Вы, наверное, обратили внимание, уважаемые читатели канала, что новости везде пестрят сообщениями о цене европейских фьючерсов на голубое топливо в Европе и соответственно цене барреля нефти марки Brent.
Мировой рынок угля полностью теряется за этой завесой, хотя ажиотаж там не менее бурный.
Такой Западный источник информации как всем известный издательство Bloomberg, который в последнее время покупает секретные данные напрямую у аналитических агентств и стало почти монополистом на энергетической информационной арене, недавно обрадовало своих постоянных читателей.
Сообщалось, что запрет Евросоюза на ввоз энергетического угля из России "фактически обрушил" этот сектор отечественной экономики. Чтобы убедится, привели даже цифры по конкретней: доля российского угля на биржевых площадках Старого Света в марте упала с 30-ти до 10-15 процентов.
А вот в этом месте, мы сделаем небольшое отступление, прежде всего ради интересов тех читателей, которые по разным причинам не следят за угольным рынком, объёмами производства и вектором маршрутов экспорта.
В Европейской комиссии уже в марте, а именно спустя всего лишь каких-то пару недель с начала СВО, начала расти инициатива, предлагающая, в частности, ввести полный запрет на ввоз угля из России.
Инициатива ни к чему не привела, поскольку постоянные заказчики, такие как Германия, всячески препятствовали этому процессу.
На этом фоне Польша особо себя проявила, она уже в апреле запретила закупку угля у российских компаний, несмотря на то, что импорт составлял почти четверть национального потребления. Европейская комиссия после длительных и эмоциональных дебатов отложила окончательное решение до 10 августа.
В этот день был введен мораторий, который не остановил поток поставок, но, образно говоря, превратил реку в большое наводнение. Основным отказником, как и во всех остальных случаях, стала Германия, где идёт лихорадочное накопление энергоресурсов, чтобы пережить отопительный сезон. Радость, однако, западных партнеров была не особо долгой.
По данным того же Bloomberg, российские производители угля не ждали пощады от европейских чиновников, а активно работали на поиске новых рынков сбыта. И, что характерно, они их нашли.
В результате всех этих пертурбаций уголь на рынок Европы пыльным водопадом хлынул из Австралии, но последствия оказались совершенно неожиданными. Стоимость тонны угля, например, к концу августа 2022 года составила за тонну около 500 долларов, что в 10-ть раз превышает показатели годичной давности.
Парадокс происходящего заключается не столько даже в рекордной дороговизне как таковой, а в том, что всего - то каких-то несколько годков до этого Европа массово уничтожала собственную угольную промышленность, в равной степени ссылаясь на экологические проблемы и нерентабельность производства.
Например, в 2019 году тогдашняя Ангела Меркель ещё находясь в должности федерального канцлера в торжественной обстановке завершила работу последней угольной шахты в Германии. В своем выступлении она подчеркнула, что Prosper-Haniel был глубоко убыточным, поскольку добыча одной тонны угля стоила 225 евро.
Эти слова были сказаны, когда цена на черное золото колебалась в районе 110 долларов.
В то время российские шахты и рудники в Кузбассе имели самую низкую себестоимость добычи - в пределах 75 долл. с тонны.
Сегодня немцы, проводя модную программу декарбонизации, покупают в Австрии миллионы тонн угля по космическим ценам, который затем отправляют на баржах из порта Гамбурга, чтобы сплавляться по сильно заболоченным рекам. Перефразируя известную сентенцию Наполеона, уже можно утверждать, что тот, кто своих шахтёров не кормил, теперь кормит чужих.
Однако вернёмся к нашему государству.
На сегодняшний день 27 европейских стран уже обязались запретить поставки угля из России. Это привело уже к сокращению поставок с 51,6 до 22 млн тонн. В то же время западная пресса жалуется на то, что российские Майеры автоматически возместили большую часть своих потерь из-за роста цен на своё чёрное золото.
Я вам больше того скажу, как ранее уже отмечалось выше, азиатские страны, среди которых особенно активны были Китай и Индия, скупили все до последнего "кулака" и "гайки", которые были выпущены. Все это, конечно, хорошо... Только весь Кузбасс загадили шахтами и разрезами, живого места на теле Кузбасса нет, все раскопано-изрыто-перевернуто!
Дели первым осознал широту своих открывшихся перспектив и, кроме всего остального, уже месяцев несколько подряд закупает рекордные объёмы российской нефти.
Индийские торговцы нисколько не смущаются и сразу же перепродают его в Великобританию и Европу, но, конечно, с учетом собственных интересов.
Аналогичная ситуация и с углем.
Из восточных импортеров, каждый, в принципе, может весь объём российского экспорта угля поглотить в одиночку. В прошлом году наши шахтеры добыли рекордных 440 милл. тонн, из которых 227 достались иностранным покупателям.
Между тем Индия потребляет миллиард тонн в год, а Китай потребляет 1,4 млрд. тонн твердого сорта угля, и это только по энергетическим маркам, не учитывая металлургического кокса.
Дели и Пекин после объявления о начале СВО и введении контрсанкций - тогда только потенциальных - отреагировали молниеносно. Поставки российского угля в Китай в апреле показали двукратный рост: в Поднебесную было отгружено 4,4 млн тонн по сравнению с двумя миллионами тонн в марте. Эта тенденция усиливается.
Европа "поднялась" за счет наших дешевых энергоресурсов, сейчас Индия и Китай будут "подниматься". Когда уже мы сами будем перерабатывать и потреблять больше энергии, что является показателем развития экономики.
Китайские трейдеры и энергетические компании ещё в июне прикупили себе 6,1 милл. тонн угля, а июль закончился на уровне 7,4 млн тонн, что является за пять последних лет абсолютным рекордом. Индия тоже не зевает. Основные конкуренты Китая, по крайней мере, в сталелитейной промышленности с сопоставимым населением, индийцы также увеличивают импорт с весны.
К концу июля закупки увеличились на 79 процентов, что в абсолютном выражении составляет в месяц 1,3 милл. тонн каменного угля.
Кроме того, на две трети вырос импорт коксующегося угля: только в июле металлурги из Индии закупили почти триста тысяч тонн этого важнейшего вида топливного сырья. В целом, по оценкам аналитиков из запада, к концу года объём российско-индийской торговли углем может достичь 15 миллиардов долларов - и если это произойдет, это будет означать пятикратный рост.
Однако у этой медали есть две стороны. Европейское эмбарго вынудило угольные российские компании быстро расширять свои собственные цепочки сотрудничества на восток. В результате стало совершенно ясно, что существующая транспортная инфраструктура просто физически не в состоянии обрабатывать такие большие объемы грузов. Еще до появления СВО ежегодно всякий календарный год заканчивался ожесточенными разборками между угольщиками и российскими железными дорогами.
Первые традиционно требуют квот и льгот на перевозки, на что железнодорожники отвечают дефицитом подвижного состава (прошлым летом он достиг 80%) и недостаточными пропускными способностями БАМа и Транссиба. Империя в первую очередь - это дороги.
Текущий рост экспорта полностью обеспечен перевалкой угля в портах и его последующей отправкой в Азию морским путем. Проблема в том, что подавляющее большинство месторождений расположено глубоко в недрах страны, и вагоны с углем ползут к портам по извилистым маршрутам, проделывая путь в несколько сотен, а иногда и в тысячи километров.
Вынужденный разрыв торговых отношений с Европой вывел на поверхность давнюю проблему слабого развития транспорта на наших восточных территориях, где грузовые поезда едва протискивались через горловины товарно-транспортных станций, а вагоны с углём из Центральной и Восточной Сибири совершали гигантские круги, чтобы добраться до портов на Балтийском или Северном морях.
Эта проблема решается, но, к сожалению, не быстро, чему есть объективные объяснения. Проложить даже сотню километров ж/д путей в условиях Приполярного Урала и Вечной мерзлоты - подвиг, сродни подвигам легендарного Геркулеса, даже если бы у него не было бульдозеров и путеукладчиков.
Работы на БАМе (Байкало-Амурской магистрали), в том числе усилиями российской армии, уже ведутся, но страна почувствует результаты только спустя годы. Стальные магистрали от большинства угольных шахт сейчас забиты местными станциями, и только такие титаны рынка, как Эльгинское месторождение, которые могут позволить себе построить прямой выход к морю.
Хорошей новостью является то, что проблема ясна и решается. Хочется верить, что когда-нибудь лозунг о том, что Россия живёт дорогами, станет не просто красивой фразой, а привычной реальностью.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья поделитесь заметкой с друзьями в социальные сети, Одноклассники, WhatsApp, Telegram или другие мессенджеры.
Подписывайтесь на мой канал и узнаете первыми, о свежих новостях. Буду рад вашему лайку, ведь ваша активность помогает продвижению публикаций.
У вас есть, чем поделиться, пишите в комментариях. (Продолжение следует)...