"Бабушкин сад" Василия Поленова - хрестоматийная работа художника, которую принято считать частью самой известной его трилогии. В отличии от "Заросшего пруда" и "Московского дворика" нет сведений о наличии авторских копий этой картины. Но и ее единственный вариант оставляет немало загадок.
Вот "Бабушкин сад", единственный и неповторимый:
Дворянское гнездо
Хотя картина и называется "Бабушкин сад", от настоящего ухоженного сада уже почти ничего не осталось. На самом деле справа и слева от дорожки начинались настоящие заросли, но Поленов деликатно оставил их за пределами композиции.
То, что мы видим на его картине - топографически точно изображенное место, территория настоящей московской дворянской усадьбы. Это дом Баумгартена, по соседству с которым и жил художник. Здание до наших дней не сохранилось. Но похожих домов в послевоенной Москве, которую фактически заново отстраивали после пожара 1812 года было много. Вот, например, похожая усадьба Щербатова в Братцево:
В моде был классицизм, поэтому фасады непременно украшались колоннами и портиками. Деревянные стены штукатурили "под камень", обильно дополняя лепниной. Именно такой дом мы и видим на заднем плане картины. Он порядком обветшал, украшение в виде венка на фронтоне дома частично обвалилось. От былого величия и великолепия осталась лишь тень.
То же самое можно сказать и о хозяйке усадьбы - пожилой женщине в старомодном чепце и темном (видимо, траурном) платье. Она с трудом передвигается, опираясь на трость и руку своей спутницы. Былая красота осталась в прошлом, ее жизнь идет к закату, вместе с ней замирают и дом, и сад.
Что это за бабушка?
По поводу личностей героинь картины не удается составить единого мнения. Сохранились воспоминания о работе Поленова, которые противоречат друг другу:
- князь Георгий Евгеньевич Львов (1861-1925), живший в этом доме, когда был учащимся Поливановской гимназии, написал в своих воспоминаниях: "Наш дом Юрьевой, потом Баумгартен, увековечен Поленовым, который тоже жил в нём, в его картине "Бабушкин сад". Старушка – это Юрьева, а ведёт её под руку замужняя дочь её Баумгартен",
- Ю.Д. Олсуфьев (1904-1992) оставил воспоминания "Из прошлого моей семьи". Многое он написал со слов графини Анны Васильевны Левицкой (1863 - после 1943), которая была дочерью последнего владельца усадьбы Василия Александровича Олсуфьева (1831-1883): " Художник В.Д. Поленов <...> написал известную картину 'Бабушкин сад', на которой изображён флигель усадьбы, со стороны Оболенского переулка, и мою тётю Татьяну Васильевну Олсуфьеву (1861 - после 1928) – дочь тогдашнего владельца, в виде молодой девушки, поддерживающей бабушку".
Старушка - вероятнее всего, действительно, Юрьева, а вот личность ее спутницы - вопрос спорный. В любом случае образ пожилой женщины и ее темная фигура и стройный светлый силуэт молодой девушки составляют резкий контраст.
Возможно, эти две женщины - образы собирательные, поскольку Поленов действительно мог начать работать над картиной в Москве, а завершить ее в Ершово, звенигородской усадьбе Олсуфьевых, где он бывал. Сейчас бывшее "дворянское гнездо" стало парк-отелем и выглядит вот так:
По ту и эту сторону бабушкиного сада
Любопытно, что дом Баумгартена на картинах Поленова встречается дважды. И обе они - части знаменитой трилогии. Снова художник играет на контрасте, показывая мрачноватую элегию угасающей жизни дворянского гнезда в "Бабушкином саду" и солнечный, шумный уголок, наполненный жизнью в "Московском дворике".
Дом, который изображен слева на среднем плане "Московского дворика" - этот то же самый дом Баумгартен, который виден на заднем плане "Бабушкиного сада". Только выглядит он в наших глазах совсем иначе из-за тональности и настроения, которое мастерски создает художник.
Вот так выглядит эта часть города сейчас. Ориентир - колокольня храма, которая изображена на "Московском дворике":
На участке, где был дом Баумгартен и тот самый "бабушкин сад", можно разглядеть бело-желтый старинный дом с зеленой крышей. Но он направлен фасадом в сторону храма. Это здание построено в 1917 году по индивидуальному проекту, но дворянским гнездом ему не суждено было стать.
Так и вышло, что в своих картинах Поленов запечатлел уходящую эпоху, мимолетность времени, скоротечность жизни. И в каждом сюжете сделал это с совершенно особым настроением - без уныния, а с легкой ностальгией.
Наши публикации о других картинах знаменитой трилогии Поленова:
#русская живопись #поленов #контрасты #хрестоматия #шедевры живописи #картины с историей #дворянское гнездо #передвижники #третьяковская галерея