Если отвлечемся от не всегда адекватных формулировок, а обратимся к смыслу задания - даже такого странного как "Нарисуй мир глазами кузнечика" - то окажется, что оно совсем не развлекательное, не дурацкое, не игровое, а очень даже серьезное. И полезное. И непосредственно связанное с образовательными результатами.
Вот 5 фактов, подтверждающих это смелое утверждение:
- рисунок - один из способов анализа, обработки, интерпретации и представления информации,
- перевод одной формы информации в другую (например, текста в рисунок или таблицу, и наоборот - составление рассказа по графической модели) активизирует межполушарные связи, что повышает качество понимания и запоминания,
- рисунок может быть условным и схематичным, в то время как требования к тексту выше - как минимум, соблюдение известных правил орфографии и пунктуации,
- процесс рисования позволяет сменить вид активности, дает определенную свободу в выборе художественных материалов, что положительно влияет на психическое и психологическое состояние,
- зрительные образы, особенно созданные самостоятельно, запоминаются лучше текста у большинства людей (а у младших школьников - практически у всех).
О том, почему такие задания кажутся лишними и зачем они вообще придуманы, мы уже рассказывали в 1 и 2 частях этой статьи:
Давайте уже, наконец, посмотрим несколько примеров выполнения этого задания, ставшего мемом. Все изображения взяты из открытых источников и могут быть удалены по требованию правообладателя.
Автор изобразил высокую траву, устрашающе огромную ногу человека, предположил, что в поле зрения кузнечика попадут и его длинные усы (предположение ошибочное, но способ показать, что смотрим на мир именно насекомое - интересный).
Снова видим - человек понимает, что с точки зрения кузнечика растения выглядят гигантскими, а другие насекомые и паук - довольно крупными.
Здесь автор явно рисовал без помощи взрослых (задание в рабочей тетради по окружающему миру, 1 класс). Но явно присутствует попытка показать, что кузнечику видно то, что остается незаметным для глаза человека, и что жизнь в траве очень насыщенная. О масштабе автор тоже имеет представление - лист растение и колокольчик с точки зрения кузнечика гигантские, а слева пробился совсем крохотный росток, который человеку и не заметить.
В этом варианте с большой долей вероятности можно предположить, что кто-то из старших оказал посильную помощь. При этом по содержанию смысл рисунка повторяет то, что изобразили юные художники - растения и другие насекомые с точки зрения кузнечика выглядят гигантскими. От более высокого качества рисунка в лучшую сторону в плане успешности обучения ничего не поменялось. А если рисунок делали вместо ребенка, а не вместе с ним - то польза от выполнения задания нулевая.
Ну и завершим подборку хорошо известным гордым автографом неизвестного автора:
Как минимум, можно с уверенностью сказать, что задание выполнено не ребенком, а взрослым. При этом, скорее всего, этой записи предшествовало некоторое обсуждение в семье, которое ребенок, безусловно, слышал. Он пока не знает, что подобные записи родителей в его рабочей тетради - нарушение его личных границ и большая дыра в его мотивации к школьным занятиям. Ведь в выполнении этого задания на самом деле нет ничего сложного и запредельного.
И еще 3 факта в защиту "мира глазами кузнечика":
- в Дарвиновском музее в Москве можно увидеть мир глазами стрекозы (в рамках проекта "Познай себя - познай мир"). Фасеточное зрение очень отличается от привычного нам, но в 1 классе обычно дети об этом еще не знают :),
- рисование было одной из обязательных и значимых дисциплин в классических гимназиях. Большое внимание этому предмету уделялось и при обучении детей русских императоров. Рисование подразумевает развитие глазомера, умения определять и передавать пропорции, раскладывать сложные формы на простые, развивает пространственное мышление. Всё это важно для общекультурного, интеллектуального и эмоционального развития. В нескольких наших публикациях рассказывается о художественном творчестве членов императорской семьи:
- умение выполнить хотя бы схематический рисунок пригодится при изучении геометрии, алгебры, ботаники, зоологии, анатомии, биологии, географии, истории и многих других дисциплин. Например, выпускникам Академии художеств в качестве темы для выпускной работы часто предлагали малоизвестные исторические эпизоды. Чтобы изобразить его, необходимо было изучить литературные и летописные источники, документы, этнографические материалы, особенности одежды и интерьеров того времени. Без этих знаний даже качественная в техническом плане художественная работа не была бы принята. Вот один из примеров таких заданий:
Может быть, кто-то из читателей или детей захочет поделиться своим вИдением "мира глазами кузнечика"? Комментарии с фото ваших рисунков категорически приветствуются!
#детская психология #рисуемсдетьми #творчествосдетьми #начальнаяшкола