Всем здравствуйте. Вот мы с вами плавно переходим теперь к рассмотрению следующего перечня тем, связанного с ЗПР, а именно с задержкой речевого развития. Что это за диагноз и о чем он говорит?
1. Вспоминаем, как должна развиваться речь у детей:
1️⃣Момент рождения➡️крик ( признак сохранности центральной нервной системы)
2️⃣От 1 до 3 месяцев ➡️гуление ( ребенок произносит гласные звуки)
3️⃣От 4 до 8 месяцев➡️ лепет ( ребенок произносит отдельные слоги)
4️⃣От 8 до 12 месяцев➡️ звукоподражания и первые слова ( простые слова из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, няня, ляля)
5️⃣ От года до 1,6 лет ➡️ в словаре появляются новые слова уже из разных слогов+ глаголы в виде отдельных слогов или звукоподражаний ( дай- "дя", иди - "ди", кушать- "ам ам", едет - "би би" и др.)
6️⃣ 1,6 - 2 года ➡️ первые простейшие фразы ( мама, дай/папа, кати/ баба, на)
7️⃣ С 2 до 2,6 лет ➡️ усложнение фразы, использование глаголов в 3 лице ( мама идет/ папа спит/ собака ест). Усложнение фразы.
8️⃣ Ближе к 3 годам ➡️ Развернутая фраза и предложения. Ребенок способен объяснить, что хочет, речь приближена к взрослой, включаются прилагательные, предлоги, наречия.
Теперь внимание, если на одном из этих этапов вы замечаете, что ребенок отстает, например, нет лепетных слов, нет слов в год и полтора, нет фразы ближе к 2 годам, то это и есть задержка речевого развития. То есть ваш малыш имеет трудности в освоении родного языка.
Есть диагноз "темповая задержка речи", который ставят детям до 3 лет, НО само слово "темповая" означает, что ребенок развит достаточно хорошо, и его речь лишь временно притормозилась в отличие от свертсников, и в скором времени он догонит норму. У темповой задержки речи есть важное отличие- ребенок говорит! Да, мало, да, не всегда понятно, НО именно говорит и его активный словарь растет. Если этого не происходит, нет наращивания активных слов, употребляемых в течение дня, если малыш молчит или в 1,6-2 года словарь очень беден, говорят о ЗРР.
Какая существует классификация задержки речевого развития? ( я расскажу понятно)
1. Неврологическая. Это дети, у которых были черепно-мозговые травмы, инфекции, которые привели к поражению мозга и нервной системы). Сюда относятся такие заболевания, как алалия, афазия, дизартрия и некоторые другие, из-за которых дети имеют проблемы с артикуляционным аппаратом ( не могут произносить звуки, слоги, слова из-за повреждения мышц, управляющих челюстью, языком и т.д ).
2. Логопедическая. Сюда относят детей, у которых есть проблемы со звукопроизношением, а также имеющих трудности со слоговой структурой слова ( алалия, диспраксия, афазия, тахилалия, брадилалия, дислалия, ринолалия, заикание). Термины сложные для тех, кто читает мою статью впервые, но успокою вас, все эти термины есть на нашем канале в виде таблицы. Каждый из них доступно расшифрован.👍
3. Психолого-педагогическая. В этой классификации детей делят на 2 группы: которые не понимают как надо общаться, неправильно используют слова и предложения для того, чтобы коммуницировать. А вторая группа- это дети, испытывающие сложности с пониманием обращенной речи и дети с диагнозом "общее недоразвитие речи", у которых имеется множество нарушений в речи: от полного отсутствия речи до неправильно произношения отдельных звуков, замены слогов в словах, неправильного составления предложений)
Что делать при ЗРР:
1. Первый врач, к которому необходимо обратиться, это педиатр. Он осмотрит ребенка, ознакомится с жалобами, анамнезом, выпиской из родильного отделения и направит к более узким специалистам.
2. Главный из них- невролог, так как нарушение речи- лишь симптом. За работу речи отвечает головной мозг, поэтому невролог осмотрит ребенка, также расспросит маму, как протекала беременность, роды и послеродовый период. Далее ряд обследований:
- ЭЭГ головного мозга ( электроэнцефалография головного мозга).
- ЭхоЭг ( эхоэнцефалография головного мозга) Исследование мозга с помощью ультразвука.
- Дуплексное сканирование артерий головы.
Благодаря данным исследованием удается отыскать, что стало причиной задержки речи, где именно находится поражение головного мозга и какой диагноз ожидает ребенка. Позволяет ответить на вопрос, есть ли столь страшные и нелюбимые для родителей названия диагнозов, как алалия и аутизм.
3. Логопед. После того, как ребенок пройдет ряд обследований в клинике, следующим специалистом будет непосредственно логопед, который изучит строение артикуляционного аппарата, определит его подвижность, развитие мелкой и крупной моторики, уровень интеллектуального развития, после чего даст свое заключение о здоровье малыша и расскажет, какие занятия помогут преодолеть ЗРР.
Как правило, в легких случаях дети обходятся лишь педагогическим вмешательством, то есть помощь оказывается логопедом без пептидных препаратов, всяких разных ноотропов. Если же у малыша серьезное поражение головного мозга и ЦНС, то здесь потребуется комплексная работа ( логопед, невролог, нейропсихолог+ массажит, включение ЛФК и т.д.)
Во многих случаях родители в силах оказать ребенку помощь дома, начиная усердно и регулярно заниматься. Помним золотое правило: проще предупредить, чем предотвратить. ☝