Найти в Дзене
Библиомания

Воланд не мог приехать раньше, потому что в России почти не было...

Некоторые несерьезные размышления об одном любопытном факте. Я тут подумала, что Воланд технически не мог нагрянуть в Москву раньше двадцатого столетия. Весенний бал Ста королей был совершенно невозможен в средневековой Руси и почти невозможен — в Российской Империи. А все из-за одного жесткого условия. Королеву должны были звать Маргаритой. Лирическое отступление. Есть у меня маленькое воспоминание из детства. Листаю я какой-то журнал, и вдруг вижу ее: До этого момента я и не знала, что платья в принципе такие бывают. На столик похожие, хоть ставь на них чашки и чай пей. В общем, инфанта Маргарита произвела на меня неизгладимое впечатление. Потом я стала чуть постарше. Нашла в домашней библиотеке "Проклятых королей". Там в самой первой части — история принцесс-прелюбодеек, Бланки и Маргариты, которые, устав от своих скучных мужей, зазывали в башню любовников. Учитывая, что мужа Маргариты прозвали Людовик Сварливый, личная жизнь у принцессы, видимо, была не сахар, но кого это волновало

Некоторые несерьезные размышления об одном любопытном факте.

Я тут подумала, что Воланд технически не мог нагрянуть в Москву раньше двадцатого столетия.

Весенний бал Ста королей был совершенно невозможен в средневековой Руси и почти невозможен — в Российской Империи.

А все из-за одного жесткого условия.

Королеву должны были звать Маргаритой.

Лирическое отступление. Есть у меня маленькое воспоминание из детства. Листаю я какой-то журнал, и вдруг вижу ее:

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты
Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты

До этого момента я и не знала, что платья в принципе такие бывают. На столик похожие, хоть ставь на них чашки и чай пей.

В общем, инфанта Маргарита произвела на меня неизгладимое впечатление.

Потом я стала чуть постарше. Нашла в домашней библиотеке "Проклятых королей". Там в самой первой части — история принцесс-прелюбодеек, Бланки и Маргариты, которые, устав от своих скучных мужей, зазывали в башню любовников. Учитывая, что мужа Маргариты прозвали Людовик Сварливый, личная жизнь у принцессы, видимо, была не сахар, но кого это волновало? ..

За измену несостоявшуюся королеву Марго отправили в пожизненное заключение.

Эта история тоже мне запала в душу. Я даже прониклась неприязнью к Филиппу Красивому (свекру Маргариты) в не меньшей степени, чем разогнанные им тамплиеры.

Иными словами, на европейских клумбах в любую эпоху можно было нарвать сколько угодно Маргариток. Хоть целую охапку.

Великое множество принцесс, королев и простолюдинок носили это имя. На протяжении веков оно занимало, с позволения сказать, "топовые" позиции. Франция, Германия, Испания, Англия и другие страны благосклонно к нему относились — а значит, везде можно было без труда найти хозяйку бала.

Принцесса Маргарет. Сериал "Тюдоры". Хороша, моя душа!
Принцесса Маргарет. Сериал "Тюдоры". Хороша, моя душа!

А вот на русской почве это имя не прижилось.

Давайте посмотрим, почему.

Имя это распространилось по Европе благодаря одной маленькой девочке, первой христианке, безжалостно убитой за веру. Жила она в Антиохии, но вот как ее звали, до конца не известно: то ли Мариной, а то ли Маргаритой.

Странным образом эти два варианта имени поделили христианский мир на "сферы влияния": в католической церкви эту святую стали называть Маргаритой, в православной — Марина.

Вариант "Маргарита" не попал в святцы, а значит, это имя оказалось в нашей стране "за бортом".

У меня есть одно подозрение, почему так. Я уже неоднократно его озвучивала. На Руси было славянское имя Марена (мелькает в берестяных грамотах). Решили выбрать Марину, потому что она похожа на уже имеющееся языческое.

А вот Маргарита вообще никак не "монтировалась" с нашей славянской фонетикой. Не наш это цветок, заморский...

Дальше — больше. В средневековье появились новые святые с этим именем, соответственно, популярность его в Европе только росла.

А у нас это имя оставалось диковинкой. Оно начинает очень медленно входить в наш быт только во второй половине 19 века. Некоторые женщины из высших слоев общества, получившие в крещении имя Марина, начинают называть себя и Маргаритой тоже.

И только с отменой церковных ограничений это имя перестало быть музейной редкостью.

Однако модным его все равно не назовешь. Вовремя не схватили это жемчужное имя, и теперь оно кажется немного инородным, чуждым слуху...

Кстати, в православии оно восстановлено теперь в правах, я видела, продают ладанки именно со св. Маргаритой.

В романе упоминается, что, помимо Маргариты Николаевны, всего 121 обладательница этого имени была обнаружена в Москве, и ни одна не подошла.

Вот-вот, а явись наши интуристы в Москву еще на несколько десятилетий раньше — и того бы не наскребли, и само проведение бала было бы под вопросом...