составляет 3 года. Поэтому дата составления претензии и дата ее получения адресатом важны для исключения пропуска срока исковой давности.

2. В претензии обязательно указывается корректное наименование юридического лица, которому она адресована, а также наименование и реквизиты Вашей компании.

Полное и сокращенное наименование компании можно уточнить, используя данные ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), в котором ФНС публикует основные сведения о всех компаниях, имеющих регистрацию на территории РФ. Для этого нужно знать ИНН или ОГРН компании.

3. В претензии указываются основания, из которых она возникла в виде ссылки на условие договора и ссылки на положения гражданского кодекс РФ.

Например, можно сделать ссылку на ст. 309 ГК РФ: Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

4. В претензии указываются требования, которые вы предъявляете другой стороне с указанием суммы задолженности по состоянию на дату формирования претензии.

Например, указывается размер выставленных и неоплаченных должником счетов, сумма задолженности по которым подлежит немедленной оплате.

5. Претензия должна быть подписана руководителем или лицом, имеющим соответствующую доверенность.

6. Претензия должна быть направлена на юридический адрес должника, указанный в ЕГРЮЛ.

При несоблюдении данного условия, в случае обращения с исковым заявлением в суд он может счесть, что претензионный порядок не соблюден и отказать в возбуждении дела.

7. Дополнительно в претензии нужно указать срок, по истечении которого Вы можете обратиться в суд, для взыскания задолженности в принудительном порядке, если на претензию не поступит надлежащего ответа.

Помимо прочего в претензии может содержаться предупреждение о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами и неустойки, а также отнесение судебных расходов на должника в случае неисполнения претензии.

8. Подготовив претензию, обязательно сделайте копию документа: одна копия остается Вам, а другая уходит адресату.

Например, при отправке претензии почтой РФ, когда Вы решите обратиться в суд с иском к нерадивому должнику, к иску Вы приложите копию претензию и отметку о ее отправке.

СПОСОБЫ ОТПРАВКИ ПРЕТЕНЗИИ

-5

Готовую претензию можно отправить следующими способами:

  • передать лично из рук в руки

В случае передачи претензии нарочно обязательно, чтобы лицо, получившей ее, поставило на копии документа: подпись, свидетельствующую о его получении, расшифровку подписи, дату и время. Претензию необходимо вручать руководителю компании должника или лицу, имеющему доверенность.

Однако стоит учесть, что в случае, если лицо, которому Вы подготовили претензию умышленно уходит от ответственности, то часто найти его и вручить претензию из рук в руки - задача далеко не из простых.

  • отправить отсканированный документ на адрес электронной почты

Наиболее простой способ, однако имеющий один главный недостаток. Претензия, отправленная посредством электронной почты, не является для суда доказательством соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. По этой причине, в случае неудовлетворения претензии со стороны должника, обратиться в суд с претензией отправленной по e-mail Вы не сможете.

Но не отчаивайтесь специально для Вас – следующие два способа отправки претензии.

  • отправить заказным письмом

Наиболее предпочтительный способ отправки. В случае подачи искового заявления в суд, приложенная к иску копия претензии с отметкой об отправке почтой РФ означает надлежащее соблюдение Вашей компанией досудебного, претензионного порядка.

  • Отправить посредством электронного документооборота

В современных реалиях большинство крупных компаний используют системы электронного документооборота (далее - ЭДО), которые позволяют организовать работу с документами, включая их создание, изменение, поиск и передачу. Уход от бумажного носителя безусловно имеет свои преимущества.

При отправке претензии посредством ЭДО главное убедиться, что в системе ЭДО зафиксирован факт доставки претензии. Такая отметка в большинстве случае принимается судом как доказательство отправки претензии.

Заключение

Итак, если Вы дочитали до конца эту статью, то теперь составить досудебную претензию для Вас задача гораздо более простая, чем раньше.

Соблюдайте основные правила подготовки претензии, выбирайте наиболее предпочтительный для Вас способ ее отправки.

Помните, что в случае решения об обращении в суд, именно корректно составленная и надлежащим образом отправленная претензия будет являться залогом для успешного исхода судебного процесса.

Хорошего дня! Будьте уверены в своих силах и все получится!

Если Вам понравилась эта статья поддержите ее:

- оставляйте комментарии

- ставьте лайки

- делитесь ссылкой на канал Овердрафт XXI века с коллегами и друзьями