Найти в Дзене
Читай & Мысли

Остап Бендер – «авантюрист, Но самой высокой И лучшей марки»?

Продолжаю «копаться» в «12 стульях» и, в отличие от «концессионеров», нахожу сокровища. До чего же Остап Бендер вдохновляющий персонаж! Он обаял не только самих авторов «12 стульев» (а они очевидно любуются им на страницах своей книги) и миллионы читателей, но и двух великих кинорежиссёров (+ N режиссёров менее известных, т.к. экранизаций романов об Остапе много) и как минимум одного поэта – Юлия Кима. «Я не разбойник и не апостол, И для меня, конечно, тоже всё не просто» – эти слова Кима великолепно дополняют литературный образ Остапа Бендера (под мелодию Гладкова и голосом Миронова). Поэт выразил натуру книжного героя и объяснил, за что читатели любят Бендера – человека не самых высоких моральных устоев, и вообще, мелкого уголовника. А любим мы его за оптимизм, полёт фантазии, острый ум – за «красоту игры»: О наслажденье — скользить по краю!
Замрите, ангелы, смотрите — я играю!
Разбор грехов моих оставьте до поры,
Вы оцените красоту игры. И его «парус» белеет «такой одинокий на фоне

Продолжаю «копаться» в «12 стульях» и, в отличие от «концессионеров», нахожу сокровища.

До чего же Остап Бендер вдохновляющий персонаж! Он обаял не только самих авторов «12 стульев» (а они очевидно любуются им на страницах своей книги) и миллионы читателей, но и двух великих кинорежиссёров (+ N режиссёров менее известных, т.к. экранизаций романов об Остапе много) и как минимум одного поэта – Юлия Кима.

«Я не разбойник и не апостол, И для меня, конечно, тоже всё не просто» – эти слова Кима великолепно дополняют литературный образ Остапа Бендера (под мелодию Гладкова и голосом Миронова). Поэт выразил натуру книжного героя и объяснил, за что читатели любят Бендера – человека не самых высоких моральных устоев, и вообще, мелкого уголовника.

А любим мы его за оптимизм, полёт фантазии, острый ум – за «красоту игры»:

О наслажденье — скользить по краю!
Замрите, ангелы, смотрите — я играю!
Разбор грехов моих оставьте до поры,
Вы оцените красоту игры.

И его «парус» белеет «такой одинокий на фоне стальных кораблей» — прям как у Лермонтова (Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!), а это уже новый, более высокий уровень поэтики. И Ким на этот высокий уровень намекает – вольно или невольно.

Почему бы и нет? Бендер одинокий и независимый, в нём есть и лермонтовское презрение к глупости.

«Без дураков было бы на свете очень скучно» (Печорин о Грушницком, «Герой нашего времени»).
«Но в душе великий комбинатор привязался к одичавшему предводителю. «Без него не так смешно жить» (Остап о Воробьянинове).

А знаете, о ком ещё можно сказать: «поэт», «(не)разбойник», «(не)апостол»? О Есенине.

Я, разумеется, не стану даже сравнивать реального поэта и вымышленного авантюриста. Но чтобы объяснить, почему, читая Есенина, подумала о Бендере, необходимо дать пару чёрточек.

Женщины, кабаки, хулиганские выходки. Желание модно и эпатажно выглядеть. Вечная бедность...

Есенин с Бендером почти ровесники. Жили в одной стране, в одну эпоху – и воспринимали дух этой эпохи. При всём своём таланте поэт вёл далеко не праведный образ жизни. Как только появлялись деньги, любил щегольнуть. Трижды был женат. Умер в 30 лет.

А вот о литературном герое:

«К великому комбинатору вернулись обычная свежесть мысли и душевное равновесие. Деньги, конечно, можно будет достать. В запасе ещё имелись картина «Большевики пишут письмо Чемберлену», чайное ситечко и полная возможность продолжать карьеру многожёнца.»
"12 стульев", 1971, реж. Л.Гайдай
"12 стульев", 1971, реж. Л.Гайдай
«Долгие лишения, которые испытал Остап Бендер, требовали немедленной компенсации. Поэтому в тот же вечер великий комбинатор напился на ресторанной горе до столбняка и чуть не выпал из вагона фуникулера на пути в гостиницу. На другой день он привёл в исполнение давнишнюю свою мечту. Купил дивный серый в яблоках костюм. В этом костюме было жарко, но он всё-таки ходил в нём, обливаясь потом.»
"12 стульев", 1976, реж. М.Захаров
"12 стульев", 1976, реж. М.Захаров
«Остап сиял. На нём были новые малиновые башмаки, к каблукам которых были привинчены круглые, изборожденные, как граммофонная пластинка, резиновые набойки, шахматные носки в зелёную и чёрную клетку, кремовая кепка и полушёлковый шарф румынского оттенка.»

Однако, шутки в сторону. По тем немногим эпизодам романа, в которых Бендер разворачивает поистине философские, отнюдь не забавные монологи о жизни, можно сделать вывод, что и лирика его душе не чужда. Даже не очень верится, что Бендер больше всего на свете любил деньги. Он любил саму жизнь и «красоту игры». Он хотел просто-напросто быть свободным. Внутренняя свобода у него точно была. А внешнюю он хотел обеспечить деньгами.

Остап Бендер – персонаж не комичный, хотя и главный герой очень смешной книги. Конечно, есть ещё «Золотой телёнок», но там Бендер уже не совсем такой, как в «12 стульях», финал которых печален – предсказуемо и назидательно.

«Остап улёгся на трёх стульях, собранных в разных частях Москвы, и, засыпая, проговорил:
– А то камердинером!.. Приличное жалованье… Харчи… Чаевые… Ну, ну, пошутил… Заседание продолжается! Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»
«Великий комбинатор умер на пороге счастья, которое он себе вообразил.»

В своей последней поэме «Чёрный человек» (1925) Есенин написал о себе. Но некоторые строфы словно об Остапе:

Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.

… а ещё «знойной женщиной» и «мечтой поэта».

Поэтому авантюрист «самой высокой и лучшей марки» — именно так.

О стихотворении Есенина «Письмо к женщине» читайте здесь.

#12 стульев #остапбендер #культура #литература #юмор #сергейесенин