Еще до первой встречи с Вагнером Агнесса Луккемайер стала чем-то вроде женщины-фантазии, созданной воображением ее собственного мужа.
В 1844 году юная дочь королевского советника Карла Луккемайера вышла замуж за богатого банкира Отто Везендонка. Муж красавицы с первых же дней по каким-то причинам начал называть Агнессу Матильдой. Почему подобная фантазия пришла в голову богатому банкиру, не совсем понятно. Однако известно, что имя Матильда носили старшая сестра, а также первая жена Отто.
Женщина-фантазия банкира
Скорее всего, причиной того, что Везендонк решил сменить имя Агнессе стало ее внешнее сходство с его первой супругой. Сохранилось письмо Отто, написанное им бывшей теще, в котором он сообщает ей, что его новая жена очень похожа на ее умершую дочь.
Возможно, даже и женился банкир на Агнессе лишь из-за того, что она была похожа на его первую жену. В любом случае, выйдя замуж, урожденная Агнесса Луккемайер сменила не только фамилию, но неожиданно для себя и имя, оставшись в последующем для всех и навсегда Матильдой Везендонк.
Знакомство с Вагнером
С Рихардом Вагнером чета Везендонков познакомилась в 1852 году в Цюрихе. Композитор в то время бедствовал, и Везендонки начали оказывать ему всестороннюю помощь. Банкир пригласил композитора в свое имение, где в последующем даже построил для него и его больной жены Минны домик.
В имении Везендонков Вагнер и Матильда, которой композитор начал давать уроки музыки, сблизились. Доподлинно о том, какие отношения связывали Агнессу и Рихарда в тот период, неизвестно. Принято считать, что это была лишь романтическая и платоническая связь.
Муза композитора
В любом случае на творчество композитора роман с Матильдой оказал огромное влияние. Забросив «Зигфрида», Вагнер в тот период приступил к сочинению «Тристана и Изольды». В этом произведении нашли отражение романтические отношения Вагнера с Матильдой.
Настоящим же памятником любви музыканта к жене его благодетеля-банкира стали пять песен, написанные Вагнером на стихи Агнессы. Эти песни музыкант в последующем назвал лучшим своим сочинением, сравниться с которым могут лишь немногие созданные им ранее произведения.
"Топливо для чудовищного творческого эго"
Агнесса стала музой композитора, но любовь к ней не помешала Вагнеру уже через несколько лет полностью стереть ее из своей жизни, памяти и даже творчества. Преднамеренно умалил роль Агнессы в своем искусстве Вагнер или это вышло случайно, неизвестно. По мнению некоторых современных историков, Агнесса Везендонк в 1850-е годы стала лишь «топливом для чудовищного творческого эго Вагнера».
Разрыв
Когда одно из писем Вагнера к Матильде попало в руки его жены Минны, в семье музыканта разразился грандиозный скандал. Вагнер был вынужден покинуть «Приют на Зеленом холме» и переселиться в Венецию.
Изначально цикл из пяти песен на стихи Агнессы был назван музыкантом «5 стихотворений любителя» (что интересно, не песен и не романсов, а именно стихотворений). Однако уже в издании 1962 года слово «любитель» из названия было композитором изъято. Новое название цикла, таким образом, заставило меломанов предполагать, что песни были целиком и полностью написаны самим Вагнером, без участия какого-то там любителя, то есть Матильды.
Пять стихотворений без слов
Сам Рихард не скрывал, что в своих пяти песнях он видит толчок к будущим творческим начинаниям. Однако роль Матильды в этих произведениях композитор в последующем, если и не скрывал специально, то никак и не афишировал.
О том, что он стирает ее не только из своей жизни, но и из творчества, Вагнер дал понять Матильде уже при расставании. Исполняя «5 стихотворений» в качестве серенады с оркестром под окнами Агнессы в день ее рождения, композитор полностью опустил текст, заменив его на соло скрипки. Историки считают, что со стороны Вагнера это было неким драматическим жестом, символизировавшим полный разрыв не только в отношениях, но и в творчестве.
В последующем две из пяти песен Вагнер и вовсе сделал этюдами для «Тристана и Изольды». То есть эти песни перестали быть самостоятельными произведениям. Об авторском праве женщин в те времена, конечно, никто и не помышлял. Однако подобным поступком Вагнер, по сути, еще больше умалил роль Матильды в сочинении цикла, полностью присвоив себе авторство в рамках "Тристана и Изольды".
Сожженные письма
По приезде в Венецию Вагнер еще некоторое время, видимо, скучал по Матильде. Это его настроение отразилось в его дневнике, где он описывает свои чувства к Агнессе. Однако связь композитора с его прекрасной ученицей со временем неизбежно полностью ослабла.
Свою вторую жену Вагнер попросил сжечь все письма Агнессы. По словам композитора, ему не хотелось оставлять свидетельство того, что его когда-то связывали серьезные отношения с женой Везендонка.
Чтобы не вызывать ревности второй супруги, Вагнер также умолчал о Матильде в своей автобиографии. Так Агнесса была стерта Вагнером не только из его творчества, но и из его жизни.
Если статья понравилась, ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.
#рихардвагнер #историямузыки #великиекомпозиторы