Найти в Дзене

Смысл и ошибки каты Годзюшихо-дай

Оглавление

Мои дебаты с разными каратистами на разных каналах по поводу ката всегда сводились к одному. Каратисты яростно топят за ката, мол это вершина смысла каратэ, но двух слов по поводу смысла связать не могут.

Ну, давайте тогда я расскажу смысл, что ли, чтобы сбить с сэнсэев всякого рода чердачную пыль загадочности боевого искусства под названием каратэ.

Вот открываю канал Айкитэ и первая попавшаяся на глаза ката - Годзюшихо-дай. В жизни ее до этого не видел и понятия не имею, что там. Смотрю просто по факту.

Форма № 1

Это шаг вперед с переходом в переднюю стойку. Это атака на противника. Шаг уже начался, а руки догоняют. Что делают руки? Сначала они поднимаются скрещиваются. Правая рука слева-направо идет на уракен сверху и вперед, а левая под ней.

Подъем рук вверх при шаге вперед – мы транслируем противнику нашу атаку, предлагая ему контратаковать встречным ударом. Поскольку подъем рук вверх открывает живот, то это предложение нанести встречный удар ногой. В средний уровень. Поскольку в Шотокане удары наносятся с разгибом ноги, то в случае мае-гери уракен сверху продолжит движение и ударом перебьет атакующую ногу. А в случае встречного бокового удара, уракен ее заблокирует на старте, просто заняв положение у колена противника. Нога в этом случае разогнуться для удара не сможет. И это ключевой момент в данном движении на самом деле. Шаг вперед в низкой стойки и «стена» из уракена и страхующей его и усиливающей левой руки – это основная суть данного движения. Уракеном также можно блокировать и левую руку противника.

Ошибка формы № 1: такой прием хорош против малоподвижного, нединамичного противника. Уракен правой рукой слева направо – это не силовое движение, а скоростное. Поэтому использовать его в качестве силового блока проблематично. Масла в огонь добавляет правая ударная рука при выставленной правой ноге вперед (положение «ой-тсуки». Это тоже не силовое положение. Левая рука правильно страхует подмышку и нижнюю часть живота. Но динамика рук открывает голову (левый висок).

Данное движение также может рассматриваться как предбоевая позиция, так сказать войска выходят и занимают поле боя. В этом случае движение рук вверх, а потом вниз и вперед предназначены для понижения центра тяжести и установки жесткоструктурной оборонительной стойки и «стены» из пассивного блока руками. Это уже гораздо лучше.

С точки зрения энергетики энергосиловое поле активизируется подъемом вверх вслед за руками, скрещивание рук обеспечивает защитную плотность. А далее эта защитная плотность выдвигается вперед, становясь стеной перед бойцом, с созданием энергоклина на линии правой руки и правой ноги. Теперь основными действующими лицами будут правая нога и правая рука на блоках и встречных ударах. Левая рука – это резерв. Левая нога - тыловое обеспечение. Если она тоже ударная, то может идти как добивающая.

Ошибка здесь: вернее это не ошибка. Но нужно понимать, что при таком подходе мы потеряли спектр движений снизу вверх.

Форма № 2

Это стрёмный переход. Форма № 1 как рисунок боя так и не состоялась, не получило продолжения. Для продолжения нужно было хотя бы 3 движения минимум.

Но все перешло в форму № 2. Тут вся выставленная сила на уровне правой руки и правой ноги перешла в потенциал. Они теперь как бы «в заряде», с этой точки зрения все норм. Левая нога выставляется вперед в задней стойке. И она не просто выставляется вперед. Опора на правую ногу дает возможности левой ноге, что атаковать, что блокировать. Когда левая нога подтягивается к главной, в этот момент именно она становится главной. Она легкая, силы в ней особо нет, но зато она скоростная. Ее удар будет очень быстрым и неожиданным для противника.

Дальше все просто и понятно. После действий левой ноги, используя поворот корпуса и «заряженность» правой руки идет атака правой рукой. Это логично и очень даже правильно. Левая рука, тоже как легкая и быстрая, должна была выполнить скоростной блок и отвлекающий удар, чтобы открыть дорогу силовому удару правой.

Только вот ничего из этого не последовало. Вместо этого мы видим торможение действий. Правая рука и левая (которая вообще-то слабая) зачем-то выдвигаются вперед одновременно, да еще и в положении вертикального кулака. Что это? Это не атака. Это опять переход руками в защиту. Из этого положения рук пойдут блоки, причем защищающие верхнюю часть туловища. Блоки могут пойти и вниз, но только круговыми движениями, с чем у Шотокана проблемы.

То есть это опять предложение противнику атаковать и ловить его на блоки.

Форма № 3

Аналогично форме № 2, только в другую сторону, что вообще-то не логично. Разработчик ката явно перестарался. Ката должно быть или изначально симметричной структурой или изначально несимметричной, которую потом просто выполняют на две стороны.

Форма № 4

Ну, вот наконец-то началось действие. Очередной поворот в сторону, но уже с блоком и серией ударов. Казалось бы, все хорошо складывается. Но только куча нескладух каких-то.

При переходе от формы № 3 к форме № 4 левая рука делает зачем-то реверсное движение: кулак сначала идет к правому бедру, а от него делает движение влево почти вытянутой рукой. Что это за движение? В варианте энергосилового поля это может быть движение, которое раздвигает поле противника или «поворачивает» его в сторону. Это логично. Но тогда после этого должна быть достаточно длинная атака вперед на протыкание противника насквозь. Но этого нет.

Такое движение может быть блоком, собственно, на блок оно и похоже. И тут опять та же ситуация с дистанцией. Если блок достаточно длинный к противнику, то удар должен быть еще длиннее, чтобы достать. А удар правой идет короткий. Где логика?

Может у этого движения есть какая-то энергосиловая логика для внутренней структуры бойца? Первые три формы могут неплохо активировать силовой поле для боя. Но в форме № 4 мы левую руку потянули вперед справа-налево, а правую отвели далеко назад за спину движением слева-направо. Если до этого у нас и было какое-то силовое поле, то данным движением мы его просто разорвали о собственное тело. Аплодисменты!

Может быть при помощи левого блока мы создали что-то наподобие лука или рогатки для выстрела правой рукой? Вполне может быть. Но по факту правая рука после это не «стреляет». Ее зачем-то тормозят в ударе, хотя сам Бог велел крутануться корпусом и сделать из противника шашлык на шампуре удара.

Короче проблема. Я понимаю разработчика ката. Он хотел поиграть темой работы на сравнительно близкой дистанции. Предположим, на вас налетает противник слева. Вы разворачиваетесь к нему, левая рука выполняет предупредительный блок, а правая вонзается ему в тело. Но учитывая импульс движения тела противника вперед, правая рука в нем застрянет, просто остановив его. Тогда быстро перебрасываем импульс на левую руку, левая рука у нас слабая, значит, она тоже противника не отбросит назад. И тогда срабатывает правая нога с учетом короткой дистанции. Будем считать, что противник поплыл, ну и завершает форму удар правой рукой добивающий, уже как положено, с четким поворотом вперед.

Трагедия формы № 4 в том, что слишком много тормозов в действиях и совершенно токсичные действия левой рукой, что в блоке, что в ударе.

В нормальных БИ все строится просто. Первое движение сильное. Второе – строится на первом как на фундаменте и еще сильнее. Третье – отталкивается от второго и достигает максимума. Четвертое – это спад, это контрольный в голову, так сказать. ТО есть в приеме сила и энергия должны возрастать. А в данном ката в форме № 4 мы видим торможение, топтание на месте и очень слабый смысл данных действий.

Форма № 5

Если в форме № 4 действия левой руки были не так однозначны, то в форме № 5 сразу стало ясно, что речь идет о блоке. Но тема какова? Правая рука форму № 4 закончила добивающим ударом. После него рука должна быть «разряжена» и уйти на перезарядку. А мы что видим? Правую руку сразу после сильного удара перебрасывают на блок безо всякой перезарядки. Сразу вопрос: Мы противника заблокировать хотели или просто испугать? А Дальше следует так же форма № 4 со всеми косяками.

Выводы

Можно расписывать и дальше, но мне скучно, и читателям будет скучно. Тем более, что можно рассмотреть еще более скурпулезно, вплоть до мелочей. Но кто это будет читать и вникать?

Кто недоволен моими рассуждениями, вам вопрос на засыпку. После формы № 5 последовал удар локтем вверх и после этого разворот корпуса практически на 180. Это что такое и зачем? На этот вопрос никто не ответит. Попускать слюни по поводу великого смысла – это пожалуйста, а вот объяснить желающих не найдется.

И мой вывод очень прост. В ката прошлого века очень много сумбура. Совершенно очевидно, что их создавали люди, которые с трудом понимали, куда идти и как идти. Но учеников надо было чем-то загрузить, поэтому грузили тем, что есть. И надо сказать к чести старых мастеров, они активно работали над совершенствованием ката, работали над ошибками. Не в пример нынешним, которые только и способны, что бить поклоны старым авторитетам под звон монет учеников.

Совершенно очевидно, что ката нуждаются в современном апгрейде. Где ошибки и недоработки прошлого должны уступить современным знаниям эффективности.

Годзюшихо-дай можно довести до серьезного уровня боевой и энергетической системы, направленной на поражение противника, а не на…. Кстати, если будете всю жизнь практиковать Танец маленьких лебюдей из «Лебединного озера», вы даже не представляете, насколько вырастет Ваш уровень в боевых искусствах. Надеюсь намёк на ката понятен.

Карате
7974 интересуются