Перед прочтением желательно ознакомиться с:
Повесть о Добрыне Никитиче. Часть 3.1 Рассказ Милолики
Повесть о Добрыне Никитиче. Часть 3.2 Рассказ Милолики
А так же с предыдущими замечаниями:
Замечания к Повести о Добрыне Никитиче. Часть 3. Рассказ Милолики. Про Куридану, Милолику и Богориса
Замечания к Повести о Добрыне Никитиче. Часть 3. Рассказ Милолики. Про Сарагура, Зиланта и Тугарина
Про Добраду:
Добрада "волшебною превосходную над ним моею властию заперла его вовнутрь волжских гор, и заключа судьбу его с ужасными заклинаниями, коих и сам Чернобог трепещет, в золотую рыбу..."
Сразу несколько замечаний:
Золотая рыба - она металлическая, видимо есть разница между златая и золотая.
Добрада не убила, или не могла убить Сарагура. Она его самого в горах закрыла, а его судьбу спрятала в рыбе. И мне это снова чем-то яйцо Кощея напоминает. Вновь судьба живет отдельной жизнью. С другой стороны, у наказанного есть шанс на спасение.
Как будто заигрывание с Судьбой, мол если мироздание считает, что тебе должно быть свободным, то вот ключ - рыбу надо выловить золотую. И именно это происходит.
Ну и как ту не вспомнить о золотой рыбке Пушкина? Та тоже жила в океане и тоже была поймана сетью. И тоже магия.
И вновь встречается Чернобог. Оказывается, что такой магии боится даже он. Вот это поворот, Добрада может кошмарить самого Чернобога? Да кто она такая?
Про магию Добрады: Оказывается, смерть волшебницы приводит к тому, что ее заклинания перестают работать. Возможно еще и поэтому потом, во времена инквизиции, или охоты на волхвов, их стремились убить. Просто как мера противодействия их волшебству. Как вилку из розетки выдернуть.
Теперь мы знаем, что Милолика знала о своей судьбе, Добрада сразу рассказала, что будет. А значит, ее побег, пленение, выход замуж за князя - это спланированная спецоперация Волшебницы Добрады и Княгинь Куриданы и Милолики по ликвидации Тугарина/Сарагура!
Да это же прямо шпионский боевик, а не древняя повесть, да и сама Милолика не бедная похищенная девочка, не желающая замуж, а коварная женщина, точно знающая, чего она хочет. И игра в панику при виде Тугарина нужна лишь для того, чтоб Владимир нашел Славянского Богатыря из Книги Судеб! Вот это сюжет!!!
А само существование Книги Судьбы - это отдельное интересное ответвление. Причем эта Книга не так проста - она постоянно пишется. А если Богорис сразу две головы отрубит? Разве он Славянский Богатырь, нерожденный матерью? Похоже на некоторое короткое предсказание, намек на то, что случится, но не точная картина. Будущее в представлении Древних изменчиво, но есть некоторые вещи, которые планируются не людьми.
С другой стороны, сама Добрада - немолодая женщина, говорит о Судьбе, дает талисманы, имеет дело с Книгой Судеб - женщина, возраст, судьба, магия - уж очень она напоминает Макошь. Или Фригг, кому как удобнее. Может это она и есть. А может это ее жрец. Но, стоит заметить, она не владеет оборотничеством, как Сарагур, но при этом появляется из ничего в белом облаке. Пока буду считать, что это есть сама ипостась Богини.
Таким образом, перед нами разворачивается противостояние сил Богини Судьбы Макоши в лице волшебницы Добрады, и некоего Божества, олицетворяемого Сарагуром.
Проблема в том, что он имеет атрибуты солнечного Бога Гелиоса - колесницу, дракона, огонь, но при этом почему-то тесно сотрудничает с Чернобогом. В какой-то момент я подумал, что перед нами проявляется очертание противостояния лунного (в лице Добрады) и солнечного(в лице Сарагура) культа. Но пока этот вывод подержим в черновичке, ведь в этом замесе участвует еще один персонаж - Чернобог. О нем мы узнаем позднее.
Похоже, в этом произведении мы увидим много интересного, и Древние Боги в нем все таки еще живы, хоть и глубоко законсперированы.
Общие замечания:
Про время, в оригинальном тексте:
"Где в летнее время родители мои обыкновенно провожали понесколку месяцов".
Я подумал, что речь идет не столько о месяце в нашем понимании - 30 дней - сколько об отсчете фаз Луны. Они видели Луну - Месяц - и провожали его несколько раз, после чего собирались в иное место.
"... появился дивий муж, едущий на двух крылатых конях, в колеснице, сделанной из выясненная стали"
Что такое выяснянная сталь - мне не понятно. Думаю, она просто хорошо отполирована.
В оригинальном тексте Милолика редко говорит Отец и Мать, в большинстве случаев называя их Родитель и Родительница моя. Что еще раз намекает на ее непростое происхождение.
Упоминание про Ад тоже не случайно. Все таки человек, записавший эту повесть - человек своей эпохи, 18 века. Века, где христианство пока еще безраздельно правит. И упоминание Чернобога может оказаться толстым намеком на Дьявола в библейском его понимании. Однако, как мы уже видели в размышлениях о Перуне, о виверне, о Добраде и о Чернобоге, все может оказаться куда сложнее.
Про Осзостриса (владельца египетского меча, который его просохатил на поле боя) я нашел лишь небольшое упоминание в сочинениях Н.П. Ткачева (1935 год).
"Читая рассказ Диодора о том, как отец Озостриса предназначил своему сыну покорить весь мир, можно вообразить, что читаешь историю Некрополя; египтяне, один из самых подлых и трусливых народов, были созданы скорее для рабства, чем для господства». И другие историки высказывают по поводу храбрости и воинственности египтян точно такие же мысли, опровергающие верность контовского заключения о влиянии политеизма на направление общественной деятельности."
Если тема этого фараона будет интересна, то мы можем рассмотреть ее отдельно. Ну а если кому есть что рассказать - пишите в комментариях.
Далее вернемся к повести и узнаем, что случилось с родителями Милолики и самой Милоликой.
***
Пересказ с цитатами книги Чулкова Д.М. "Русские сказки...". В ознакомительных и исследовательских целях.