Найти тему

Почему Данте создает "Божественную комедию"

XIII век знаменуется кардинальным переосмыслением личности и её роли внутри общества. Люди начинают задумываться о своем существовании в современных на то время реалиях. Начинается популяризация новых философских течений, религиозных учений, а также мистических теорий.

Что касается религиозного настроя, то в XIII веке развиваются и распространяются еретические течения. Это эпоха переосмысления ортодоксального, поиск его обновления. Также это эпоха появления нищенствующих орденов. Религиозные идеи XIII века можно поделить на две группы: теоретическую и социально-практическую. Теоретическое религиозное движение направлено на переосмысление роли церкви. Социально-практическое движение направлено на деятельность орденов, которые, в свою очередь, выступали за упрощение духовной жизни. В связи с различными точками зрения на религию появилась оппозиция, выступающая против церкви. Ересь быстро распространялась на территории Европы, что привело к ряду военных кампаний по искоренению ереси (Альбигойские войны 1209-1229 года).

Сожжение на костре еретика
Сожжение на костре еретика

К важным религиозным событиям XIII века можно отнести распад тамплиеров. Тамплиеры или Орден бедных рыцарей Христа были созданы на Святой земле с целью охраны паломников. Но вскоре орден стал одним самых влиятельных и значимых сообществ. На протяжении двух веков орден был важным религиозным центром. Идеология, которой тамплиеры придерживались, до сих пор окутана тайной, однако существуют сведения, что их учения были комбинацией средиземноморской, исламской мистики, а также элементов гностического христианства. Существует теория, что Данте был связан с орденом тамплиеров и придерживался их учения. Разгром тамплиеров сыграли важную роль в мировоззрении поэта.

Флаг тамплиеров
Флаг тамплиеров

Не менее важное события XIII века, образование последователей хилиастического учения Иоахима Флорского. Его теория заключалось в том, что он предлагал поделить эпохи развития человечества по названию лиц святой троицы. Эпоха рабства длилась от появления Адама до смерти Христа. Эпоха начала развития христианской веры длилась от Христа до 1260 года. Третья эпоха- это эпоха святого духа с 1206 года до конца света.

Если говорить, с чем можно ассоциировать XIII век в Европе, то бесспорно со словом «ересь». Ересь стала массовой. Альбигойская ересь, францисканцы выступали против упадничества церковной власти, пытались повлиять на религию, вернуть ей прежний облик. Борьба рыцарей за веру породила множество смертей, казней и распрей.

Со всех сторон началось переосмысления бога. Философия выступала в неразрывном единстве с теологией. Особой популярностью пользовалась платоническая традиция. Развивалось искусство философского комментария к текстам, логического мышления, для средневекового человека открылся доступ к античной философии. Начался расцвет эмпирической науки, появились врачи, юристы, поэты, преподаватели.

Философия в то время была мистической или схоластической. Главный приверженец мистического - Бернар Клервоский ( богослов, цистерцианский монах), схоластического – Пьер Абеляр (теолог, поэт).

Хоть философии различны между собой, тем не менее, можно выделить их общую характерную черту - соединение мистического, божественного с системностью и последовательностью.

Политическая сфера была в основном направлена на решение конфликтов между монархом и церковью. Велась борьба за власть. XIII век - это борьба теократии и монархии. Власть разделена, обостряются противоречия между феодалами и королями, церковь терпит раскол, поскольку не может успокоить народные религиозные волнения. Италия раздроблена, полна противоречий. Республиканизм сталкивается с тиранией. Город находился в состоянии неизвестности.

«Божественная комедия» в 1302-1321 годах.

В этот период Данте находился в изгнании, его любовь всей жизни Беатриче умерла во время эпидемии чумы. Работа над «Комедией» для Данте было некой возможностью излить свое душевное, внутреннее состояние, работа была отдушиной, которую он писал четырнадцать лет. Название было дано «Комедия» , поскольку произведение имело связь со слиянием возвышенного и обыденного, описывало откровения неземного бытия. Название никак не было связано с нынешним пониманием данного термина. Прилагательное «Божественное» было дано позже Боккаччо, который после прочтения комедии назвал ее таким эпитетом.

Генри Холидей "Данте и Беатриче"
Генри Холидей "Данте и Беатриче"

Во время написания первой части произведения Данте был под впечатлением от смерти Беатриче и своего изгнания. В это время он резко изменил свои политические убеждения относительно Флоренции. Он вступил в союз с изгнанными гибеллинами в надежде отбить город у Черных гвельфов. Данте надеялся на короля Генриха VII, который обещал остановить междоусобицы и распри, однако на деле этого не произошло. Король умер, а писатель так и продолжал находиться в изгнании до конца своей жизни.

Существует много произведений, повлиявших на «Божественную Комедию». Например, путешествие по аду уже было запечатлено в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам», в котором описывается, как Дева Мария в сопровождении архангела Михаила спускается в преисподнюю. Ночное путешествие пророка Мухаммада в Иерусалим также повлияло на поэму. Их античных источников можно выделить «Энеиду» Вергилия, «экскурсия» в загробный мир была осуществлена Энеем.

Если говорить о композиции поэмы, то она поделена на три больших части (кантики) : «Ад», «Чистилище» и «Рай». Каждая часть состоит из 33 песен, данное число очень символично, поскольку именно в этом возрасте распяли Иисуса Христа. К первой кантике добавлена одна песнь, выступающая в качестве пролога. Также сама поэма поделена на три части, что навевает о мысли соблюдения триединства в произведении. Считается, центральной песнью поэмы является 30 в части «Чистилище». В ней он встречается с Беатриче. Если считать, начиная с первой части, то это 64-ая песнь (6+4=10). Перед этой песнью в сочинении присутствуют 63 песни (3+6=9), а после – 36 (3+6=9). 3, 9, 10 являются божественными числами для самого Данте.

Главным героем поэмы является непосредственно Данте, на протяжении всего произведения он следует по загробному миру, наблюдает за грешниками, попадает в Чистилище, очищается от грехов и попадает в Рай, где его ждет прекрасная Беатриче. Сопровождает его по аду Вергилий. Сам ад представлен как сужающая в конце воронка, чем страшнее грех, тем уже круг.

В «Божественной комедии» символично всё, даже цвета. Ад описан автором в мрачных и темных тонах. Каждый круг ада становится темнее предыдущего. Грешники окружены черным воздухом и непроглядной мглой. Девятый круг, самый страшный, полон « тьмой предельной». Со сгущением цвета пороки становятся все ужаснее. В «Чистилище» цветовая палитра изменяется. Чревоугодие приобретает коричневый цвет, сладострастие- зеленый, скупость- темно-серый, уныние-желтый, гнев-черный, зависть- серый, гордость-светло-серый. Это неяркие цвета, они приглушены темнотой, поскольку не произошло полного очищения.

Все цвета Чистилища слабо освещены. Большая их часть поглощена тенью. Лишь в белом и жёлтом цветах ощутимо стремление к свету. Цвета Рая: розовый, обозначающий непреклонную веру в Господа, красный -мудрость , золотой – миросозерцательность и порядок ,белый - чистоту.

Важной особенностью "Божественной комедии" является то, что главным героем является сам автор. Но это не проводит знака равенства между автором и героем. Образ героя не относится к образу автора. По воле автора герой попадает в загробный мир, поэт ставит определенные условия для того, чтобы герой-Данте отчистился. Поэт всесилен, а герой испытывает разные человеческие эмоции, начиная от страха, заканчивая счастьем. Данте помещает себя в поэму как первопроходца, своеобразного пророка, который с помощью слов может передать увиденное людям.

Энгельс отнес Данте к последним поэтам средневековья и вместе с этим к первым поэтам нового времени. Пожалуй, это самое точное определение, характеризующее деятельность творца. Творчество Данте включает в себя комбинацию из двух мышлений: сочетание абстрактных аллегорий, символов с глубокими человеческими чувствами и переживаниями. В средневековье было только первое, а в эпоху Возрождения, наоборот, начали уделять внимание второму. Данте рассматривает идею соотношения двух начал — божественного и природного. Впервые именно у Данте появляется задумка, утверждающая природные истоки человечества, основанные на внутреннем восприятии.