Удивительно верные слова написал когда-то К.Г.Паустовский: "...никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли".
Вот, например, город Котлас Архангельской области. С детских лет ежегодно по два раза я проезжала через этот город. А что знала о нём? Только то, что поезд стоит долго и что потом почему-то едет в противоположном направлении. Мама ещё подшучивала: "Всё, возвращаемся назад".
В последние годы жду остановки в Котласе с нетерпением. С перрона исчезли навязчивые цыганки, зато появились вот такие скамейки-паровозик.
В здании вокзала чисто, уютно.
Да и сам вокзал, оказывается, красив (индивидуальный проект 1957 г.)
Выйдя из здания вокзала, вы окажетесь на площади. В центре памятник В.И.Ленину. От него отправляются междугородние автобусы и маршрутки.
Ленин смотрит на старый паровоз, перед которым стоит кот-железнодорожник. Почему кот? Это какой-то современный сказочник придумал, что Кот-лас – это Кот Ласковый.
Справа от памятника – автовокзал с гостиницей, кафешкой и несколькими магазинами (есть даже антикварный). Слева – закусочные и магазины, среди них – хороший книжный (всегда в нём что-нибудь покупаю).
А ещё справа и слева от вокзала приютились продавцы ягод, грибов (во всех видах), овощей, варенья и солений. А вот бабушек с варёной картошкой что-то совсем не стало. Да и последние разы, когда я эту картошку покупала, была она холодной и невкусной...
Официального названия этой площади я так и не узнала. Неофициально это Площадь Трёх вокзалов: железнодорожного, автобусного и речного. Речной, к сожалению, закрыт и выглядит вот так:
Когда-то здесь кипела жизнь: люди сходили с теплоходов или спешили подняться на борт.
Теперь здесь тусуются скучающие подростки...
И растёт великолепный шиповник.
Покинув это печальное место, можно пойти по улице Виноградова направо – и вскоре перед вами предстанут два храма в стиле "устюжского барокко". Справа, побольше, церковь Николая Чудотворца и иконы Божьей Матери Владимирской. Увы, это постройка 1995 г., лишь воссоздающая утраченный храм 1777-1778 гг.
Эта же церковь с фасада.
Зато церковь Стефана Пермского находится в подлинной колокольне 1825-1829 гг. постройки. Имя Стефана она носит не просто так: именно в Котласе (называвшемся тогда Пырас) началась миссионерская деятельность Стефана, который не только крестил коми народ, но и создал для него специальную азбуку и перевёл на коми язык ряд молитв.
Территория храмового комплекса ухоженная. Особенно впечатлили меня эти колеусы.
Чуть дальше увидите ещё одного забавного кота.
Отремонтированный Горбатый мостик позволит перейти через железнодорожные пути. Раньше по мостику ходили и машины, но теперь – только пешком или на велосипеде.
За мостом вы найдёте городской драматический театр, существующий с 1935 года, но я до него, к сожалению, не добралась.
Если же от площади Трёх вокзалов вы пойдёте в противоположную сторону, то вскоре увидите памятник бойцам Северо-Двинской военной речной флотилии. Архитектор И.А.Шадрин, скульптор В.А.Михалёв. 1987 г.
Странный обычай у нас возник: устраивать стоянки велосипедов-самокатов возле памятников погибшим. В прошлом году во Владивостоке тоже такое наблюдала. Только там ещё и катались вдоль плит с названиями погибших кораблей.
Четыре фигуры памятника – это создатель Северо-Двинской военной речной флотилии П.Виноградов (в честь него и названа улица, проходящая вдоль Северной Двины), а также матрос, крестьянин-партизан и женщина-комиссар (не знаю, был ли у неё реальный прототип).
Место постарались благоустроить, но чувствуется, что народу здесь бывает мало.
Северная Двина совсем обмелела. И дело не только в жарком лете, но и в том, что русло теперь не чистят.
Смотровая площадка в виде древнерусской ладьи. Ну или скандинавской – я не спец. Плавали здесь когда-то и те и другие.
Во всех источниках вы прочитаете про Двинопарк. Это прогулочная зона, где установлено несколько скульптур, изображающих древних животных, обнаруженных палеонтологом В.П.Амалицким под Котласом в 1899-1914 гг.
Скутозавры (взрослая особь с детёнышем). Название – от латинского scutum — «щит».
Детёныша постарались сделать мимимишным.
А защищает мамка своего детёныша от иностранцевии (никакой ксенофобии, название дано в честь русского геолога А.А.Иностранцева).
Это неуклюжее существо называется двиния – в честь реки Двины.
Тоже притворяется милой, а самой клыки торчат.
Котлассия греется на камне. Как можно догадаться, названа в честь города Котласа!
Детская площадка по соседству тоже украшена разными монстриками.
Видите? Птичку ловит!
А вот и здание Котласского краеведческого музея. Вы его наверняка заметите, но можете (как мы с подругой) не понять, что это музей.
Между прочим, здание само по себе представляет историческую ценность.
Музей работает со среды по воскресенье, с 9.00 до 17.00. С перерывом 12.30 - 13.00. Но иногородних посетителей обслужат в любой день – по предварительной заявке.
Здесь наконец-то настало время рассказать о долгой и славной истории Котласа. Известно, что селение с коми названием Пырас существовало здесь уже в XIV веке. Название "Котлас" или "Кодлас" впервые встречается в начале XVII века, но всё ещё неясно, что именно так называли: реку, местность или сам населённый пункт. Название явно не русское, финно-угорское, его связывают со словом keto – "луговина, поляна". Логично, потому что заливные луга возле Северной Двины знаменитые...
В окрестностях Котласа родились такие выдающиеся люди, как Ерофей Хабаров (о нём я писала здесь) и солепромышленник Аника Строганов. Каменотёс С.К.Суханов участвовал со своей артелью в создании, кажется, всех знаковых зданий Санкт-Петербурга (это именно он вытесал два огромных гранитных шара на Стрелке Васильевского острова). В деревнях, находившихся по соседству друг с другом, родились адмирал, главком ВМФ СССР Н.Кузнецов и нарком (министр) речного флота З.Шашков...
Были эти края и местом ссылки. Не по своей воле в Сольвычегодске 5 месяцев провёл П.И.Ганнибал, дядя А.С.Пушкина, обвинённый в причастности к тайным обществам декабристов. А потом отправился ещё дальше – на Соловки. Как понимаете, не в турпоездку...
И уж что совсем неожиданно – видите этого бородатого молодого человека? Да-да, И.В.Джугашвили (Сталин) дважды отбывал ссылку в Сольвычегодске (1909-1910 и 1911 гг.).
А статус города Котлас успел получить в 1917 г. при Временном правительстве. К тому времени это был важный транспортный узел: здесь сходилась железная дорога, соединявшая Санкт-Петербург, Вологду, Вятку и Пермь, и водный путь по Северной Двине до Архангельска. Ну, ещё и по Вычегде...
А.Н.Зинин, уроженец здешних мест. Служил кочегаром на легендарной "Авроре" и потому был участником Октябрьского вооружённого восстания.
В 1918 г. на Русском Севере началась борьба с англо-американскими интервентами и их белыми пособниками. Очень важные события здесь, оказывается, происходили. Вот тогда и была создана Северо-Двинская речная военная флотилия.
Английская минная тележка тех времён. Извлечена со дна Двины.
Ну а потом, как везде: стали строить школы...
...дома для рабочих...
...пароходы...
Открыли в Котласе аэродром (действует до сих пор).
Очень интересно и достойно представлен в музее период Великой Отечественной войны.
Можно прочитать заявления самых разных людей с просьбами призвать их в армию или во вспомогательные структуры. В первые два дня таких заявлений в Котласе было подано более ста, к концу 1941 г. более 500.
Обычная семья... Все стали партизанами в Белоруссии. Отец был командиром отряда. Мать попала в облаву и была отправлена в немецкий концлагерь. Выжила. Дочь, радистка и связная, погибла в 1944 г.
Котлас не был оккупирован, не подвергался бомбёжкам. Он трудился для Победы. Ушедших на фронт мужчин на железной дороге заменили женщины. От города построили новую железнодорожную ветку – на Воркуту. В декабре 1941 г. по ней прошёл в Москву первый эшелон с воркутинским углем. Позже уголь поставлялся в Ленинград.
Судостроительный завод в Лименде был переведён на выпуск мин, кожухов для авиабомб, дорожно-мостовых переправ. Но продолжался и ремонт судов...
Кто такие трудармейцы? А это советские немцы, которых в связи с войной переселили в отдалённые места. Это часто представляют как бесчеловечную акцию коммунистического режима, но... Советские немцы не были заключёнными. Их именно переселили, а на новом месте дали работу. Это и называлось Трудовой армией. А о том, как они сами относились к советской Родине, как раз и говорит этот рапорт: "Имея желание защищать родину в какой-либо боевой части действующей армии СССР против фашизма, где я мог бы принести больше пользы, чем в тылу... прошу Вас откомандировать меня в распоряжение Военкомата для отправки в какую-либо боевую часть действующей армии"...
Не правда ли, выглядит как иллюстрация к какому-нибудь фантастическому роману об альтернативной истории? Между тем аэросани использовались на Волховском, Карельском и других фронтах. В Котласе же было сформировано аэросанное училище, готовившее специалистов для боевых подразделений.
Отдельный зал посвящён советской военной форме разных периодов.
А вот этот грузовик явно военных лет находится не в музее, а... в промзоне города. Если кто-то знает его историю – напишите, пожалуйста, в комментариях. Кажется, машина в отличном состоянии!
В общем, Котласский краеведческий музей просто необходимо посетить!
Единственное, чего я там не увидела – останки тех самых двиний и котлассий, а также прочей доисторической фауны... А спросить забыла...
Возвращаемся к вокзалу. Вот только не думайте, что мы увидели весь Котлас! Очень было смешно читать у одного уважаемого мною блогера-путешественника о том, что площадь Трёх вокзалов – это центр Котласа, а сам город – это панельные пятиэтажки и бетонные заборы!
По пешеходному мосту на вокзале перейдём через железнодорожные пути.
И окажемся на улице Володарского.
Параллельно ей идёт улица Ленина – одна из самых старых в городе. Застроена она домами самых разных времён, от частных бревенчатых до современных. Там находится рынок – самый обычный, если не считать отдела со свежайшей рыбкой из Архангельска...
А дальше на улице Ленина есть такая вот красивая школа советских времён.
В центре есть старый парк
а в нём мемориал павшим в Великой Отечественной войне.
Дальше есть и парк аттракционов для детей. Где-то здесь и городская администрация, туристско-информационный центр (думаю, место очень полезное), выставочный зал и мотомузей – но опять же, наши маршруты как-то всё пролегали мимо.
Потому что мы предпочитали ходить по уютной зелёной улице Маяковского.
В самом начале её – здание Управления Печорской железной дороги, образец "сталинского ампира", или "сталинского классицизма". К сожалению, не производит должного впечатления, несмотря на позолоту. А дело в том, что у нас почему-то повадились "закатывать" такие здания одной краской. А надо бы барельефы, розетки, колонны, полуколонны и пилястры выделять белым...
На улице Маяковского находится бывший Дом пионеров (сейчас он именуется каким-то центром досуга), но надпись – Любимый Дом пионеров. Перед ним бюст Героя Советского Союза адмирала Н.Кузнецова.
Перед памятником лежит якорь.
А позади памятника установлена почти настоящая торпеда.
Отсюда идёт улица Кузнецова. Логично, что находящиеся на ней торговые центры названы "Адмирал" и "Фрегат".
Напротив них – здание детской городской школы искусств "Гамма" с красивым панно "Симфония людей".
Параллельно улице Маяковского идёт широкий проспект Мира. На нём есть стела "Салют Победы"...
...часовня св.Луки (Войно-Ясенецкого) – священнослужителя, врача и учёного. В 1931 г. он несколько месяцев отбывал заключение в исправительно-трудовом лагере «Макариха», вскоре на правах ссыльного был переведён в Котлас, затем — в Архангельск. Кстати, несмотря на то, что ухитрялся постоянно конфликтовать с Советской властью и 11 лет провёл в ссылках (где работал по специальности), впоследствии он был награждён Сталинской премией за свои работы по хирургии и медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне"...
На проспекте Мира установлен также самолёт Як-40 – памятник авиаторам.
Для кафе и магазинов выстроены здания в едином стиле.
Проспект приведёт вас к ТРЦ "Столица" – на мой взгляд, лучшему в городе.
Дальше начинаются новостройки, а тротуары и даже асфальт на проезжей части постепенно исчезают. Естественно, туда не идут автобусы. Но район симпатичный, надо только благоустраивать.
Здесь проспект Мира пересекает улица 70-летия Октября.
На перекрёстке обитает вот такой кот. Но он не просто кот, а реклама местного мясокомбината "Стрела".
Кстати, рядом супермаркет "Семёновский" и два кафе.
В Котласе практически нет многоэтажных домов. Зато довольно много вот таких (пожалуйста, не называйте их бараками).
Даже почти в самом центре можно встретить одноэтажные частные домики с огородами.
Но основная часть застройки – это кирпичные (а вовсе не панельные) пятиэтажки, как старые, советские, так и новые. Об этом свидетельствуют рисунки и надписи, выложенные на торцах:
Довольно необычно, что в 2018 г. кто-то смог увековечить память о Всесоюзном Ленинском коммунистическом союзе молодёжи...
Эх, вот эта плохо получилась! Но я думаю, все узнали. Это один из новых домов, между прочим. А строится ещё с Белкой и Стрелкой...
Несколько раз проходили мимо этой школы – и каждый раз любовались цветами.
Я так понимаю, светлый кирпич производится здесь же, в Котласе.
А теперь о главных минусах. Это тротуары и транспорт.
Разбитыми дорогами у нас в стране уже никого не удивишь. Но тротуары! Такое впечатление, что в Котласе экспериментировали со всеми видами покрытий: есть асфальт, плитка, бетонные и железобетонные плиты (да-да, с торчащей из них арматурой!)... Все они в ужасном состоянии: плитка вспучивается, асфальт проваливается, бетон крошится. В конце концов вдоль проспекта Мира к новостройкам ведёт деревянный тротуар-трап... В общем, смотрите под ноги!
Автобусы ходят редко, маршруток нет вообще! Особенно сложно добраться до вокзала: к нему из центра и новых районов надо ехать через весь город на автобусе №14 (за 5 дней мы ни разу его не видели) или на такси. Они могут пересечь железнодорожные пути только в одном месте. Чтобы добраться до автомобильного моста через Северную Двину, находящегося южнее вокзала, надо сначала поехать на север, затем сделать приличный крюк по городу. Проще велосипедистам: они могут проехать по Горбатому мосту. Ну, и можно ножками через пешеходный мост-переход.
И всё-таки Котлас мне понравился. Уютный, чистый город. Создаётся впечатление, что там, где всё зависит от человека, в городе полный порядок. Мусор вывозится, улицы и дворы подметаются; стены домов не заклеены объявлениями и рекламой. Много цветов. Да и многие жители разбивают прекрасные цветники под окнами своих пятиэтажек.
Но там, где замешаны финансы: транспорт, дорожно-ремонтные работы... да, там дело плохо...
Может ли Котлас заинтересовать туриста? Решайте сами. Возможно, здесь начнётся или, наоборот, завершится ваша поездка по Архангельской области. Тогда не упускайте возможности задержаться в Котласе на пару дней. В городе довольно много гостиниц и активно сдаются квартиры, но заботьтесь об аренде заранее: может не быть мест!
С голоду не помрёте: "Магниты" и "Пятёрочки" на каждом шагу. Если хочется еды поразнообразнее и повкуснее, советую гастроном "Семёновский" (напротив ТЦ "Столица") и супермаркет "Up market" (ул.Гагарина, 30). Не реклама, просто мне понравились. Много магазинов и отделов с местной мясной продукцией и архангельской рыбой. Опять же, по личному опыту могу посоветовать отдел на рынке и в ТЦ "Арена" (пр.Мира, 43).
Дорогие котлошане! Если вы нашли неточности или – о ужас! –явные ошибки в моей статье, пишите об этом в комментариях! Это будет только на пользу.
Ну и конечно, ставьте "лайки", подписывайтесь, читайте другие статьи на моём канале!