Найти в Дзене
Зуфар Шакур

Старо-Татарская слобода Казани.

Старо-Татарская слобода возникла в незапамятные времена. Появление её овеяно целым рядом легенд и преданий. Согласно одному из них в стародавние времена появилось небольшое поселение с северной стороны от Кремлёвского холма. Находившееся неподалеку прекраснейшее озеро в ту пору ещё не получило своего названия… Шли годы, поселение на Кремлёвском холме росло, укреплялось и вот уже вокруг него выросли мощные белокаменные стены из итильского известняка. И вот как-то раз в эти места судьба приводит известного в то время Кабан бека. Кабан спасал свой разорённый народ от монгольских завоевателей и искал подходящее место для поселения. Бек привёл с собой всё свое семейство, а также родственников и немногочисленную дружину. Именно он и основал недалеко от поселения на Кремлёвском холме, на берегу безымянного озера своё поселение. Основанный беком аул стал называться его именем, также стали называть и озеро, расположенное вблизи этого нового селения. Так объясняет легенда появление у озера назва

Старо-Татарская слобода возникла в незапамятные времена. Появление её овеяно целым рядом легенд и преданий. Согласно одному из них в стародавние времена появилось небольшое поселение с северной стороны от Кремлёвского холма. Находившееся неподалеку прекраснейшее озеро в ту пору ещё не получило своего названия…

Шли годы, поселение на Кремлёвском холме росло, укреплялось и вот уже вокруг него выросли мощные белокаменные стены из итильского известняка. И вот как-то раз в эти места судьба приводит известного в то время Кабан бека. Кабан спасал свой разорённый народ от монгольских завоевателей и искал подходящее место для поселения. Бек привёл с собой всё свое семейство, а также родственников и немногочисленную дружину. Именно он и основал недалеко от поселения на Кремлёвском холме, на берегу безымянного озера своё поселение.

Основанный беком аул стал называться его именем, также стали называть и озеро, расположенное вблизи этого нового селения. Так объясняет легенда появление у озера названия Кабан. Бек в своем ауле со временем построил медресе и мечеть, посадил сады, отстроил свой дворец. И аул так преобразился, что сюда стали приезжать на отдых другие беки, а там и казанские ханы.

Если обратиться к летописным источникам, можно заметить, что первое упоминание о Старо-Татарской слободе относится к 1566-1568 годам. В летописях говорится, что есть за проливом Булаком Татарская слобода, расположенная на берегу озера Кабан.

Описание, имеющееся в исторических источниках, позволяет довольно точно определить местонахождение этой слободы. Писцовые книги говорят нам, что Татарская слобода была отделена дорожкой от огородов, на которых воеводы и дьячки выращивали овощи. Принимая во внимание тот факт, что эти огороды были расположены за Ногайскими воротами большого посада, то можно сделать вывод, что упомянутая в Писцовых книгах «дорожка» - это современная улица Татарстан, а значит, первоначально Старо -Татарская слобода располагалась, на правой стороне этой улицы.

Со вступлением в XVI век Старо-Татарская слобода становится большим поселением. Летописец утверждает, что к тому времени в Старо-Татарской слободе уже существовали четыре двора боярских да приказчицких и сто пятьдесят дворов, где жили татары и чуваши. Однако татарские и чувашские дворы летом часто пустовали, т.к. их хозяева вели кочевой образ жизни, а в Старо-Татарскую слободу возвращались только зимой. Можем сделать вывод, что в то время Старо-Татарская слобода была скорее зимним пристанищем для татар.

Нельзя обойти вниманием архитектуру Старо-Татарской слободы, которая по своим характерным особенностям отсылает нас к строениям жителей Волжской Булгарии. Старо-Татарская слобода была застроена большими домами, а непременным атрибутом каждого дома были печь, расстеленные по полу циновки и нары вдоль стен. Дома в Старо-Татарской слободе строились в глубине двора, за высоким забором, чтобы фасад не выходил на улицу, и внутренняя жизнь обитателей этого двора оставалась скрытой для посторонних глаз.

Если мы говорим о татарской общине, то из виду нельзя упускать и мечети, которые также имели место быть и в Старо-Татарской слободе. Мечети строились в виде прямоугольной избы, покрытой двускатной крышей с восьмигранным минаретом, увенчанным таким же восьмигранным шатром с высоким шпилем и полумесяцем. Строились мечети обязательно на возвышенной местности, а также в местах пересечения улиц. Делалось это для того, чтобы мечети были хорошо видны верующим.

Уже к XVIII веку в Старо-Татарской слободе действовали четыре мечети, построенные из дерева. Первый исследователь казанских татар Карл Фукс в своих воспоминаниях пишет, что при мечетях были устроены начальные школы (мектебе). При больших соборных мечетях организовывались медресе для обучения мальчиков с 8 до 14 лет. Поскольку девочки не могли учиться в медресе вместе с мальчиками, то их обучали в доме муллы.

Если свериться с данными переписной книги, то в 1646 году в Казани проживало примерно 20 тысяч человек, из них насчитывалось примерно 6 тысяч татар, которые в основном проживали в Старо-Татарской слободе.

Проходил год за годом, слобода разрасталась, и уже в начале XVII века стену северной её границы пришлось расширять, появилась в посаде третья стена, которая проходила в районе современной улицы Камала. С южной стороны Старо-Татарскую слободу окружали огороды села Плетени, которое в XVII веке перешло под управление Спасо-Преображенского монастыря. Западная граница Старо-Татарской слободы в это время проходила там, где сейчас располагается улица Тукая, а улица Ш. Марджани можно считать её восточной окраиной.

Старо-Татарская слобода XVII века представляла собой своеобразный клубок из маленьких улочек, переулков и тупиков, возникших по причине стихийной застройки. Центральная улица Старо-Татарской слободы – Захарьевская (современная К.Насыри) считалась самой красивой в слободе. Здесь проживали татарские аристократы и богачи, представители мусульманского духовенства. На этой же улице некогда проживали богатые торговцы Апанаевы и Юнусовы, имеющие свои лавки в разных районах Казани и бывшие главными меценатами своего времени.

В начале XVIII века в самом конце Захарьевской улицы образовалось слободка обувщиков-кожевенников. По летописным источникам это место соответствует точке пересечения современных улиц Казани: Кунче, Сафьян, Марджани, Насыри, Тукая. Можно заметить, что доказательством существования слободки кожевенников, изготавливающих обувь, являются сами названия улиц. Например, сафьян – это сорт кожи, а кунче в переводе с татарского языка означает «кожевенник» (примечательно, что это самая маленькая, но, пожалуй, самая атмосферная улица).

В 1782 году в Казани была учреждена Татарская ратуша, главой которой стали купцы Апанаевы и Юнусовы. Эта ратуша вела дела купечества Старо- и Ново- Татарских слобод. Уже к 1796 году в Казани насчитывалось 595 татарских купеческих семей.

Кроме Юнусовых и Апанаевых, наиболее влиятельными были купцы Усмановы, Хусаиновы, Утягановы и Утямышевы. Большинство из них принадлежало к населению Старо-Татарской слободе. Купцы вели торговые дела не только в своём родном городе, но и далеко за его пределами. Купцы из Старо-Татарской слободы были известны в Петербурге, Москве, Самаре, Нижнем Новгороде, Астрахани. Знали их и в Персии, и в Китае.

Ну а что представляет собой Старо-Татарская слобода сегодня? Это одна из важнейших достопримечательностей Казани, объявленная заповедной исторической зоной. Это место, каждый сантиметр которого буквально дышит многовековой культурой и бытом татарского народа, каждый сохранившийся камень которого несёт в себе целую историю и только ждёт внимательного слушателя…

Ильмира Гафиятуллина