Найти тему
Незримая помощь

Вмц. МАРИНА (МАРГАРИТА) АНТИОХИЙСКАЯ – девушка, победившая Вельзевула. ЗАЩИТНИЦА ОТ КЛЕВЕТЫ И СУДА.

Через житие этой великомученицы Господу угодно было показать, как с Его Помощью хрупкая 15-летняя девушка, которой была ниспослана всеукрепляющая Благодатная Сила, побеждающая всякие искушения и приводящая в изумление неверующих, смогла одолеть предводителя демонов Вельзевула.

Святая Марина, претерпев множество испытаний, просила у Создателя возможности видеть князя преисподней воочию. А встретившись с ним и сломив его волю Силою Господней, праведница принудила повелителя тьмы признаться, как тот улавливает невинные людские души. Жизнеописание великомученицы составлено свидетелем ее подвигов блаженным Феотимом, навестившем девушку в заключении и присутствующим при ее казни. Старец иногда называл ее Маргаритою, то есть «жемчужиной», за великие добродетели, которые подобно сверкающим драгоценностям, украшали угодницу своим блеском.

Рафаэль. Святая Маргарита. 1518 г.
Рафаэль. Святая Маргарита. 1518 г.

Родилась святая Марина в Антиохии – городе, располагавшемся в ту пору в центральной части Малой Азии. Родители ее были людьми весьма знатными, но непросвещенными Светом Христианства. Отец ее Эдессий был жрецом, приносящим обильные жертвоприношения бесчувственным идолам.

Поскольку дочь его еще во младенчестве лишилась матери, Эдессий отправил ее на воспитание к кормилице, жившей в 15-ти верстах от города в поместье его скончавшейся супруги. Жрец не знал, что женщина та являлась тайной христианкой.

От кормилицы узнала девочка об Истинном Творце Вселенной и о Подвиге Сына Божия, и юное ее сердце воспламенело ко Христу такой любовью, что будущая угодница, хоть и знала о гонениях на последователей Иисуса, все же не стала утаивать веру свою от отца. Узнав о том, разгневанный Эдессий отрекся от дочери и навсегда лишил ее своего покровительства. После этого Марине не оставалось ничего иного, как возложить все тревоги свои и надежды на Небесного Отца.

Так и росла она до поры в имении своей матери.

Однажды вышла Марина с другими девушками в поле посмотреть на пасущихся овец. И случилось так, что проезжал в это время мимо по дороге епарх тех мест Олимврий. Увидев выделяющуюся среди подруг необычайною красою девицу, правитель остановил колесницу. Сердце его, прельстившись видом юной христианки, разгорелось так страстно, что Олимврий тут же решил либо жениться на ней, если она из благородной семьи, либо выкупить девушку, если она служанка. Чтобы выяснить это подробнее, он направил в усадьбу следовавших за ним воинов.

Марина, увидев приближающихся солдат и осознав в чем дело, взмолилась Господу о защите. Она просила послать ей мудрость, чтобы дать властителю достойный и бесстрашный ответ. Девушка не утаивала, что исповедует Учение Иисуса, и что сердце ее навеки принадлежит Одному только Жениху Небесному.

Олимврий, узнав, что понравившаяся ему девица христианка, поначалу упрашивал ее отречься от Искупителя. Он обещал поставить ее выше всех женщин провинции, если Марина принесет жертвенные подношения идолам. Если же она не сделает того, епарх угрожал ей жесточайшими истязаниями, которым в ту пору подвергали всех не желавших отречься от Спасителя христиан. Однако подвижница отвечала бесстрашно, что бренное ее тело создано Творцом из земного праха, а душа бессмертна, и потому не боится она грядущих мучений и не боится отдать жизнь за Того, Кто был за нее распят.

Гнев обуял властителя. Он приказал крестионариям, младшим офицерам Римской армии, служившим при судах, бить девицу палками. Присутствующие при этом горожане плакали и упрашивали Марину исполнить веление епарха. Однако Господь укреплял Свою праведницу в страданиях. Подвижница отвечала на все уговоры, что жертвы ее не останутся напрасными, и через нее спасутся многие язычники.

Мучения святой Марины были такими безжалостными, что и сам Олимврий не смог более сносить того зрелища. Он закрылся плащом и отвернулся. Вскоре и палачи, устав и ничего не добившись от стойкой девушки, удалились, отнеся перед тем мученицу, которая не могла уже ходить самостоятельно, в темницу. Здесь ее навестил блаженный Феотим, который омыл ей раны и дал страдалице немного хлеба.

Укрепившись, подвижница вознесла благодарственные молитвы Вседержителю и стала просить Его показать противника людей – князя тьмы, чтобы могла она победить эту нечисть благодатной Силою Господней. Небесный Владыка внял ее прошению и явил пред нею демона. В содрогнувшейся от внезапного землетрясения темнице выполз вдруг из угла страшный змей, принявший затем облик дракона, шею которого обвивали многочисленные ехидны (ехидны – это змеи ядовитые). Из пасти чудовища вырывалось зловоние, а из ноздрей его валил едкий дым.

Увидев чудовище, девица затрепетала. Но вскоре опомнилась и склонилась в молитве, призывая помощь Всесильного Владыки. Дракон же, кружившийся над нею в то время со страшным шипением, опустился напротив угодницы и, подтащив девицу к себе, поглотил ее. Однако св. Марина успела осенить себя крестным знамением, от которого чудовище тотчас упало поверженным. Тело его рассыпалось, и подвижница вышла из чрева чудища неповрежденной.

Святая Маргарита. Миниатюра из молитвослова Анны Британской. Франция, XV век.
Святая Маргарита. Миниатюра из молитвослова Анны Британской. Франция, XV век.

В тот же миг узрела святая Марина в углу темницы князя преисподней, сидящего, сложив руки. Ликом он был черен, лишь глаза его сверкали в темноте недобрым блеском.

Угодница и на этот раз воззвала к Всемогущему Отцу. И в ответ на ее прошение Владыка Небесный ниспослал ей такую великую силу, что девушка, бесстрашно схватив нечистого за бороду, вступила с ним в борьбу.

В углу она увидела медный молот. Святой Марине удалось схватить его и ударить демона по лицу. Тот упал, вскричав от неожиданности, а подвижница ступила ему на шею правою стопою и, продолжая наносить удары, требовала навсегда отступить от нее. В то мгновение разверзлась кровля темницы, и в просвете воссиял огромный крест, достигающий небес. Над крестом парил белый голубь, произносивший торжественно: «Радуйся, Марина, сохранившая непорочными тело и душу для Бессмертного Жениха и украсившая девство мученичеством, повергшая беса силою Животворящего Креста!»

Язвы и раны на теле мученицы излечились, и девушка вновь почувствовала себя укрепленною. Когда голубь исчез, она потребовала от своего противника назваться и открыть ей, каким образом губит он души человеческие.

Демон назвался Вельзевулом, предводителем 600 бесов. Темный князь сообщил, что поскольку духи лукавства не имеют тел, они не могут передвигаться по земле подобно людям, но легко перемещаются во всякой среде. Они вызывают в людях гнев и раздражительность, и тем затмевают их разум. Лишают они разума чад Божиих и через всякие иные страсти, и тем искривляют предначертанные для них пути. Бесы склоняют народы к коварным убийствам, воровству и злобным наветам. И даже праведников смущают они во время сна, влагая суетные желания в их сердце. Они влагают в умы людей неправедные помыслы, принимая которые, чистые души впадают в прегрешения. Вселяют в сердца уныние и робость, а также воспламеняют в них греховные страсти. Вельзевул хвалился тем, что у многих праведников забрал плоды трудов их. Он признался, что погубить пытается всех на земле живущих, но особенно старается погубить невинных и чистых дев, призванных на Небе к особой славе.

Затем половицы тюрьмы разверзлись, и под ними открылся вход в преисподнюю. Подвижница столкнула туда нечистого. Оставшуюся часть ночи провела она в радости, укрепляемая Силою Духа Святого.

Святая Марина, побивающая Вельзевула молотом. Греческая икона XIX века.
Святая Марина, побивающая Вельзевула молотом. Греческая икона XIX века.

Утром подвижница предстала перед правителем исцеленной. Олимврий приписал это расположению к ней языческих идолов и вновь предложил принести жертвоприношения истуканам. Когда же праведница отказалась, властитель вновь повелел истязать ее. Тело девицы жгли горящими светильниками. В тот момент святая просила Небесного Отца позволить ей, пройдя через огонь, пройти также и через воды, чтобы стали они для нее «водами крещения». И тогда палачи опустили девицу в чан с водой. В тот миг спустился с неба голубь, держащий золотой венец, предназначавшийся праведнице.

Поняв, что христианку эту не удастся отвратить от Искупителя ни угрозами, ни уговорами, епарх Олимврий повелел казнить ее. Исполнить приговор должен был воин Малх, который сам был тайным последователем Иисуса. Ведя угодницу к месту казни, он просил св. Марину помянуть его в Небесной Обители.

-4

По Преданию, когда подвижница готова была отойти в Небесную Обитель, случилось землетрясение, и в блистающем свете узрели собравшиеся Самого Искупителя с ангельским воинством, пришедшего за Своею угодницей. Сын Божий произнес: «Ты глава войска рабов Моих, ибо привела множество уверовавших в Меня! Ангелы унесут душу твою в Небесный Иерусалим, на земле же останутся мощи твои. От них проистекут многие милости и чудеса. Блаженна ты, ибо в смертный свой час ходатайствуешь о грешниках! В каждой церкви будут служить Ангелы тому, кто призовет Меня твоим именем. Лукавый дух не приблизится к тем местам, где будут почивать твои мощи, и будет там исцеление от всяких болезней и прощение грехов, мир и любовь Отца Истины».

Св. Марина бесстрашно приняла казнь. Палач Малх молил Вседержителя не осудить его за кровь праведницы. После того бросился он на меч свой и бездыханно пал около честного тела великомученицы. Двенадцать спустившихся Ангелов, взявши главу подвижницы, вознесли ее перед Искупителем, воздавая Ему Славу.

Благочестивый Феотим умастил тело угодницы и перенес его в Антиохию. Над усыпальницей он устроил церковь, и каждый год в день памяти великомученицы после Литургии устраивал трапезу. Он выкупил протоколы ее допросов, и на их основании, а также на основании тех событий, которым был очевидцем, продиктовал писцу Евфимию все, что знал о святой Марине. Сделал он это для назидания последующим христианам и для вечного памятования о подвигах угодницы, одолевшей Господнею Силою видимых и невидимых врагов рода человеческого.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИКОНОГРАФИИ ЭТОЙ УГОДНИЦЫ

Традиционно в православной иконописи святую Марину изображают в красном мафории, напоминающем о ее мученической кончине, и в хитоне небесного либо нежно-зеленоватого цвета, символизирующих небесную чистоту и Вечную Жизнь.

Изображения ее известны с VIII века. Старейшие из них находятся в кипрском Пафосе и в мозаиках греческой обители Осиас Лукас. Изображения XIII века есть в монастыре святой Екатерины на Синае и в венецианском музее Коррер. Древние образы угодницы украшают старинные обители Македонии, Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Бельгии. А на Крите находится старейший житийный образ св. Марины, датируемый 1300-м годом.

Достаточно часто подвижницу изображают вместе с другими девами-мученицами: святыми Варварой, Екатериной, Параскевой, Анастасией.

Не редки композиции со сценой ее борьбы с Вельзевулом. Самое раннее из подобных изображений, датируемое 1191 годом, находится в церкви великомученика Георгия в Курбинове (Македония). В России тоже есть подобное древнее изображение, выполненное в XIV веке. Оно находится в псковской церкви Рождества Христова в Довмонтовом городе.

О ЧЕМ ПРОСЯТ СВЯТУЮ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦУ МАРИНУ АНТИОХИЙСКУЮ

Святую Марину (Маргариту) издревле почитают защитницей христиан от нападений духов нечестия. Особенно же просят ее содействия в разрушении всякого рода наветов, клеветнических наговоров и неправедных судилищ.

Эту подвижницу считают целительницей, подающей обильные врачевания страждущим, и благодетельницей тех, кто прибывает в нужде либо ином затруднении.

Ее считают покровительницей всех обижаемых и ходатаицей пред Богом за притесняемых.

Интересно, что ввиду близкой даты чествования святой Марины к Ильину дню в некоторых местностях ее считали чуть ли не родственницей этого пророка. Эту угодницу, переложив ее имя на славянский манер, называли Огненной Марией, и почитали защитницей от пожаров и засухи. В день ее памяти (30 июля) запрещались всякие работы, и даже не разрешалось топить печи и готовить горячую пищу.

А еще в старину ее именовали «хозяйкой над змеями», а потому просили великомученицу избавить людей от укусов этих тварей.

святая Марина. Вариант иконографии
святая Марина. Вариант иконографии
-6

#религия #православие #эзотерика #мистика #семья