Священномученик Николай родился в 1865 г. в Екатеринбурге в семье протодиакона, окончил три класса Пермской духовной семинарии, был уволен по прошению и назначен надзирателем Пермской Александровской земской больницы. Через некоторое время Николай Васильевич сдал экзамен на звание учителя народного училища, преподавал в учебных заведениях. Женой будущего священномученика стала дочь священника Ольга Васильевна. В браке родилось три сына и одна дочь.
В 1889 г. Николай Васильевич был рукоположен во диакона, в 1896 г. - во священника, служил на приходах Екатеринбургской епархии, в 1914 г. был назначен в церковь Каменского Преображенского женского монастыря.
Беда пришла в дом отца Николая после октябрьского переворота. Отец Николай не скрывал своего отношения к начавшимся переменам: он призывал прихожан не поддаваться революционным страстям, не посещать митинги, не участвовать в демонстрациях во избежание соблазна и искушений, больше молиться и уповать на Бога. Несмотря на запреты местных властей, отец Николай продолжал совершать богослужения.
7 апреля 1918 года, в праздник Благовещения отец Николай в конце Литургии прочитал с амвона воззвание патриарха Тихона, напечатанное в «Церковных ведомостях», и призвал всех сплотиться вокруг храмов Божиих, а, если потребуется, то и пострадать за свои убеждения. Пастырь был арестован, но оправдан с условием не произносить проповеди без разрешения местного совета.
На фоне начавшейся Гражданской войны отец Николай занял сторону антисоветских сил и благословил своего сына Федора служить в Белой армии. В июле 1918 г. Каменский завод был занят белыми, власть которых пала через год - в июле 1919 года. Вошедшие в город красные развернули репрессии против всех, кого подозревали в симпатиях к белым. Тогда же стали поступать доносы и на отца Николая, который резко обличал безбожие, а его насадителей называл «врагами народа».
Против пастыря выдвинули также обвинение, что он отказался отпевать красноармейца.
Отец Николай был арестован, при обыске в его бумагах было найдено письмо сыну Федору, с такими словами: «Как здравствуешь и бьешь ли краснотряпичников, воров и жуликов? Я слышал, что ты берешь там на поруки незнакомых тебе лиц. Поберегись, брат. Милосердие - вещь хорошая и для тебя обязательная, но только там, где злодеяние преступника касается только тебя, тебе причиняется вред, но не там, где вред творится обществу, строю, государству. Припомни обличения Христа книжникам и фарисеям, которых Он, Всемилосердный, гневно величает змиями, порождениями ехидны за то, что они сбивали с пути истины весь еврейский народ. <...> Дави красных воров сильнее и берегись. Дай Бог тебе успеха и благополучия. Да хранит тебя Бог!»
Объясняя на допросе отказ отпеть красноармейца, священномученик Николай сказал: «Смерть его никем не засвидетельствована. Кроме того, я не приходской священник, а монастырский. Таковых же лиц я считаю отлученными от Церкви за те выступления, кощунства, избиения священников, осквернения храмов, что делали красноармейцы в прошлом году».
2 сентября 1919 г. священномученик Николай был расстрелян в Екатеринбурге.