Стартовал Московский международный кинофестиваль (ММКФ). Не спешите зевать, мол, очередное кино-событие, которых летом пруд пруди. В этом году ситуация необычная. В основной программе вы не найдете ни одного западноевропейского фильма (хотя некоторые картины из Испании и Франции покажут в рамках других конкурсных просмотров). На открытие не приехали западные звезды. Можно задать вопрос даже по поводу международного статуса фестиваля - насколько он правомерен? На эти и другие вопросы на брифинге отвечал президент ММКФ Никита Михалков.Михалков начал с невеселых напоминаний. Во-первых, о переносе дат проведения фестиваля, который изначально должен был проводиться в апреле. Во-вторых, сказал он, хорошо, что фестиваль вообще состоялся, вероятно, подразумевая, что в нынешних условиях, когда все подряд отменяют или переносят, этого вовсе могло не произойти. Потом Михалков печально напомнил о смерти крупного киноведа Кирилла Разлогова, скончавшегося в сентябре 2021 года. Разлогов занимался отбором фильмов для ММКФ, и без него фактически пришлось набирать новую команду.
После этого Михалков перешел к обзору фестивальной программы, отметив, что в этом году у ММКФ очень обширная география (это правда, если мы не считаем, что планета Земля ограничивается Америкой и западноевропейскими странами), а фестиваль посетит даже больше гостей, чем было в прошлом году. Михалков честно признал, что уровень отобранных фильмов неодинаковый, что-то лучше, что-то хуже.
"На удивление, честно скажу вам, удалось собрать программу. Я имею в виду даже не качество картин, а спектр, количество программ".
ММКФ в этом году действительно демонстрирует разнообразие, которым можно гордиться международному кинофоруму. Во внеконкурсной программе будут показаны “Блокбастеры народов мира”, “Персидские мотивы” (иранское кино), “Тигры и драконы” (фильмы из Восточной Азии) и много другого интересного. ММКФ также показывает свою современность, впервые допуская в программу сериалы.
Затем Михалков пригласил журналистов задавать вопросы и тут же столкнулся с духовностью от православного издания. Журналистка порадовалась, что “духовная составляющая в фильмах очень подросла”, правда, не уточнив, по сравнению с чем.
"Духовность - вещь достаточно абстрактная, – ровным тоном ответил Михалков. - Внедряться в это кажется мне не очень перспективным. Для меня большее значение имеет поиск смысла. Советское кино и великое мировое кино всегда строилось на поисках смысла. Это не отрицало развлекательного и приключенческого кино, но поиск смысла это ведь и есть жизнь человеческая".
Корреспонденты из нерелигиозных изданий больше интересовались актуальными вопросами о проведении фестиваля. Михалкова вернули к “географическому” вопросу, намекая на то, что в основной программе не представлены фильмы “основных стран”. Хотя названия стран не прозвучали, Михалков это прекрасно “считал”.
"Какие страны вы называете “основными”? У нас география гигантская, сорок семь стран! - возразил он, начав зачитывать список участников по алфавиту: - Австралия, Австрия, Бангладеш, Болгария, Боливия… Заканчиваем Японией".
Дальше вопросы стали еще неудобнее. Михалкову напомнили, что Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров приостановила лицензию кинофестиваля. Насколько это чувствительный удар?
"Ну, заморозили и заморозили. Зимой окно замерзло, весной оттаяло. Потом отморозят, если захотят. А не захотят… И че? - голос Михалкова приобрел лихую интонацию. - Фильмов стало меньше, программ стало меньше? Фестиваль что-то потерял? Мы ничего не потеряли! Если бы потеря лицензии привела к тому, что мы потеряли бы право проведения фестиваля, это была бы санкция жестокая и несправедливая. А в данном случае я не вижу ничего особенного. Кто-то из этого делает вывод, что все, мы перестали быть уважаемыми. Но фестиваль определяется картинами, а организация фестиваля - его командой. Если их качество устраивает журналистов и зрителей, людей, имеющих отношение к кинематографу, то все остальное не имеет значения".
На вопрос, отправляли ли западным звездам приглашения на ММКФ, Михалков ответил утвердительно. Почему никто не приехал? По его словам, причины были разные: кто-то не смог из-за графика съемок, а кто-то отказался, потому что “не хочет неприятностей из-за санкций”. Он призвал думать не о тех, кто не смог или не захотел, а о тех, кто приехал.
"Я надеюсь, – завершил он, – что среди приехавших фестиваль найдет новых друзей".
Текст: Елена Кушнир