Найти в Дзене
УЕЗДНЫЕ ЗАМЕТКИ

По окрестностям Берёзовского: железная дорога, которую не построили

Приветствуем подписчиков нашего канала! Сегодня мы представляем Вашему вниманию небольшую интересную заметку, о проекте железной дороги, которая бы наполовину опоясывала Берёзовский завод. Для начала предлагаем Вам посетить Музей истории Екатеринбурга на Карла Либкнехта и подняться на третий этаж, войти в район экспозиции "Гидромания". В конце экспозиции находится несколько карт и схем 1930-х годов, на которых отражена искомая железная дорога. Перед нами "Ситуационная схема окрестностей Свердловска", представленная тем, что на картооснову 1925 года нанесены существующие и проектируемые предприятия и пути сообщения, необходимые для развития начавшейся фазы масштабной индустриализации на Урале. В начале 1930-х годов в район Берёзовского планировалось проложить железнодорожную ветку, которая шла бы с Медного рудника (современная Верхняя Пышма) в район Белоярского мимо Берёзовского завода. если мы заглянем на фрагмент карты 1933 года, то увидим, что часть этой железной дороги от Медного ру

Приветствуем подписчиков нашего канала!

Сегодня мы представляем Вашему вниманию небольшую интересную заметку, о проекте железной дороги, которая бы наполовину опоясывала Берёзовский завод.

Для начала предлагаем Вам посетить Музей истории Екатеринбурга на Карла Либкнехта и подняться на третий этаж, войти в район экспозиции "Гидромания".

В конце экспозиции находится несколько карт и схем 1930-х годов, на которых отражена искомая железная дорога.

Ситуационная схема Свердловска / Музей истории Екатеринбурга
Ситуационная схема Свердловска / Музей истории Екатеринбурга

Перед нами "Ситуационная схема окрестностей Свердловска", представленная тем, что на картооснову 1925 года нанесены существующие и проектируемые предприятия и пути сообщения, необходимые для развития начавшейся фазы масштабной индустриализации на Урале.

В начале 1930-х годов в район Берёзовского планировалось проложить железнодорожную ветку, которая шла бы с Медного рудника (современная Верхняя Пышма) в район Белоярского мимо Берёзовского завода. если мы заглянем на фрагмент карты 1933 года, то увидим, что часть этой железной дороги от Медного рудника до Березита была построена. Она проходила мимо сельскохозяйственной фермы "Интенсивный труд" (с 1929), впоследствии на основе хозяйства фермы был основан в 1950 г. Орджоникидзевский совхоз [1]. Сейчас от этой ветки ничего не осталось, большая её часть скрыта под современным Садовым и логопарком "Пышма".

Железнодорожная ветка от Медного рудника к Березиту
Железнодорожная ветка от Медного рудника к Березиту

На станции Березит предполагалось устроить путевое развитие, которое вело бы в Берёзовский. Оно было построено в 1940-е годы, когда в Берёзовский были эвакуированы предприятия и понадобилось вывозить грузы на главные магистрали страны. В 2000-е годы она была разобрана.

У северного конца ст. Березит
У северного конца ст. Березит
Шпалы разобранной ж. д. в районе 44 квартала Берёзовского
Шпалы разобранной ж. д. в районе 44 квартала Берёзовского

Но вернемся в 1930-е годы и рассмотрим ещё одну примечательную схему промышленности Свердловска и окрестностей 1932 года. Согласно экспликации под номером 6 близ сельскохозяйственной фермы в районе 45 лесоквартала (современный Садовый) планировалось построить деревообделочный завод, очевидно, дополнительный для ускорения строительства Пышминского медьэлектролитного завода и Уралмашиностроя. После пересечения Пышмы железная дорога должна была идти к Берёзовскому руднику (номер 38), который уже успешно действовал и работал.

Ленинский рудник, фото 1936-1937 г. из [2]
Ленинский рудник, фото 1936-1937 г. из [2]
Фрагмент схемы 1932 года / Музей истории Екатеринбурга
Фрагмент схемы 1932 года / Музей истории Екатеринбурга

Далее железная дорога шла на Белоярское, делая петлю у современной улицы Кирова и выходя на восточные оконечности Берёзовского. В районе современной улицы Гагарина и Птичьей горки планировалось провести линию за городским кладбищем, и по западному берегу Шиловского болота выходила ветка бы в район современной Ново-Свердловской ТЭЦ. далее по лесам, по старой дороге шла бы, скорее всего, параллельно старой грунтовой дороге, в район Косулино, где соединялась бы с Транссибом. Из-за ограниченности карты далее проследить проектируемый вариант ж. д. не получается.

Проектируемая железная дорога
Проектируемая железная дорога

Если железную дорога с Березита в Берёзовский удалось построить и провести, то дальше Берёзовского её строить не стали.

Однако амбициозный проект узкоколейки от станции Исток до лесов у Сарапулки всё же удался.

Ссылки:

1) Совхоз «Орджоникидзевский». Свердловск, 1979.

2) Задерновский В.А. Берёзовское золоторудное месторождение, 1937.

#железные дороги Урала

#технические проекты

#уральская промышленность

#сталинская индустриализация

#комбинаты и заводы

-8