Найти в Дзене
Ленивая пенсионерка

🐌СССР. Моя первая поездка за границу сделала меня невыездной.

В далёком 1985 году, в мае, будучи студенткой, посчастливилось мне побывать в Югославии. Была в то время такая страна.

До сих пор удивляюсь тому своему счастью, поскольку побывать за границей в СССР было не так просто. А нам, двум мальчикам и двум девочкам, разрешили поехать за границу за победу в институтском конкурсе «Знаешь ли ты Францию?». Во Францию нас, конечно, не пустили, но разрешили выбрать социалистическую страну и, даже оплатили часть стоимости путевки. Мы с подругой выбрали почти капиталистическую Югославию. А ребят туда не пустили, поскольку у них была военная кафедра.

Бывшая Югославия, ныне Хорватия. Фото из источника сети Интернет
Бывшая Югославия, ныне Хорватия. Фото из источника сети Интернет

В то время поодиночке не ездили, обязательно группами, у которой был руководитель, иначе смотрящий. Нельзя было советских людей без присмотра за границу выпускать.

У нас в группе было 37 человек. Тридцать четыре женщины и трое мужчин. Смотрящая тоже была женщина, молодая и приятная.

Загранпаспорта нам оформили сроком на поездку, в руки их не дали, все документы были у руководителя.

Ехали поездом, в международных вагонах. Был такой поезд «Москва-Белград». Кажется, его снова возобновили. Только, если я не ошибаюсь, сейчас он идет через Беларусь. А тогда шел через Украину, через Карпаты и Львов. Было нам на что в окна посмотреть, тем более, что в международных вагонах окна были здоровенные. Купе, кстати, были трехместные, полки все с одной стороны, широкие, так что мы с подружкой прекрасно помещались вдвоем на ее второй полке и смотрели всю дорогу в окно, как в телевизор. Моя полка была третья, на нее надо было по лесенке забираться.

Очень нас удивила уборщица на вокзале Будапешта. В аккуратном синем халате со светлой отделкой, с веником и совочком.

Не могу сказать, в каком районе Белграда нас поместили. Было много частных домов, цвели розы, было ярко и красиво. Потрясали витрины магазинов: я тогда впервые увидела, что сумочка и туфли могут быть одного цвета. Но больше всего нас потрясли люди. Они все были неимоверно красивые – шикарно одетые и с роскошными стрижками. По приезду домой я недели две по сторонам не смотрела: все казалось серым и унылым, а люди очень некрасивыми.

Программа у нас была очень правильная, почти без баловства.

Посещение «Дома Цветов» - усыпальницы Иосипа Броз Тито.

Посещение города Титово Ужице (сейчас просто Ужице), с просмотром фильма о сопротивлении германским войскам под руководством Иосипа Броз Тито. Надо сказать, что в Югославии, а именно в Сербии, всю войну было сильное партизанское движение и сопротивление фашистам, чего не скажешь о других европейских странах. Так что им есть, чем гордиться.

В этом Титово Ужице, небольшом городе в красивейших горах, нас поселили в таком шикарном отеле, каких мы в жизни еще не видели. Так что отель нам запомнился больше, чем борьба югославских партизан.

Потом неимоверно красивая горная дорога с проездом по древнему мосту через Дрину. Этому мосту посвящен известный роман Иво Андрича «Мост на Дрине».

Мост на Дрине. Фото автора
Мост на Дрине. Фото автора

Ну и неделя тусовки на какой-то молодежной базе под Дубровником (нынешняя Хорватия), на берегу Адриатического моря. Море, совершенно ультрамаринового цвета, солнце, дискотеки до последнего танцора. Везде звучит песня Стива Уандера I just call to say i love you. Полный отрыв. Как нам это разрешили?

Мы нашли себе в нашей группе близких по духу подруг, с которыми потом долго поддерживали отношения. С ними и тусовались. Конечно, мы познакомились с местными ребятами. Через день языкового барьера уже не было, мы прекрасно друг друга понимали. Тусили на базе и очень много смеялись. Как потом выяснилось, поведение наше было крайне неприличным. Зато поведение более старших девушек нашей группы, которые куда-то вечером на машинах уезжали и возвращались под утро, не вызывало никаких нареканий. Они потом хвастались, сколько красивых вещей они детям накупили (всё в дом, всё для семьи). При том, что менять нам разрешалось только 30 рублей.

Этих тридцати рублей хватало только на одну хорошую вещь. Например, на фирменные джинсы. Или фирменные кроссовки. Или суперскую куртку. Такую глупость, как купить себе что-нибудь вкусненькое, мы позволить себе не могли.

Наши новые знакомые, местные ребята, были не очень денежными, но зато очень деятельными. Как-то мы с ними забрались ночью в чей-то сад и ободрали черешню. Весь следующий день мы с Татьяной на халяву наслаждались черешней.

Адриатическое море, дубровник. Фото из источника сети Интернет
Адриатическое море, дубровник. Фото из источника сети Интернет

Как-то вызывает меня и мою новую подругу к себе наша смотрящая и спрашивает, что мы делали там-то и там-то в три часа ночи? Мол, нас Света видела.

Татьяна, которая была меня постарше, поумнее и работала уже года три провизором, задала встречный вопрос: «А что делала там Света в три часа ночи?»

Смотрящая как-то смутилась, сказала, что Света у нее отпросилась (а что, так можно было?), разговор как-то замяла.

Но на заметку нас взяла основательно.

Обратно мы ехали со смотрящей в одном купе.

- Ты понимаешь, что теперь ты невыездная? – спросила меня она.

- Понимаю, - в тон ей, ответила я.

Хотя ничего я не понимала. Но даже не спросила, что же я такого сделала, что стала неблагонадежной. Меня это не беспокоило, поскольку через год мне предстояло работать на оборонном заводе, на котором в те времена невыездные были все. Я прекрасно понимала, что поездка за границу мне больше не грозит.

Я ошиблась. Пришли иные времена и кое-где я побывала.

Но впечатления от этой поездки до сих пор одни из самых ярких в моей жизни. Оно и понятно: юность, море, солнце, яркая, чужая жизнь…

Я буду вам очень признательна, если вы не забудете поставить лайк и подписаться на канал. Спасибо, что вы здесь