Заголовок, конечно, наводит на мысль о леденящей душу истории. Хотя рассказ пойдёт о петербургской достопримечательности, расположенной недалеко от Зимнего дворца. Многие, гуляя по центру Северной столицы, обращали внимание на величественное красно-кирпичного цвета здание со шпилем, напротив входа в Летний сад. Это Михайловский или Инженерный замок. А «замком страха» мы назвали его потому, что именно страх стал причиной его возведения, и страх привёл к его запустению.
Его строительство было связано с нежеланием нового российского императора Павла I жить в Зимнем дворце, где ему повсюду, из каждого закоулка этого огромного здания чудились заговоры. И, в общем-то, не напрасно. Многие знали о подготовленном, но так и необъявленном, манифесте матери Павла Екатерины Второй о передаче престола российского старшему внуку, её любимчику Александру Павловичу, через голову сына. И что Павел, примчавшись в столицу из Гатчины, уничтожил завещание матери. Эта кандидатура – Александра Павловича, многим начала тогда наполнять голову крамольными мыслями.
Призраки грозной и нелюбимой матери, и убиенного ею отца Павла – Петра Фёдоровича, всегда стояли у него перед глазами, всё его короткое царствование. Сбежать от них, перехитрить судьбу ….
Насмотревшись в европейском путешествии на рыцарские замки с их грозными башнями, рвами и подъёмными мостами Павел решает спрятаться за стенами подобной твердыни, но чтобы жить всё же в центре, недалеко от государственных учреждений, продолжать управлять государством, но в большем душевном комфорте.
Павел сам отобрал 13 подготовленных проектов, затем остановился на том, что сочетал в себе мощь фортификационных сооружений с величественностью внешнего вида и роскошью парадных залов. Автором проекта был Василий Баженов, тот самый, что не угодил императрице Екатериной в московском Царицыне. Но и здесь Баженов не получил возможности воплотить в полной мере свой архитектурный замысел, вознамерившись критиковать царя за его вмешательство в дела строительства.
Кто только не поработал на строительстве и украшении замка после отстранении Баженова! И всё прославленные архитекторы, живописцы и декораторы: В. Бренна, К. Росси, Ф. Свиньин, Ч. Камерон, Д. Кваренги, К. Скотти и многие другие. Павел так торопил со строительством, что приказал нехватку материала восполнять за счёт построек Царского села и Петербурга, и даже везти мрамор со стройки Исаакиевского собора.
Почему именно в этом месте, где Мойка сливается с Фонтанкой, стали воздвигать замок? Конечно, есть легенда, куда без неё, о каком-то там солдате, которому явился св. Михаил и повелел построить в его честь дворец именно здесь. Но истина, скорее всего, в том, что именно здесь стоял первый Летний дворец Петра Первого, а потом Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны. И в этом уже ветшающем дворце был рождён сам Павел Петрович. Уничтожить память о месте своего рождения? Возможно. Ну или необходимость просто снести ветхую постройку.
Так или иначе, но спустя почти три года, в ноябре 1800 года, в день Архангела Михаила замок был торжественно освящён, а 1 февраля следующего года царская семья при большом стечении столичного люда, в окружении гвардии и двора прошла от Зимнего дворца до нового «места жительства».
И пусть в новом дворце ещё многое спешно доделывалось и переделывалось, пусть стены были сыры настолько, что свет от люстр и канделябров тонул в испарениях и морозном тумане, а камины не могли прогреть изморозь по углам. Павел был счастлив, как может быть счастлив человек, знающий, что против него плетутся заговоры, подозревающий всех в своём окружении, даже свою супругу-императрицу и старших сыновей Александра и Константина.
Рвы и подъёмные мосты должны были, он верил, уберечь от покушения. Поэтому с радостью задавал балы и маскарады среди строительных лесов, запаха краски и сырой штукатурки.
На одном из таких балов его фаворитка Анна Лопухина уронила перчатку. Павел поднял её, вгляделся в её странный жёлто-оранжевый цвет … Таким и стал цвет наружных стен замка, а не тот, что привычен нам сейчас. Певица Шевалье, выступавшая на концерте в Общем Столовом зале в платье цвета «стен замка» (точного названия этого цвета так и не определили), заслужила за это большую благосклонность императора.
Перед замком Павел повелел поставить конную статую своего прадеда, когда-то забракованную его матерью-императрицей. С лаконичной надписью «Прадеду правнук». Это был некий смысловой отсыл к той надписи, что оставила на памятнике Петру Великому Екатерина II, и, возможно, надежды на то, чтобы оставить столь же значительный след в истории. Увы, стать такой же масштабной фигурой, как его прадед, или хотя бы мать, Павлу не суждено было.
Стены и рвы не уберегли. Да и как они могли уберечь, если заговор сложился в своей семье и ближнем окружении, среди тех, кому доверился? Если наследник-цесаревич дал добро на свержение отца, а караулы у подъёмных мостов и возле царской опочивальни несут те, кто своими командирами вовлечены в заговор?
Всего месяц, до ночи 11 марта, в этом замке, в его огромных великолепных залах звучала музыка, танцевали те, кто вскоре войдут в спальню императора и ударом золотой с бриллиантами табакеркой положат конец радости и счастью императора.
Павел, построив свой новый замок, пытался убежать от страха, но страх преследовал и его наследников. Он выгнал их из покоев замка, отданного под нужды инженерного училища. Он заставлял их трепетать перед своими подданными: дворянами и простым народом. Забросив замок, они так и не отделались от своего страха.
А замок остался. И теперь снова можно насладиться великолепием его залов. Не все, конечно, ещё восстановлены после выезда из него военного училища. Но те, что открыты, поспорят своей роскошью с залами Зимнего и других петербургских дворцов.
А в спальне, где погиб император Павел, устроили церковь. Тоже, получается, на царской крови, как ту, что спустя почти ровно 80 лет построят на крови другого убиенного императора, совсем недалеко от Михайловского замка.
На нижних этажах замка Русский музей проводит выставки. А во дворе грозно смотрит на посетителей сам император Павел, чей дух, по легенде, всё ещё бродит по залам замка, подходит к окнам. Ну правильно, у настоящего замка должно быть и своё привидение, причём, желательно, загубленной здесь души.
Благодарим за дочитывание статьи. Если Вам понравилась статья и оказалась полезной – поставьте лайк! Вам несложно, а нам становится понятно, что именно интересно нашим читателям.
Будем благодарны за подписку на наш канал, можно и взаимную. Открываем вместе интересное, новое, полезное!