ЦИФРОВАЯ ДИФФУЗИЯ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ В ЕДИНУЮ МЕТАВСЕЛЕННУЮ: ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Плево Никита Андреевич, аспирант кафедры административного и муниципального права СГЮА.
Научный руководитель: Ковалева Наталия Николаевна,
заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий
Саратовской государственной юридической академии
доктор юридических наук, профессор
kovaleva.natalia@mail.ru
Аннотация. В статье проанализирована сущность процесса развития единого информационного пространства в аспекте его положительного влияния на социум, а также сформировано представление о концептуальной, правовой основе метавселенной, которая при помощи юридических механизмов может организовать и упорядочить процессы цифровой диффузии. Обосновано, что конвергенция существующих информационных платформ в единую метавселенную, инициирует развитие и эволюцию основ цифрового права. Сделан вывод, что на первое место по значимости в современных условиях выходит отрасль конституционного права, которая призвана очертить границы построения отношений между классическими субъектами отношений (человек, общество и государство) и цифровыми объектами и субъектами новых правоотношений.
Ключевые слова: метавселенная; цифровая диффузия; цифровое право; социальные отношения; субъекты правоотношений.
DIGITAL DIFFUSION OF EXISTING INFORMATION PLATFORMS INTO A SINGLE METAVERSE: LEGAL AND SOCIAL ASPECTS
Abstract. The article analyzes the essence of the process of developing a unified information space in terms of its positive impact on society, and also forms an idea of the conceptual, legal basis of the metaverse, which, with the help of legal mechanisms, can organize and streamline the processes of digital diffusion. It is proved that the convergence of existing information platforms into a single metaverse initiates the development and evolution of the foundations of digital law. It is concluded that the branch of constitutional law, which is designed to delineate the boundaries of building relations between classical subjects of relations (man, society and the state) and digital objects and subjects of new legal relations, takes the first place in importance in modern conditions.
Keywords: metaverse; digital diffusion; digital law; social relations; subjects of legal relations.
Введение. Актуальность. Использование современных цифровых технологий породило процессы трансформации в современном обществе – цифровую трансформацию социальных отношений, которая выражается в использовании современных цифровых технологий в различных сферах человеческой деятельности. Норберт Винер, Алан Тьюринг, Гордон Мур, Айзек Азимов, Стивен Хокинг, Илон Маск, Ник Бостром сформировали представление и разработали элементы цепи использования информации и колоссального количества данных, открыв возможности соединения их и накопления в одной среде, которая в свою очередь позволит предотвратить негативные сценарии развития нашей планеты и перенаправить в качественную сторону изменения среды вокруг нас. Цифровая революция как фактор динамичного развития привела к созданию системы конвергенции существующих информационных платформ в единую метавселенную, инициировав развитие основ цифрового права, новой конфигурации общественных отношений, основанной на использовании Интернета, социальных сетей и других информационно- коммуникационных технологий.
Цифровая трансформация оказывает непосредственное влияние на реализацию основных прав человека, способствует появлению новых прав человека и гражданина как участника глобального информационного и цифрового пространства. Результаты цифровизации требуют понимания и адекватной формулировки правового механизма регулирования, реализации, защиты уже существующих и формирующихся прав человека для устойчивого социально-экономического развития, обеспечение реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Сфера цифровых отношений характеризуется признаками виртуальности и трансграничного характера, требует особого внимания к сфере основных прав человека с точки зрения их обеспечения, принимая во внимание особые свойства этой среды, где субъекты и объекты очень часто выступают в качестве своеобразной «симуляции», и пределы осуществления индивидуальных прав и вмешательства в них не всегда однозначно идентифицируются. Если современная практика развития права является каким-либо ориентиром, то категория «цифровые права» постепенно вводится в понятийный и правовой оборот, который получил широкое распространение в качестве существенного элемента для описания правового статуса человека в условиях новой цифровой реальности.
Цель данной работы – проследить эволюцию развития информационного пространства в аспекте его положительного влияния на социум, а также сформировать представление о концептуальной, правовой основе, как ограничителе негативного сценария функционирования человека и гражданина в метавселенной.
Степень разработанности проблемы. Изучение прав человека в контексте цифровизации и формирования новой виртуальной реальности, а также цифровых прав, освещается в исследованиях таких ученых, как J. Coccoli[1], F. Galindo, J. Garcia-Marco[2], K. Hamman[3], S. Garkusha-Bozhko[4], А.П. Альбова[5], П.Я. Фельдмана, М.Ю. Мандрицкого[6] и других.
Методы исследования. Для проведения исследования была применена система методов научного познания, в частности общефилософские, общенаучные (диалектический, анализ, синтез, абстрагирование, метод аналогии), частные методы научного познания, используемые в отраслях многих наук (сравнительный анализ), а также специальные юридические методы (формально-правовые, системно-структурные). Метод анализа в полной мере способствовал выявлению неотъемлемых черт и особенностей цифровых прав, позволил выявить сходства и отличить их от классических прав человека, соотнести универсальный каталог прав человека с правами, которые начали развиваться в процессе цифровизации, и определить их место в нем.
Основная часть. Для объединения информации на глубоком многогранном нейронно-машинном уровне, нужны системы работающих в одном направлении инструментов, а именно: теоретические законы и концепции, позволяющие наслаивать процессы и конфигурировать модели системы; технологии, отвечающие ресурсным характеристикам, то есть самой возможности закрыть техническую часть реализации системы, непосредственно сами данные, накопленные и объединенные в одном месте; среда, пространство, облик всех составляющих, объединенных однородной формой, которая будет подчиняться определенным законам, принципам. В данном случае средой для реализации вышеописанного явления будет являться – метавселенная, либо каскад профильных метавселенных.
В настоящее время четкого термина, определения метавселенной, зафиксированном на законодательном уровне или же в научной среде не существует, происходят лишь предпосылки для объединения информации о данном понятии и формирование общепринятой смысловой конструкции[7].
По мнению исследователей, метавселенная является виртуальным цифровым пространством бесконечного существования, неограниченным своими размерами и числом пользователей; она всеобъемлющая по своей сути и основывается на экономически выгодной финансовой модели - с возможностью получения прибыли, инвестирования и перераспределения финансовых средств. Помимо этого, она обладает множеством интегративных связей между виртуальным и реальным миром[8].
Другие исследователи характеризуют метавселенную, как конвергенцию физической, дополненной и виртуальной реальностью в общем онлайн-пространстве[9]. На основе анализа имеющихся представлений мы выявили общие закономерности, принципы и концептуальную основу становления данной информационной системы и вывели новое понятие метавселенной: это цифровое пространство, основанное на принципах технологий NFT и Blockchain, cмарт-контрактов и иных прорывных технологиях, включающее в себя цифровую диффузию, позволяющую совместить все элементы глобальной цифровой среды и дающую возможность бесшовного взаимодействия пользователя с различными участками всемирного веб-пространства, которое базируется на экономически обоснованных способах построения бизнес моделей и инструментах для производства и взаимообмена благами.
Цифровая диффузия, происходящая вокруг нас сегодня, это тонкий, послойный процесс формирования интегративных связей между платформами, социумом и сервисами; это процесс, возникающий в виртуальной среде, но влияющий на реальность посредством постепенного стирания границ между цифровым миром и обществом. Под воздействием технологий, данный процесс будет нарастать в своих масштабах и со временем сформирует конгломерат отраслевых систем, которые в свою очередь сформируют единую модель реальной жизни человека в виртуальной среде, переходящей в реальность, что породит целый ряд новых правовых проблем, которые манифестируют уже сейчас. Цифровые права могут включать в себя широкий спектр основных прав , которые реализуются в цифровой среде и требуют исследования с точки зрения свойств этой среды. При этом основные цифровые права в первую очередь вытекают из информационных прав, но они не сводятся к ним.
Правовая сфера в условиях цифровизации переходит на новый уровень, появляются новые возможности, но вместе с тем и новые риски. На сегодняшний день уже существует возможность машинного анализа различных участников государственных и частных процессов; граждане государств и сами государства приобретают рейтинговую систему, которая позволит на этапе формирования мнения или на этапе преддоговорных отношений получить максимально подробную информацию и распознать риски неблагоприятного взаимодействия ещё до момента вступления в правовые взаимоотношения. Снижение правовых рисков в свою очередь ведёт к нивелированию финансовых и репутационных угроз[10].
Становится очевидным, что на первое место по значимости выходит отрасль конституционного права, которая должна будет определить главные принципы и правила построения отношений между классическими субъектами отношений (человек, общество и государство) и ранее неизвестными (цифровой аватар – копия человека и метавселенная как среда его существования). Необходимость такого регулирования прослеживается уже сейчас, когда в условиях цифровизации трансформируются фундаментальные правовые понятия: суверенитет, статус личности, права человека[11].
На сегодняшний день наблюдается разрозненность информации на многообразных юридических платформах ввиду отсутствия общих библиотек и возможностей для анализа действий участников правовых отношений. При формировании единого правового цифрового пространства с открытыми данными технические нарушения правовых норм будут сведены к минимуму, а стороны правовых отношений заблаговременно будут наделены информацией – при помощи машинных средств они смогут быстро проанализировать предыдущие правовые явления и спрогнозировать перспективность новых юридических взаимоотношений.
Участник правоотношений сможет моделировать различные варианты развития событий опираясь на машинное право, позволяющее проанализировать колоссальные пласты юридических данных по каждому участнику правовых отношений и принять решение по дальнейшему развитию их отношений. Помимо этого, формирование единого цифрового пространства, строящегося на принципах нестираемости и объективности, позволит участникам правоотношений погружаться на любой необходимый юридический уровень, анализируя истоки формирования тех или иных норм или юридически значимых событий, позволяя исключить логические или семантические ошибки их интерпретации. Всё вышесказанное означает возможность рассмотрения юридического документа не только как свою конечную форму, но и как срез происходивших, предшествующих явлений, а также событий, влияющих на формирование окончательного варианта.
Помимо этого, участники правоотношений смогут максимально полно рассматривать юридические документы любого уровня (и действующую правовую систему в целом), опираясь на историю создания, редактирования документа и историю лиц, принимавших участие в формировании данного документа, что исключит коррупционные риски, а также угрозы появления намеренной или непреднамеренной ошибки в процессе правотворчества.
Заключение. В заключении важно отметить, что все риски, которые сопровождают становление метавселенной как нового пространства для существования социума, могут представлять угрозу лишь в том случае, если нормы и регуляторы возникающих новых отношений между всеми компонентами и участниками метавселенной не будут функционировать в контексте единой системы законов, правил и алгоритмов. В случае же оперативного нивелирования возникающих негативных аспектов данной системы, развитие общества может выйти на кардинально иной уровень развития.
Таким образом, на основе вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Цифровая диффузия - процесс, влияющий на формирование единой информационной системы, включающей в себя реальную и виртуальную мультимодальную связь между всеми участниками и объектами социальных отношений как на территории Российской Федерации так и за ее пределами.
2. Цифровизацию общественных отношений и мировых процессов мы рассмотрели в положительном ключе ввиду возможности её использования для предупреждения неэффективного использования ресурсов и предупреждения негативных последствий от уже существующих неблагоприятных тенденций в обществе.
3. Для успешного протекания процесса цифровой диффузии важны интегративные связи, строящиеся с целью совместного сотрудничества специалистов различных отраслей, которые позволят собрать массив данных в одном континууме и запрограммировать раскрытие определенных данных на заранее составленных условиях, которые в свою очередь будут предупреждать наличие факторов необоснованного использования любой информации.
4. Цифровая диффузия как процесс, нуждается в разработке практической инструкции внедрения регуляторов цифровизации процесса с обоснованием всех новейших разработок, как со стороны морали, так и со стороны закона.
5. На первое место по значимости в современных условиях выходит отрасль конституционного права, которая должна будет определить главные принципы и правила построения отношений между классическими субъектами отношений (человек, общество и государство) и ранее неизвестными (цифровой аватар – копия человека и метавселенная как среда его существования). Необходимость такого регулирования прослеживается уже сейчас, когда в условиях цифровизации трансформируются фундаментальные правовые понятия: суверенитет, статус личности, права человека[12].
При должном объёме комплексного правового регулирования и в условиях сформированной отрасли нового цифрового права, цифровая диффузия позволит обществу раскрыть свой потенциал и позволит сформировать пространство, где будет возможно моделирование и планирование всех жизненно необходимых процессов с поправкой на человека; социум приобретет новый облик объективности и взаимоответственности – каждый элемент и процесс станет возможно моделировать и корректировать в рамках правового и нравственного регламента. Научно-технический прогресс интегрированный с правом, позволит перейти от модели развития социума в рамках единоличного подхода к взаимодополняющему.
Cписок литературы
1. Coccoli J. The challenges of new technologies in the implementation of human rights: An analysis of some critical issues in the digital era //Peace human rights governance. – 2017. – Т. 1. – №. 2.
2. Galindo F., Garcia-Marco J. Freedom and the Internet: Empowering citizens and addressing the transparency gap in search engines //European journal of law and technology. – 2017. – Т. 8. – №. 2.
3. Garkusha-Bozhko S. Y. International humanitarian law in cyberspace: Ratione materiae, ratione temporis and problem of cyber-attack qualification //Digital Law Journal. – 2021. – Т. 2. – №. 1. – С. 64-82.
4. Hamann K., Smith R. Facial recognition technology //Criminal Justice. – 2019. – Т. 34. – №. 1. – С. 9-13.
5. Альбов А. П. Цифровизация права и государства и проблемы формирования национальной правовой культуры //Державинские чтения. – 2021. – С. 18-20.
6. Ваторопин А. С. и др. Метавселенная: перспективы создания и социальные последствия //Теория и практика общественного развития. – 2022. – №. 4 (170). – С. 19-25.
7. Гуров О. Н., Петрунина М. А. Мораль и безопасность: темы размышления для метавселенной //Гуманитарное знание и духовная безопасность. – 2021. – С. 125-132.
8. Фельдман П. Я., Мандрицкий М. Ю. Государство и цифровая метавселенная: перспективы сосуществования //Социально-гуманитарные знания. – 2022. – №. 2. – С. 129-136.
9. Худайбергенов А., Музафаров М. Метавселенная и искусственный интеллект: законы реального мира порождают проблемы виртуального мира //Общество и инновации. – 2022. – Т. 3. – №. 2/S. – С. 273-288.
[1]Coccoli J. The challenges of new technologies in the implementation of human rights: An analysis of some critical issues in the digital era //Peace human rights governance. – 2017. – Т. 1. – №. 2.
[2]Galindo F., Garcia-Marco J. Freedom and the Internet: Empowering citizens and addressing the transparency gap in search engines //European journal of law and technology. – 2017. – Т. 8. – №. 2.
[3]Hamann K., Smith R. Facial recognition technology //Criminal Justice. – 2019. – Т. 34. – №. 1. – С. 9-13.
[4]Garkusha-Bozhko S. Y. International humanitarian law in cyberspace: Ratione materiae, ratione temporis and problem of cyber-attack qualification //Digital Law Journal. – 2021. – Т. 2. – №. 1. – С. 64-82.
[5] Альбов А. П. Цифровизация права и государства и проблемы формирования национальной правовой культуры //Державинские чтения. – 2021. – С. 18-20.
[6] Фельдман П. Я., Мандрицкий М. Ю. Государство и цифровая метавселенная: перспективы сосуществования //Социально-гуманитарные знания. – 2022. – №. 2. – С. 129-136.
[7] Альбов А. П. Цифровизация права и государства и проблемы формирования национальной правовой культуры //Державинские чтения. – 2021. – С. 18-20.
[8] Ваторопин А. С. и др. Метавселенная: перспективы создания и социальные последствия //Теория и практика общественного развития. – 2022. – №. 4 (170). – С. 19-25.
[9] Гуров О. Н., Петрунина М. А. Мораль и безопасность: темы размышления для метавселенной //Гуманитарное знание и духовная безопасность. – 2021. – С. 125-132.
[10] Фельдман П.Я., Мандрицкий М.Ю. Государство и цифровая метавселенная: перспективы сосуществования //Социально-гуманитарные знания. – 2022. – №. 2. – С. 129-136.
[11] Худайбергенов А., Музафаров М. Метавселенная и искусственный интеллект: законы реального мира порождают проблемы виртуального мира //Общество и инновации. – 2022. – Т. 3. – №. 2/S. – С. 273-288.
[12] Худайбергенов А., Музафаров М. Метавселенная и искусственный интеллект: законы реального мира порождают проблемы виртуального мира //Общество и инновации. – 2022. – Т. 3. – №. 2/S. – С. 273-288.