Таких активистов, как Мария Фёдорова было много в начале террористского движения, в период зарождения партии социалистов-революционеров в 1902 году. После ряда неудач, связанных с неуспешным исполнением террористических актов и провальными покушениями на людей, связанных с государственной деятельностью в период 1902-1906 годов, восстания в 1908 году перестают быть такими многочисленными, как было раннее. Ярых противников Российской Империи раскрывают, зачастую при безуспешных террористических попытках. Событие, связанное с покушением на убийство губернатором Бибиковым, возможно, было бы не таким примечательным, если бы не произошло именно в 1908 году, когда большая часть активистов выдохлась и не желала вести боевые действия. Может, как раз именно этот факт способствовал террористической партии эсеров не распуститься, а продолжить наступать до 1911 года.
Чтобы углубиться в истоки данного события, стоит сначала рассмотреть, что именно за люди вступали в боевую организацию, и почему именно они готовы были сражаться за мечты крестьян и рабочих ценой собственной жизни.
Большинство террористов новой революционной волны выходцы из первого поколения мастеровых и чернорабочих. Будучи выходцами из обедневших крестьянских семей, они нередко находились в состоянии упадничества. Недовольство своей жизнью порождало желание протеста внутри крестьянского сознания. Жить, как жили их предки, они не хотят, поэтому возникает непреодолимое желание изменить исход событий, поменять свою судьбу, предначертанную в рамках Российской Империи. Казалось бы, столыпинская аграрная реформа смогла бы решить вопросы, возникшие по поводу деятельности крестьян, но из-за жестких мер, связанных с насильственным освоением земель в Сибири, а также со скандальным выражением «столыпинский галстук», которое изрядно подпортило репутацию великого реформатора, крестьяне не успокаивались. Им нужна была, в первую очередь, земля помещиков. В реалиях Российской Империи поделить землю помещиков было не только невозможно, но и не прагматично, поскольку земля находилась в частной собственности, и деление только бы усугубило возмущение если не крестьян, то других слоев населения таких, как помещики и дворяне. Это было бы крайне невыгодно, поскольку власть была заинтересована в поддержке данного слоя.
Эсеры, напротив, предлагали национализировать землю и превратить в общенародное достояние. Предпринимались многочисленные меры, чтобы очернить правительство, в том числе был провозглашен террор как часть официальной политики. Это делалось для провокации власти, которая должна была ответить репрессивными мерами, тем самым вызвав народное недовольство и революционные восстания. Некоторые эсеры придерживались даже радикальных мер, например, как аграрный террор, с помощью которого крестьяне с их помощью могли нападать на управляющих и захватывать участки.
Почему бунтовали крестьяне вполне обосновано, но почему вступила в террористскую организацию женщина, работающая учителем? Это является обычной практикой в ПСР, по данным женщин-террористок было около трети. Это можно объяснить тем, что в революционное время в обществе происходил пересмотр семейных отношений. Своим революционным настроем женщины пытались реализовать свое стремление к самоутверждению. Также большинство образованных людей выбирали террор, поскольку считали невозможной мирную работу в рамках монархии.
Хотелось бы отметить, что революционеры придерживались методов террора в связи с неурожаем 1891 года, когда большую часть сельского населения затронул не только голод, но эпидемия холеры и тифа. Ситуация создала благоприятную почву для радикальной агитации.
Усталость народа, желание улучшить положение крестьян усугубило террористический настрой. Такие люди, как Мария Федорова вступали в боевую организацию, желая отомстить за свое несчастное прошлое и изменить свое будущее. Большинство мелких террористов не осознавали, что они идут убивать человека, который, как и они, выполнял приказ свыше. В любых государственных деятелях они видели угрозу, требующую устранения. Также и в случае с покушением на убийство губернатора Бибикова. Для Марии Фёдоровой убить губернатора было наивысшей целью. В 1908 году она кидает гранату под карету М.М. Бибикова. Для эсеров это был очередной террористический ход, они хотели, чтобы правительство приняло ряд репрессивных мер, из-за которых народ бы не успокоился, а, наоборот, только взбунтовался, ведь убьют женщину, вставшую на сторону крестьян, жертвующею собой ради судьбы крестьянского народа. Их основной целью было даже не убить губернатора, а спровоцировать власть на кровопролитие, а сама казнь эсерки приведет к недовольству крестьян.
Находясь в тюрьме, раненая революционерка отказывается принять яд, она идет на казнь, чтобы принять смерть достойно, быть самоотверженным борцом за права крестьян.
Мария Фёдорова была пешкой в политической террористкой организации, в которую так искренне она верила. Её использовали для того, чтобы показать, насколько жестока власть по отношению к простым людям. Поэтому можно с уверенностью назвать Марии Фёдорову не только террористкой, борющуюся за права народа, но и жертвой террора.