Продолжая обзоры советских фильмов о расследовании преступлений, хочу предложить вам подборку картин о молодых людях, попавших в беду. Они едва не получили срок или худшее наказание за чужую вину, но на их пути встретился человек из правоохранительных органов, которому удалось отвести карающую руку закона от невинной головы.
Правда, до этого героям приходилось иметь дело с менее приятными лицами из тех же органов.
"Все улики против него" 1974 г. "Молдова-фильм"
Молдавская свадьба похожа на грузинскую с поправками на внешность и костюмы участников. Также ярким солнечным днем расставлены во дворе дома длинные столы, также между ними под музыку танцуют гости, также звучат тосты и льется вино. Молодые, Дмитрий и Катинка, смущенно целуются, народ бурно радуется и не замечает, что к дому подъехала милицейская машина.
Одному из приехавших арестовывать жениха милиционеров неудобно рушить чужое веселье, но его напарник лейтенант Гойбу суров и непредвзят, несмотря на то, что учился с подозреваемым в одном классе.
И вот уже шофер Думитру Мовеляну сидит перед бывшим школьным товарищем и отвечает на официальные вопросы. Он обвиняется в том, что во время рейса в город за запчастями, сбил человека и, воспользовавшись отсутствием свидетелей, скрылся.
В доме семьи Георгицэ, с которой Дмитрий породнился после женитьбы, развивается скандал. Отец семейства возмущен тем, что бабы ввели его в заблуждение, навязав убийцу в зятья. Мать успокаивает Катинку, а та повторяет, что нельзя убить человека и быть таким счастливым как ее любимый на свадьбе.
Это, конечно, не доказательство, но психологически достоверное наблюдение. Может быть суровый лейтенант, действительно, поспешил с арестом?
Фильм молдавского режиссера Василе Брескану снят в жанре детектива, в котором множество доказательств вины выглядит подозрительнее их отсутствия. Милицейский службист из райотдела, радуясь обилию улик, не учитывает личность подозреваемого и детали, противоречащие версии случайного наезда.
В поле зрения его московского коллеги довольно быстро попадает человек, которым лейтенант восхищается, не задумываясь, почему ему все удается. Обнаруживается преднамеренный характер убийства и целое криминальное гнездо из ответственных лиц, замешанных в экономических преступлениях.
В картине достаточно динамичный сюжет, включающий еще одно покушение и финальную погоню, живой язык, но главное, по-моему - образы героев и мотивы их поступков. Казалось бы, Гойбу - честный милиционер, но недостаток опыта, профессиональный азарт и душевная черствость заставляют его идти на поводу у преступников.
Тесть же Димитру отмежевывается от потерявшего престиж зятя при первом подозрении. С виду порядочные люди оказываются орудиями в руках манипуляторов и готовы травить невинного человека, едва на него упала тень. Хорошо, что есть и другие, верные, как Катинка и умные, как полковник Чекан.
Музыка в картине мне понравилась, но имя композитора в титрах почему-то не указано. Всеволод Сафонов в образе блюстителя закона убедителен, хотя я больше люблю его в отрицательных ролях. Иван Гаврилюк играет молодого человека, раздраженного свалившейся на него несправедливостью, открывающего для себя, что люди вокруг не так уж однозначны.
Валерия Заклунная очень мила в милицейской фуражке, но ее персонаж в фильме какой-то лишний. Из эпизодических лиц запоминается старый бухгалтер с язвительными замечаниями по поводу негативного влияния правоохранительных органов на судьбу лиц его профессии.
В картине снимались: Мария Сагайдак (Катинка), Рустам Джабраилов (Георгицэ), Арнис Лицитис (Гойбу), Майя Булгакова (вдова потерпевшего), Петр Баракчи (заведующий гаражом Ротару), Михай Чобану (директор совхоза Серафим Иванович и другие. Версию с самым приличным изображением нашла на Mail.ru, хотя и та не очень четкая.
"Без права на ошибку" 1975 г.
Проходящий мимо здания суда старичок в шляпе оглядывается на подъехавший милицейский "воронок". Из него под конвоем выводят молодого человека. В заполненном зале суда конвоируемый садится на скамью подсудимых. Старичок занимает место между двумя народными заседателями. Он - судья. Предстоит рассмотрение дела об убийстве.
Третьего июня в районе Илим-озера случайно встретились две компании отдыхающих. В одной были девушки, сестры Валентина и Юлия Жемарины, и сопровождавшие их молодые люди, Олег Шемелин и Борис Юнусов. В последнем можно без труда узнать обвиняемого.
Заводилой второй компании был Роман Селецкий, приехавший с тремя дружками. Роман знал Валентину, продавщицу из кафе. Вечером, проводив на электричку уехавшую домой Юлю, Юнусов застал в рыбачьей сторожке Селецкого с Валентиной и из ревности застрелил его из охотничьего ружья. Такова версия обвинения.
Поскольку подсудимый начисто отказывается признавать себя виновным, начинается допрос свидетелей, который должен подтвердить или опровергнуть выводы предварительного следствия. В их показаниях перед зрителями разворачивается солнечный летний день на природе, который начался так весело, правда не все в этих картинах соответствует истине.
Перед нами криминально-социальная драма, показывающая как равнодушие и эгоизм окружающих едва не ломают жизнь невиновного человека. И это свойства не только преступников, развлекающихся издевательством над людьми. Какие-то негласные нездоровые законы управляют обществом, если бывший фронтовик опасается заявить об избиении сына, а девушка, защищающаяся от насильника, боится, что ее посадят в тюрьму.
Поведение компании Селецкого производит гнетущее впечатление безнаказанностью их поведения, пока дело не доходит до выстрелов. Да и потом только скрупулезный характер судьи спасает подсудимого из паутины лжи. Такое ощущение, что общество стало совершенно беззубым и разучилось сопротивляться злу. В этом смысле, фильм почти пророческий.
Лев Прыгунов в роли Романа Селецкого создал довольно страшный образ доморощенного ницшеанца, заражающего своими взглядами и примитивных приятелей, и случайных знакомых, вроде Вали, поскольку не лишен харизмы. Сдержанно обаятелен образ старого судьи Николая Александровича (Олег Жаков).
Очень сомнительный персонаж - Валентина Жемарина (Светлана Старикова). По-моему, финал истории слишком идеализирован: ведь были, как минимум, ложные показания девушек, но авторы решили быть милосердными и наказали только отъявленных негодяев.
В картине также снимались: Николай Мерзликин (Борис Юнусов), Владимир Дружников (прокурор), Нина Ильина (Юлия Жемарина), Алексей Панькин (Андрей Трукшин), Виктор Перевалов (Глеб Заступин), Валентина Березуцкая (продавщица Санькина) и другие актеры.
"Человек, который сомневается" 1963 г.
Фильм начинается с выступления прокурора, требующего высшей меры наказания для подсудимого, обвиняемого в изнасиловании, убийстве и ограблении старшеклассницы Тани Кашириной. Сидящий на скамье подсудимых Борис Дуленко, худой обритый юноша, отрешенно слушает речь, народ рассуждает на тему: "Вот молодежь пошла!", а адвокат Петров считает выводы следствия необоснованными и подает апелляцию на решение суда.
Верховный суд передает дело на доработку следователю Генпрокуратуры РСФСР Михаилу Артемьевичу Лекареву, который приезжает из Москвы с командой из молодого сотрудника правоохранительных органов и двух студентов-практикантов.
Лекарев гоняет молодежь на рутинную работу по уточнению списка свидетелей, поискам квитанции о возможной продаже часов жертвы. Те ворчат, что их не допускают к творческому труду, но Михаил Артемьевич доказывает, что никакого творческого труда без сбора и проверки фактов не бывает и труд следователя, в основном, из этого и состоит.
Подследственный ему тоже достался проблемный. Борис то откровенно делится чувствами к погибшей Кашириной, то замыкается в себе, то истерит, то обвиняет, а хуже всего то, что он меняет показания. Начав с отрицания вины, пишет накануне передачи в суд чистосердечное признание, а после возвращения дела на доследование переходит к прежней позиции.
Лекарев сталкивается с тем, что свидетели описывают нападение на жертву не менее чем двух человек. Осмотр места происшествия в ходе первоначального расследования был проведен небрежно, из вещдоков пропало платье Кашириной, отсутствует часть протоколов допросов, а главное - вырисовывается серия похожих преступлений.
Дело все больше приобретает вид наспех слепленного обвинения против первого подвернувшегося подозреваемого. В таком случае, преступники все еще ходят безнаказанными.
Картина - больше психологическая драма, чем детектив. Убедительно выписаны личности следователя и подозреваемого, их отношения, сомнения не дающие покоя Лекареву. Преследующий его образ погибшей девушки и ее спутника придает какую-то мистичность эпизодам размышлений героя.
Очень органично играет своего персонажа молодой Олег Даль. Из книги А. Иванова "Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью". 2011 / Леонид Агранович: " ... когда мы приехали туда снимать, Олег попросился посидеть в камере. С уголовниками. Это было очень легко устроить, поскольку мы там уже снимали сцены, и он провел там сутки, реализуя свой, какой-то острый, страстный художественный интерес ко всему этому...
Меня немножко "мороз" пробрал. Теперь-то, думаю, когда уже политических нет, ведь вот они, ПРЕСТУПНИКИ -уголовные, страшные. И вот он с ними прекрасно общался. Я вдруг увидел, как он не отличается от них. Сам-то он в тот момент играл заключенного, и я подумал: как он смешался с пейзажем, с этим контингентом." Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7796/forum/f14/
В своей картине режиссер и сценарист Леонид Агранович затронул и тему силового воздействия на подследственных. Хотя прямые упоминания о причине признания вины Борисом после временного перевода из тюрьмы в КПЗ убрали по указанию министра внутренних дел, зритель все равно догадывался, чем обусловлено истерично-недоверчивое , затравленное поведение подозреваемого.
К сожалению, логика вычисления настоящих преступников представлена обрывочно и нам предоставлено широкое поле для додумывания того, как складывался поиск. Следует отметить прекрасную музыку композитора Михаила Зива и обаятельную игру Валентины Талызиной в роли практикантки. Такой милой чистой девушкой, как в этом кино, мы ее больше нигде не увидим.
В картине также снимались: Георгий Куликов (Лекарев), Геннадий Фролов (Селиванов), Николай Прокопович (Корытин), Лариса Виккел (Таня Каширина), Геннадий Юхтин (Никифоров), Федор Чеханков (Игорь), Георгий Склянский (Лева), Михаил Кокшенов (свидетель), Геннадий Корольков (спортсмен, приятель Дуленко) и другие актеры.
Обзор закончен. Желаю вам приятного просмотра и новых встреч! Предыдущая подборка советских детективов здесь: "Следы преступления тянутся в пески": 3 забытых советских криминальных фильма среднеазиатских киностудий".