Найти тему
История: Намедни

Надежда Ленина в Китае: Сунь Ятсен

Сунь Ятсен
Сунь Ятсен

Сунь Ятсен - известный китайский революционер-демократ, который своей деятельностью изменил не только лишь исторический ход событий Азии, но и всего мира.

Родился он в крестьянской семье, однако, благодаря своим личным качествам и поддержке родителей, он смог получить образование, в процессе получения которого смог реализовать свои политические взгляды в создании антиправительственной организации - Тунмэнхой ("Объединённый союз"). Её программой были выбраны "Три народных принципа": национализм (свержение маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации), народовластие (учреждение республики)и народное благосостояние (уравнение прав на землю в духе утопических социалистических идей экономиста Г.Джорджа).

Получить платформу для реализации программы после Учанского восстания - октября 1911-го года. В стране была провозглашена республика, а первым временным президентом стал Сунь Ятсен, который в декабре вернулся из эмиграции. В революционных условиях была разработана конституция, а также политическая система, которая смогла бы соответствовать принципу народовластия.
Однако на действие находится противодействие, в данном случае - в виде контрреволюционных сил, под давлением которых Сунь Ятсен был вынужден покинуть пост президента. На его место встал Юань Шикай, известный в широких кругах чиновник и военачальник, который должен был совместить два противоположных вектора развития революции - её полную победу и полный провал, выдав что-то среднее. В итоге Шикай намеревался стать новым императором Китая, однако не вышло - он удивительным образом скончался.

Сунь Ятсен и Ленин

-2

Ленин узнал о Сунь Ятсене и его платформе сразу после событий Синьхайской революции и отреагировал на эти события.
Ленин активно критиковал Сунь Ятсена за расплывчатость программы, а также её уступчивый, неполный характер, который не соответствовал реальной теории социализма, сочетая в себе социалистические и буржуазные элементы. Исходя из этого, Ленин обнаружил реальные сходства между идеями Сунь Ятсена и русских народников, о чём Владимир Ильич писал в статьей "Демократия и народничество в Китае". Данный отрывок будет чрезвычайно интересен в плане закономерностей развития общества и его противоречий :
"Пословица говорит: со стороны виднее. Сунь Ят-сен — чрезвычайно интересный свидетель «со стороны», ибо, будучи европейски образованным человеком, он, видимо, совершенно не знаком с Россией. И вот, этот европейски образованный представитель боевой и победоносной китайской демократии, которая завоевала себе республику, ставит перед нами — совершенно независимо от России, от русского опыта, от русской литературы — чисто русские вопросы. Передовой китайский демократ рассуждает буквально как русский. Его сходство с русским народником так велико, что доходит до полного тождества основных мыслей и целого ряда отдельных выражений." [1. ПСС Ленина, 5-е издание, т. 21, с. 400]

Несмотря на критику, Ленин положительно оценивал события в Китае и личность Сунь Ятсена, так как Синьхайская революция должна была стать началом деколонизации Азии, разрыва системы колониального гнёта, которая была выстроена Великобританией, Францией, Японией и США.

"Здешний, азиатский временный президент республики — революционный демократ, полный благородства и героизма, свойственного такому классу, который идет не под гору, а в гору, который не боится будущего, а верит в него и самоотверженно борется за него, — классу, который ненавидит прошлое и умеет сбрасывать его омертвелую и душащую все живое гниль, а не цепляется за охранение и восстановление прошлого ради охраны своих привилегий", - писал В.И.Ленин в газете «Невская Звезда» №17, 15 июля 1912 г.
Синьхайская революция и последующая контрреволюция ослабили положение Китайской Республики, так как против неё выступал не только Юань Шикай, но и милитаристы, которые усилили напор после смерти новопровозглашённого императора (того же Юань Шикая). В этих условиях Сунь Ятсену приходилось попадать в эмиграцию и возвращаться из неё, проводить реорганизацию тайной организации в широкую партию - Гоминьдан ("Китайская национальная партия"), актив которой можно было бы мобилизовать для политической и военной работы.

Сунь Ятсен активно поддержал Октябрьскую революцию, после её начало активно дискутируя с В.И. Лениным и различными советскими революционными деятелями. В 1918 он направил В. И. Ленину и советскому правительству телеграмму, в которой писал о своём восхищении борьбой революционных масс России и выражал надежду на то, что в будущем революционная партии Китая и России объединятся для совместной борьбы.

В 1921-м году Сунь Ятсен был повторно избран президентом Китайской Республики, после чего издал ряд законов, что касались гарантий прав и свобод, а также разработки избирательной системы. Параллельно с этим происходило оформлений Коммунистической партии Китая, а также её второй съезд, на которой была предложена идея сформировать народный фронт КПК-Гоминьдан для того, чтоб обеспечить победу революции, противостояние северным милитаристам. Однако в июне 1922-го произошёл переворот, который сместил Сунь Ятсена с поста президента, он был вынужден уехать в Шанхай.

-3

Пересмотрев свои взгляды, касающиеся экономических преобразований, Сунь Ятсен начал выступать за активное сотрудничество с Республикой Советов, для того, чтоб настроить эти отношения, были приглашены советники из Коммунистического интернационала, а именно из отдела ИККИ (Исполнительный комитет Коммунистического интернационала). А также Гоминьдан начал активно сотрудничать с Коммунистической Партией Китая, после его встречи с Ли Дачжао (лидер КПК) была начата реорганизация Гоминьдана в боевую партию с чёткими принципами и органами. Данное решение смогли реализовать только после повторного возвращения Сунь Ятсена на пост президента Китайской Республики и 1-го Всекитайского съезда Гоминьдана, на котором был принят проект реорганизации партии и резолюция о создании единого фронта с КПК.

В связи с этим также была изменена программа "Три народных принципа:
1. Антиимпериализм; на замену "национализма"
2. Народное благоденствие - "ограничение капитала" и "уравнение прав на землю".
3. Народовластие.

Также была объявлена политическая программа, которая была направлена на преодоление колониальной зависимости Китая от других государств. Китай тут решил последовать опыту Советской России, оборвав все неравноправные договоры и отказавшись от различных займов, которые были навязаны Китаю "владыками мира сего".

К сожалению или счастью, после этого Сунь Ятсен не смог долго руководить своей партией, 12 марта 1925-го он умер. Несмотря на не очень длинную жизнь, Сунь Ятсен смог сделать в историю свой вклад, дав жизнь процессу развития обновлённого китайского государства, плоды чего мы наблюдаем в данный момент. Перед смертью тот оставил политическое завещание, где призывал своих партийных товарищей не отказываться от борьбы за объединение Китая, выражал надежду, что вскоре "Советский Союз будет приветствовать в свободном Китае друга, и что в борьбе за освобождение угнетённых народов мира оба союзника пойдут к победе рука об руку" [1. c.275].

Памятник Сунь Ятсену, Гуанчжоу
Памятник Сунь Ятсену, Гуанчжоу

Сноски:
1. ПСС Ленина, 5-е издание, т. 21, с. 400
2.Далин С.А. Китайские мемуары. 1921-1927, М.: Наука, 1975. 358 с.

К сожалению, для простоты прочтения и популярности содержания необходимо было вырезать многие важные факты, описание которых занимает страницы и страницы текста, поэтому советую ознакомиться с тематической литературой, если Вас заинтересовала тема:
1. "История Китая", Меликсетов А.
2. "Сунь Ятсен: поиск пути. 1914-1921", Ефимов Г.
3. "Гоминьдан в национально-революционном движении Китая (1923-1927), Мамаева Н.Л.
4. "Китай в борьбе за независимость", Ходоров А.Е. и Павлович М.П.


Ставьте лайки, пишите комментарии. Буду рад узнать про то, какие темы будут вам интересны.

#кИТАЙ #лЕНИН #СССР #ИСТОРИЯ #ИСТОРИЯКИТАЯ