В третьей главе вы узнаете о том, к чему в итоге привели попытки изменить хорошо работающую систему автобусных перевозок во Владимире, а также о внезапном возвращении старых немецких низкополов на маршруты Владимира.
Начало двадцатых годов стало крайне насыщенным для сферы общественного транспорта Владимира.
В 2020 году случилась пандемия. В числе мер по борьбе с коронавирусом были ограничения, связанные с использованием общественного транспорта. В конечном итоге они привели к сильному снижению пассажиропотока, который, разумеется, повлиял на общее качество работы автобусов во Владимире.
В 2021 году произошло куда менее масштабное, по сравнению с пандемией, событие, однако на системе общественного транспорта оно сказалось куда серьезнее. Речь идет об уходе из города перевозчика-монополиста АДМ. Он оставил после себя два десятка маршрутов. Это привело к крупнейшему транспортному коллапсу за всю историю владимирских пассажирских перевозок. И продлился этот коллапс весь летний период. Лишь к осени удалось найти замену данному перевозчику на всех его бывших маршрутах. Однако к прежним показателям система общественного транспорта Владимира вернуться так и не смогла: на многих маршрутах выпуск автобусов сократился, из-за чего были увеличены интервалы между ними.
В 2022 году никаких потрясений в системе общественного транспорта не случалось (впрочем, 2022 год еще не закончился). Зато впервые за 3.5 года во Владимир пришла партия новых автобусов. Ими стали 12 автобусов ЛиАЗ-5292.67 (CNG) большой вместимости и 2 автобуса ПАЗ-320415-14 "Vector Next" средней вместимости. Кроме того, городской общественный транспорт Владимира начал приводиться к единому варианту брендирования.
Как видите, несмотря на то что 20-е годы XXI века только начались, событий за этот короткий период произошло достаточно. К тому же часть из них непосредственно связаны с героями данной статьи - низкопольными немецкими автобусами. По этой причине я принял решение выпустить о них третью главу, которую вы, мои уважаемые читатели, и просматриваете в данный момент.
Прежде чем перейти к героям моей статьи, по традиции - небольшая подборка фотографий, передающая атмосферу эпохи, в контексте которой ведется повествование. В данном случае это будут мои фотографии улиц и общественного транспорта Владимира, сделанные в 2021-2022 годах.
Я уже достаточно много времени занимаюсь фотографией, но до лета 2021 года никогда не пробовал делать художественные фотографии автобусов, несмотря на то, что с малых лет проявлял интерес к теме пассажирского транспорта. Ниже вы можете увидеть примеры того, что даже такую утилитарную вещь, как городской автобус, можно снять красиво.
Отдельно стоит отметить 2022 год, отличившийся тем, что на городских маршрутах одновременно появились как классический стандартный автобус первого поколения, подобные которому работали во Владимире больше десяти лет назад, так и новые отечественные автобусы, обклеенные в новый бренд городского общественного транспорта.
Удивительно, но начало 20-х годов стало для низкопольных немецких автобусов чем-то вроде ренессанса. К зиме 2021 года на маршрутах Владимира работало более 70 Mercedes-Benz O 405N2 и не менее 25 Mercedes-Benz O 405N. Конечно, суммарное количество "немцев" на владимирских просторах значительно сократилось, по сравнению с временами расцвета компании БигАвтоТранс. Однако, если учитывать тот факт, что последние пять лет в городе целенаправленно избавлялись от старых автобусов из Германии, а ввозить более свежие автобусы оттуда не представлялось возможным, то получается довольно необычная картина. К лету 2021 года Волгабасы, которые и должны были сместить с маршрутов немецкую технику, исчезли с улиц Владимира, а популяция Мерседесов же в это время, напротив, начала резко расти.
Как же подобное могло произойти? Об этом вы и узнаете в данной статье. Поехали!
АДМ
Начало 2020-х годов у компании АДМ, мягко говоря, не задалось:
- Пандемия коронавируса, которая привела к резкому снижению пассажиропотока;
- Значительное ухудшение состояния подвижного состава, ввиду отсутствия нормального технического обслуживания;
- Судебные разбирательства с администрацией города и лизинговой компанией;
- Крупный пожар на территории предприятия, в котором целиком сгорели пять автобусов.
Все это в конечном итоге привело к полному уходу компании с рынка пассажирских перевозок 13 июля 2021 года (кроме пожара, он скорее представлял собой финальный аккорд). Можно сказать, это было расплатой за то, как во Владимире поступили с компанией БигАвтоТранс. Вот только расплачиваться пришлось как всегда простым людям: работникам АДМ, которые остались без выплаченной зарплаты, и пассажирам, которые остались без автобусов. А истинные виновники "торжества" сидели на своих уютных местах и раздумывали о том, как разрулить сложившуюся ситуацию, дабы народ, охреневающий от надвигающегося транспортного коллапса, не поднял их на вилы.
Хотелось бы еще долго рассуждать на тему того, кто виноват в сложившейся ситуации в сфере пассажирских перевозок (и по ходу повествования я так или иначе периодически буду это делать), но у меня тут все-таки статья про автобусы. Поэтому пока что вернемся к ним. До того как АДМ ушла с рынка пассажирских перевозок, она успела отметиться рядом моментов, непосредственно связанных с эксплуатацией низкопольных немецких автобусов. Об этом и пойдет речь ниже.
Mercedes-Benz O 405N
К 2020 году количество низкопольных Мерседесов ранней модификации никак не изменилось. На маршрутах продолжали работать три O 405N, купленных у БигАвтоТранс и один O 405N, принадлежащий Белкании.
Но, как я уже писал выше, в июле 2021 года АДМ полностью ушла с рынка пассажирских перевозок, а это значит, что в этих автобусах компания больше не нуждалась. И если белый O 405N просто вернулся обратно к Белкании, то вот судьба Бигановских Мерседесов была отнюдь не радужной. О том, что стало с автобусом, имеющим госномер "Т 955 НТ 33", мне неизвестно. Зато участь двух остальных низкополов я наглядно могу продемонстрировать на фотографиях ниже.
Да, оба автобуса бросили в поле за промзоной, после чего распилили на металлолом. Причем, как вы можете заметить, они были не одиноки. Вместе с ними данную участь разделили несколько Сканий и ГолАЗов.
Таким образом, ни один Mercedes-Benz O 405N не смог пережить эксплуатацию в АДМ. Ну а что же касается более поздней модификации O 405N2?
О них и пойдет речь ниже.
Mercedes-Benz O 405N2
В прошлой главе я писал, что АДМ брала автобусы у БигАвтоТранс, для того, чтобы эксплуатировать их на убой. Утверждение грубое, но полностью соответствующее действительности. За 3 года работы в АДМ машины так и не увидели нормального кузовного ремонта. С техническим обслуживанием тоже имелась масса проблем. Нередко автобусы выпускали на линию с неисправностями, из-за чего сошедший с маршрута Мерседес был довольно частым явлением. Да чего уж тут говорить, если банальная мойка кузова и уборка салона автобуса производились отнюдь нерегулярно.
Что касается визуального состояния автобусов модели O 405N2, то с 2018 года оно изменилось не сильно, разве что часть автобусов обклеили в рекламу.
Автобусы ИП Белкании Б.И. проработали на маршрутах АДМ до июня 2021 года, после чего они ушли на собственные маршруты перевозчика.
Большая часть Mercedes-Benz O 405N2 смогли пережить эксплуатацию в АДМ, и после ухода компании с городских маршрутов были переданы в другим перевозчикам Владимира. Однако двум автобусам не повезло, и их жизненный цикл был завершен именно в компании АДМ.
Mercedes-Benz O 405GN2
С началом пандемии коронавируса, весной 2020 года, все автобусы особо большой вместимости были отставлены от эксплуатации. Учитывая, что в этот период АДМ испытывала серьезные финансовые трудности, был велик шанс, что после ввода ковидных ограничений сочлененные автобусы больше не выйдут на маршруты города. Однако, уже в сентябре 2020 года гармошки вновь появились на улицах Владимира, причем в полном составе.
Стоит отметить, что к 2021 году состояние гармошек было далеко не идеальным, хотя на фоне большей части остального подвижного состава Владимира сочлененные Мерседесы смотрелись все еще очень достойно.
После закрытия АДМ все низкопольные сочлененные автобусы были арестованы приставами, в связи с неуплатой компанией долгов лизингодателю и городу. На сегодняшний день они просто простаивают на нескольких стоянках в окрестностях Владимира и ждут своего часа. Довольно грустно, что одни из лучших машин города вот так вот просто простаивают, вместо того, чтобы продолжать работу на маршрутах у других перевозчиков. Тем более, что во Владимире до сих пор ощущается острая нехватка машин на линии.
Когда АДМ ушла с городских маршрутов, образовалась большая брешь в системе общественного транспорта, которую необходимо было заполнить. Нашлось несколько перевозчиков, которые забрали себе бывшие маршруты АДМ, причем среди них был один перевозчик, который ранее никогда не работал в городе. Об автобусах перевозчиков, заменивших бывшего монополиста, и пойдет речь ниже.
ОКТО
Во второй части "Невероятных приключений немцев во Владимире" я уже упоминал компанию ОКТО. Интересно, что мелкий перевозчик, начинавший в 2020 году с одного маршрута, к концу 2021 года стал одним из двух крупнейших перевозчиков города. При этом, в том, что касается качества работы на маршрутах, состояния подвижного состава и уровня его технического обслуживания, компания стала достойным преемником АДМ. Разумеется, в плохом смысле.
Изначально на маршруте 16С, принадлежащем ОКТО, работали только автобусы средней вместимости. В феврале 2021 года компания получила три маршрута, от которых отказалась АДМ: 11С, 25 и 27. Для них были приобретены б/у автобусы ЛиАЗ и НЕФАЗ, ранее работавшие в городах Ярославль и Пермь. Но уже к апрелю автобусов на маршрутах стало не хватать (в первую очередь это было связано с плохим состоянием ЛиАЗов, которые часто сходили с линии). И тогда из Перми были пригнаны семь низкопольных Мерседесов. Пять из них модели O 405N и два - O 405N2.
В прошлой главе я уже высказывал свое мнение о б/у немецких автобусах из Перми. Несмотря на то, что я положительно отношусь к "немцам", назвать двадцатипятилетние Мерседесы, которые более десяти лет отработали в России, не имея качественного обслуживания, хорошим приобретением сложно. Год работы этих автобусов на маршрутах Владимира только подтвердил мои слова. Один автобус на сегодняшний день отставлены от эксплуатации, а еще два ожидают списания.
Mercedes-Benz O 405N
Пять автобусов модели O 405N, ранее работавших в Перми, были окрашены в одинаковую схему окраски, отличалась только цветовая гамма: два автобуса были бело-красными, два бело-бежевыми и один бежево-серым. Все они пришли в апреле 2021 года.
В июле 2021 года пришел еще один Mercedes-Benz O 405N из Саратова. Каких-то ярко-выраженных отличительных черт автобус не имел, если, конечно, не считать тот факт, что из-за пробитого глушителя он звучал как истребитель Мессершмитт времен Второй Мировой войны.
В августе 2022 года пришел последний на данный момент O 405N. Если обратить внимание на его государственный номер, то нетрудно узнать в нем бывший автобус владимирского перевозчика ИП Тимофеева А.В (в прошлой главе можно увидеть его фотографию). После двух лет работы в Саратове автобус вновь вернулся во Владимир. На фотографии можно оценить состояние Мерседеса и сделать вывод, что он чрезвычайно далек от идеала.
Mercedes-Benz O 405N2
Первые O 405N2 пришли в ОКТО в апреле 2021 года из Перми. Оба автобуса находились в довольно неплохом визуальном состоянии, поскольку прошли предпродажную подготовку. Но уже спустя год внешний вид автобусов значительно ухудшился.
Впрочем, это были далеко не самые страшные Мерседесы ОКТО. В июле 2021 года на маршруты перевозчика вышли четыре бывших автобуса АДМ. И пока они ездили в рекламе, то выглядели еще более-менее прилично. Но в начале 2022 года всю обклейку с них ободрали и, без какого-либо кузовного ремонта и перекраски, выпустили на маршруты. Внешний вид автобусов внушал ужас жителям города: облезлые борта со следами клея, очаги ржавчины, царапины и вмятины. За всю историю автобусных перевозок Владимира в подобном визуальном состоянии ездили разве что автобусы Трегубова на маршруте №17 в десятые годы. И это при том, что по технической части это были не самые плохие автобусы в городе. Для одного из самых крупных перевозчиков города это был настоящий позор.
Справедливости ради нужно отметить, что один из четырех автобусов все-таки подлатали и покрасили. Но остальные три O 405N2 так и продолжают ездить в таком виде на момент сентября 2022 года.
Однако не все Мерседесы ОКТО настолько убитые. Пять автобусов, приобретенных в период с августа по декабрь 2021 года имеют вполне неплохое состояние. Все они представляют собой модель O 405N2 последних годов выпуска (1999-2000 гг).
Сейчас эти автобусы можно считать лучшими представителями пассажирского состава ОКТО. Но учитывая уровень технического обслуживания у данного перевозчика, вполне вероятно, что через полгода-год и эти машины будут скорее представлять из себя ведра с болтами, нежели низкопольные немецкие автобусы.
Ремонтно-техническая станция (ИП Белкания Б.И.)
Двадцатые годы стали для Белкании временем возможностей. После ухода АДМ, у перевозчика впервые за десяток лет работы на маршрутах Владимира появилась перспектива получить собственные городские маршруты. И первоначально так и вышло. Белкания получил маршруты №6С, №12С, №21С и №32. Также у него остались и пригородные маршруты, среди которых был №152, большая часть трассы которого проходила в черте города.
Но владение сразу четырьмя городскими маршрутами для Белкании продлилось недолго. Сперва у него забрали маршрут №21С, отдав взамен №15, а потом и этот маршрут отошел компании ОКТО. Однако, что интересно, обслуживать этот маршрут продолжили автобусы Белкании. Так что к 2022 году данный перевозчик частично вернулся к прежнему принципу работы, а именно к работе по договору аренды.
Подвижный состав же с 2019 года у перевозчика особо не изменился. Вернулись во владение те Мерседесы, что работали на маршрутах АДМ. Также было приобретено несколько автобусов, среди которых были и МАНы, ранее принадлежавшие БигАвтоТранс.
Mercedes-Benz O 405N
Единственный автобус этой модели у перевозчика на сегодняшний день закреплен на маршруте 6С, однако в течение 2021 года его можно было встретить и на маршрутах №21С и №15. Ранее этот автобус работал на маршрутах АДМ по договору аренды.
Mercedes-Benz O 405N2
Особых метаморфоз с этими автобусами Белкании не произошло. При этом стоит отметить, что к 2022 году большая часть автобусов начала сдавать как внешне, так и технически. Это и не удивительно, учитывая, что средний возраст этих O 405N2 превышал двадцать лет. На бортах многих машин стала появляться ржавчина. А, например, автобус с государственным номером "Р 303 РУ 33" был регулярным посетителем ремзоны.
Но при этом 3 автобуса в компании перекрасили. Так, например, автобус на фотографии ниже визуально выглядит будто только сошедший с конвейера. И это при том, что его возраст составляет целых двадцать пять лет.
В августе 2021 года один из бывших Мерседесов АДМ был замечен на маршрутах Белкании. Это был один из O 405N2, изначально принадлежащих компании БигАвтоТранс.
В ноябре 2021 года Белкания приобрел один O 405N2 из Перми.
В апреле 2022 года на маршруте №152 появился еще один Мерседес, также ранее принадлежащий пермскому перевозчику. Это был O 405N2 из Гамбурга последних годов выпуска.
MAN A10 NL 202
В 2020 году у Белкании появилось два низкопольных автобуса MAN. К этому времени эти машины уже стали крайне редким явлением на дорогах Владимира. Поэтому видеть их на маршрутах РТС было крайне необычно. Все они ранее принадлежали БигАвтоТранс.
MAN A12 EL 202
Два автобуса в пригородной модификации, ранее принадлежащих БигАвтоТранс, в сентябре 2020 года также перешли во владение РТС. Один из МАНов имел двери с прислонно-сдвижным механизмом (он на фото ниже), у второго же были классические планетарные двери (его фото у меня, увы, нет).
Если кратко пройтись по работе данной компании в период с 2020 по 2022 год, то можно сказать, что Белкания продолжил держать планку одного из лучших перевозчиков города. Конечно, с годами подвижный состав РТС лучше не становится, но пока его низкопольные немецкие машины продолжают работать на маршрутах, жители Владимира имеют возможность с относительным комфортом добираться из пункта А в пункт Б.
Ситилайн (бывш. ТП Владимир)
Изначально данный перевозчик появился в июле 2022 года под названием ТП Владимир (ТП, если я правильно понял, расшифровывается как транспортное предприятие). Вышел он на маршруты микрорайона Юрьевец, который после ухода АДМ целый месяц оставался без автобусов в принципе.
С 1 ноября произошло переименование компании в ООО "СитиЛайн". Но на внутренней структуру это никак не повлияло. У перевозчика остались те же самые автобусы и те же самые маршруты.
Основу подвижного состава данного перевозчика представляли низкопольные Мерседесы. Некоторые автобусы были куплены у АДМ, но большая часть из них была приобретена в Пензе и Перми. Стоит отметить, что подвижный состав СитиЛайна на фоне большей части других перевозчиков Владимира выглядит вполне себе прилично. По крайней мере это касается тех автобусов, что были привезены из других городов.
Mercedes-Benz O 405N
Перевозчик СитиЛайн на сегодняшний момент эксплуатирует только два низкопольных Мерседеса ранней модификации. Один из O 405N прибыл в ноябре 2021 года из Перми.
Второй автобус прибыл на месяц позже из Саратова. На нем остановлюсь поподробнее, поскольку его судьба довольно интересна. Он был выпущен в 1991 году. На своей исторической родине данный автобус работал во Франкфурте-на-Майне, оттуда в 2011 году он прибыл во... Владимир. Его приобрела компания БигАвтоТранс, вместе с остальными семью "франкфуртцами". После ухода БАТ с рынка пассажирских перевозок в 2018 году, этот автобус был продан в Белгород. Но там он проработал недолго: уже в декабре 2019 года он был передан в Саратов, где работал до ноября 2021 года. Вот такой вот круговорот Мерседесов в природе.
Mercedes-Benz O 405N2
В парке компании СитиЛайн эти автобусы представляют наибольший интерес. Во-первых, потому что многие из них находятся в действительно неплохом состоянии, а во-вторых, отдельные экземпляры O 405N2 обладают интересными особенностями.
Всего у данного перевозчика пятнадцать автобусов этой модели. Причем семь из них имели трехдверный кузов. Для Владимира O 405N2 с тремя дверями были большой редкостью. До появления Мерседесов Ситилайн в городе за всю историю автобусных перевозок работало только два таких автобуса: один у БигАвтоТранс и один у Трегубова.
На фотографии ниже весьма интересный экземпляр модели O 405N2. Это автобус первых годов выпуска, демонстрирующийся на выставке в Швейцарии в 1995 году. От остальных трехдверных O 405N2 он отличается наличием у задней двери двух ступенек на входе. В Россию он попал в 2009 году. Его эксплуатировали в Тюмени до 2016 года. В 2017 году автобус продали в Пензу, где он был перекрашен и проработал до момента передачи во Владимир в августе 2021 года.
Автобус 1997 года (с фотографии ниже) на своей родине в Германии работал в аэропорту города Франкфурт-на-Майне. Он отличается трехдверной компоновкой кузова, большим количеством откидных форточек, наличием системой кондиционирования, а также планировкой салона, имеющей две больших накопительных площадки. В Россию он попал в 2012 году, где с апреля 2013 года эксплуатировался в Перми. Там он проработал практически десять лет, после чего в августе 2021 года был передан во Владимир.
Еще один автобус из Перми. Интересен тем, что привезен в Россию в конце 2016 года, когда подобная техника из Европы уже не завозилась. Имеет трехдверную компоновку кузова, причем средняя дверь прислонно-сдвижная. Также у него присутствует система кондиционирования салона. Во Владимир попал, как и автобусы с фотографий выше в августе 2021 года.
Трехдверный Мерседес с фотографии ниже пришел в Россию в 2012 году, где в течение года работал в городе Череповец. В 2013 году он был продан в Пензу, где и проработал вплоть до передачи во Владимир летом 2021 года. Его главной отличительной особенностью являются нестандартные прислонно-сдвижные двери. На сегодняшний день это единственный автобус во Владимире, имеющий подобные двери (хотя ранее такие машины работали в городе, правда, они имели исключительно двухдверный кузов).
Автобусы на двух следующих фотографиях не имеют каких-то примечательных черт, не считая трехдверной компоновки.
Пять O 405N2 ТП Владимир (будущий СитиЛайн) приобрел у АДМ в июле 2021 года. Состояние этих автобусов было крайне далеко от идеала, но на тот момент выбора особого не было: машин на линии критически не хватало, поэтому приходилось брать то, что есть.
O 405N2 на фото ниже приобретен в Пензе и пришел во Владимир в сентябре 2021 года. Он один из нескольких двухдверных Мерседесов, купленных за пределами нашего города. В прошлом автобус работал в Швейцарии, в немецкоговорящем кантоне Аргау.
Этот Мерседес уже фигурировал в прошлой главе о низкопольных немецких автобусах. С 2013 года он принадлежал ИП Круглову А.Б. и работал служебным автобусом в компании АБИ Продакт. С июля 2021 года этот автобус находится в аренде у СитиЛайн.
Два гамбургских Mercedes-Benz O 405N2 были приобретены в Перми летом 2021 года. Оба автобуса закрепили на маршруте 22С. К сожалению, снять оба этих автобуса у меня так и не дошли руки, поэтому использую чужие снимки (причем один из них сделан еще во времена работы в Перми).
На момент сентября 2022-го компания работает на маршрутах уже более года, и если делать какой-то вывод, то, по сравнению с работой ряда других владимирских перевозчиков, СитиЛайн выгодно отличается состоянием своего подвижного состава. По крайней касательно внешнего вида автобусов.
Впрочем, без казусов за время работы этой компании на маршрутах не обошлось. Один из них был связан с тем, что СитиЛайн на целую неделю оставила свой неисправный автобус на конечной остановке. В итоге за это время он превратился в сугроб, а также в повод для насмешек жителей города, отнюдь неудовлетворенных работой общественного транспорта во Владимире.
Кроме этого СитиЛайн отличается довольно большими интервалами на маршрутах, а также частым несоблюдением графика движения автобусов. На сегодняшний день остается открытым вопрос, как долго данный перевозчик останется на маршрутах Владимира, и нет ли вероятности того, что он исчезнет также внезапно, как и появился.
Транссовт
Данная компания до 2021 года работал исключительно на пригородных маршрутах, однако, в связи с критической нехваткой перевозчиков на городских маршрутах, заключила временный договор на работу на маршрутах №13С и №16С. Для этого было приобретено несколько немецких автобусов, в том числе низкопольных.
Mercedes-Benz O 405N
Один из низкопольных Мерседесов был приобретен Транссовтом у ИП Сергеевой, которая ранее работала на маршруте №17. Когда-то этот автобус был одним из лучших машин на семнадцатом маршруте, однако у Транссовта он довольно быстро был доведен до весьма печального состояния.
Следующие два O 405N на фото ниже были приобретены в апреле 2021 года в Перми, вместе с теми машинами, которые приобрела компания ОКТО. В соответствующем разделе я уже рассказал о том, насколько плохи эти автобусы. На данный момент Транссовт уже списал один из Мерседесов, и, вероятно, второму автобусу тоже осталось недолго.
С 2019 года Владимирпассажиртранс регулярно экспериментировал со схемой окраски на своих троллейбусах. Причем она всегда состояла из сочетания белого и синего цвета. В 2020 году компания решила подобным образом перекрасить и свои автобусы. Вышло весьма интересно.
MAN 895 NL 202
Удивительно, но даже к концу сентября 2022 года данный МАН продолжает работать. Причем, последний год он работает вполне себе регулярно. Учитывая, что машине уже 32 года - это большое достижение.
Вообще, ко многим немецким "развалюхам" в начале двадцатых годов мое отношение сменилось на более лояльное, поскольку теперь на линии они воспринимаются скорее как артефакты ушедшей эпохи. Ведь с каждым годом все ближе тот момент, когда эти автобусы навсегда исчезнут с маршрутов Владимира. А коль уж в музей им попасть не суждено, то пусть хотя бы выходят на линию, пока они еще способны на это.
MAN A10 NL 202
Этот МАН в ВПТ в 2021 году слегка видоизменили, обклеив в пленку, хотя технически он оставался все так же плох. По этой причине к весне 2022 года он был отставлен от эксплуатации, и вернуться на маршруты шансов у него совсем немного.
MAN A11 NG 312
Флагман автобусного парка Владимирпассажиртранса - сочлененный низкопольный МАН - продолжает работать на маршруте №24С, даже с учетом того, что с его техническим обслуживанием на предприятии имеется ряд сложностей. Но, вероятнее всего, в ближайшие годы списание эту гармошку не ждет, поскольку, по слухам, сам генеральный директор Владимирпассажиртранса Кулибаба Михаил Евгеньевич, присматривает за данным автобусом.
Пару слов посвящу непосредственно работе Владимирпассажиртранса в период 2020 годов. Отсутствие серьезных изменений в эксплуатации немецких низкопольных автобусов на предприятии не означало отсутствие таковых в целом. Ниже целый ряд пунктов, в которых зафиксированы преобразования в работе Владимирпассажиртранса:
- В конце осени 2020 года во Владимир пришли 49 автобусов ЛиАЗ-5292 2011 года выпуска, ранее работавшие в Москве. В середине декабря 2020 года они постепенно начали выходить на маршруты. Однако довольно быстро стало понятно, что это было отнюдь не самое удачное приобретение. Уже к концу 2021 года многие из этих автобусов были отставлены от эксплуатации. На сегодняшний день не работает более двадцати ЛиАЗов;
- К 2022 году Владимирпассажиртранс стал крупнейшим городских перевозчиком Владимира. Ему принадлежит 13 маршрутов - № 2, 4С, 9С, 10С, 13С, 14, 16С, 24С, 27, 29С, 33С, 54 и 55С. Большая часть из них социальные;
- В 30 мая 2022 года на маршруты Владимирпассажиртранс вышли абсолютно новые автобусы ЛиАЗ-5292.67 (CNG) и ПАЗ-320415-14 "Vector Next". Это была первая покупка нового подвижного состава во Владимире за последние 4 года. Об этих автобусах я подробно рассказывал в данном материале;
- Все серьезнее становится ситуация с сокращением троллейбусного парка Владимирпассажиртранса. На момент сентября 2022 года на маршрутах ВПТ работает лишь 54 троллейбуса (для сравнения, в 90-е годы работало около 200 машин). Причина тому - устаревание подвижного состава: самому молодому троллейбусу уже исполнилось 13 лет. В октябре должны прийти пять новых троллейбусов, но едва ли это как-то спасет положение троллейбусной сети Владимира.
Несмотря на ряд положительных изменений, в целом, на 2022 год во Владимирпассажиртрансе ситуация, как с автобусными, так и с троллейбусными перевозками достаточно плачевная. В первую очередь она связана с плохим состоянием подвижного состава и нехваткой рабочего персонала на предприятии. Поправить данную ситуацию могут лишь крупные финансовые вливания в совокупности с грамотным распоряжением этими средствами. В противном случае вероятность нормальной работы данного перевозчика в будущем крайне мала.
ПОАТиС (ИП Тимофеев А.В.)
Подвижный состав данного перевозчика не обновлялся с 2014 года, когда пришли пять низкопольных автобусов Mercedes-Benz O 405N2. Но с наступлением двадцатых годов Тимофеев активизировался. Так, в 2020 году на его маршруты вышло два новых автобуса. А в 2021 году появилось еще пять новых низкопольных Мерседесов.
Тем не менее, основным преимуществом Тимофеева является не приобретение им нового подвижного состава, а регулярное обслуживание тех машин, что уже имеются на предприятии. Не так уж часто автобусы ПОАТиС можно встретить в плохом визуальном состоянии. Как правило все работы по ним выполняются своевременно. Поэтому. хоть возраст немецких автобусов Тимофеева и превышает 25 лет, по своему состоянию они могут дать фору практически всему остальному подвижному составу в городе.
Mercedes-Benz O 405N
До 2021 года никаких изменений среди автобусов модели O 405N у Тимофеева не было. Автобусы периодически вставали на ремонт, им подновлялся внешний вид. Хотя технически машины далеки от идеала, но тут уже ничего не поделать - возраст...
В июле 2021 года на линию вышло два новых O 405N: один бело-голубой, второй бело-красный. Оба автобуса, судя по внешним признакам и салону - бывшие машины из Гамбурга. Откуда они пришли во Владимир - неизвестно. Но, судя по серии государственных номеров, есть вероятность, что они появились у Тимофеева еще в 2014 году, если не раньше.
Mercedes-Benz O 405N2
Все пять автобусов модели O 405N2 на момент сентября 2022 года регулярно выходят на линию и находятся в крайне неплохом состоянии.
В период с 2020 по 2021 год на маршруты ПОАТиС вышло еще пять новых O 405N2. Прошлое этих автобусов неизвестно, но несколько из них, абсолютно точно, до выхода на линию во Владимире, в России нигде не работали. По этому их внешний вид и салон выглядит, как у совсем свежих машин.
Трехдверный Мерседес на фотографии ниже стал первым подобным автобусом для ПОАТиС. Известно, что он был приобретен в Перми летом 2021 года, но каких-то деталей из его прошлого мне выяснить не удалось.
Два автобуса на следующих фото интересны тем, что это не совсем простые Mercedes-Benz O 405N2. Ряд признаков указывает на то, что это автобусы SAM, представляющие из себя подержанные немецкие автобусы, которым сделали капитальный ремонт в Польше и присвоили новый VIN-номер и год выпуска. Такая практика была популярна в начале десятых годов. В городах России в то время начали заключать контракты на пассажирские перевозки только с теми перевозчиками, у которых был свежий подвижный состав. Немецкие автобусы 90-х годов, разумеется, под условия контракта не попадали. Однако продукция польской мастерской SAM, имеющая более свежий год выпуска, вполне себе подходила под эти условия. Стоит отметить, что на учет такие автобусы ставились отнюдь не законными способами, поэтому довольно быстро эту "лавочку" прикрыли.
В целом, в двадцатые годы для Тимофеева мало что изменилось. Маршруты остались прежними, автобусы тоже (перевозчик продолжает оставаться верным себе и эксплуатирует только старые Мерседесы). Остается лишь открытым вопрос о том, сможет ли остаться данный перевозчик в городе в будущем. Ведь с 1 января 2023 года, по условиям контракта, возраст автобусов, работающих на маршрутах столицы Владимирской области, не должен будет превышать трех лет.
ИП Михайлов А.Е.
В двадцатые годы у этого перевозчика произошло минимум изменений, по сравнению с остальными транспортными компаниями в городе. Все, что можно отметить - это появление одного нового Mercedes-Benz O 405N2 на линии, а также перекраска одного старого.
Mercedes-Benz O 405N2
Еще к концу 2019 года на маршрутах №1С и №17 перестали эксплуатировать автобусы Mercedes-Benz O 405N. А это значит, что остались только автобусы более поздней модификации O 405N2.
Автобус на фотографии ниже продолжил работу на маршрутах без каких-либо изменений. При этом, его состояние к 2022 году весьма печальное, как визуальное, так и техническое. Впрочем, на данный момент никаких предпосылок на то, что этот Мерседес будет отставлен от эксплуатации, нет.
Бывший автобус из Московской области, о котором я уже рассказывал в прошлой главе, Трегубов перекрасил в свои так называемые корпоративные цвета еще летом 2019 года, с тех пор автобус с обновленной внешностью продолжает работу на маршрутах ИП Михайлова.
В самом начале 2020 года на линию вышел новый Mercedes-Benz O 405N2 Трегубова. Его прошлое неизвестно, однако есть вероятность, что ранее он работал в Литве, а до нее в немецком городе Гамбург. Автобус еще в момент выхода на маршруты находился в довольно среднем состоянии, однако сама машина довольно интересная. Она имеет необычный окрас, систему кондиционирования и нестандартную планировку салона. Под нестандартной планировкой я имею в виду передние сидения, расположенные на подиумах, которые характерны для пригородных модификаций O 405N2Ü, а также гамбургских O 405N2 для экспресс-маршрутов.
Как долго еще на маршрутах ИП Михайлова проработают немецкие автобусы, сказать сложно. Но есть вероятность, что когда будет отставлен последний Мерседес этого перевозчика, вместе с ним закончится история и для него самого.
Служебные автобусы
Если в десятые годы было целых три низкопольных немецких служебных автобуса, то к 2022 году остался лишь один. Им является все тот же Mercedes-Benz O 405N2Ü ИП Круглова А.Б., который работает перевозкой у предприятия АБИ Продакт. К 2022 году его обклеили в фирменную ливрею производителя продуктов питания из мяса. Это, собственно, все изменения в жизни этого автобуса.
Списанные автобусы
К 2020-м годам низкопольные автобусы компании БигАвтоТранс, проданные в другие города, начали списывать. Причем, некоторые из них были засняты перед тем, как их утилизировали. Ниже я хочу продемонстрировать фотографии нескольких таких автобусов.
Все десять автобусов Mercedes-Benz O 405N2, проданных летом 2015 года компанией БигАвтоТранс в Ростов-на Дону, на данный момент списаны и утилизированы. Два из них засняли прямо на месте их утилизации. Первый - это бывший владимирский автобус "ВР 918 33", работающий на маршруте №26.
Второй автобус - это трехдверный O 405N2 с госномером "Т 300 НТ 33", работающий во Владимире на маршруте №7С.
Еще один списанный автобус из Владимира - это обнаруженный в Гусь-Хрустальном газовый Мерседес, ранее работавший на маршрутах Владавтолиний с госномером "ВР 836 33". В 2009 году этот автобус был передан БигАвтоТранс, которая продала его в Муром. В 2014 году автобус оказался в Гусь-Хрустальном, где работал на маршрутах ИП Стогова Э.Р. Когда автобус отставили от эксплуатации его начали использовать, как склад.
Два автобуса MAN A10 NL 202, переданных компанией БигАвтоТранс в 2019 году в Белгород. МАНы проработали на маршрутах около двух лет, после чего были отставлены от работы. Сейчас они еще не порезаны, но эта судьба их очень скоро постигнет, поскольку выйти на маршруты у них шанс нулевой.
Заключение
Ну что же, наконец-то огромная третья часть "Невероятных приключений немцев во Владимире", посвященная низкопольным немецким автобусам MAN и Mercedes-Benz, окончена. В ходе последней главы я подробно рассказал о том, как в наше время эксплуатируются немецкие низкополы, не оставив в стороне и определенную специфику работы владимирских перевозчиков.
Также последняя глава отличается тем, что в 90% случаев я использовал собственные фотоматериалы, сделанные в период с 2021 по 2022 год. Так что помимо текста мои уважаемые читатели могут оценить и качество фотографий.
Ну а что же до самих немецких автобусов? 2022 год подходит к концу, а это значит, что все ближе то время, когда эти машины, вот уже на протяжении более пятнадцати лет работающие на маршрутах Владимира, могут исчезнуть с улиц нашего города навсегда. Я, как человек небезразличный к немецкой технике, конечно, не хочу этого. Но, обращая внимание на опыт пассажирских перевозок в Перми или Ростове-на-Дону, мне приходится признать, что даже в том случае, когда подержанные автобусы из Германии являются основой подвижного состава, достаточно пары лет, чтобы полностью убрать их с маршрутов. И наши автобусы скорее всего постигнет та же участь.
Поэтому призываю не гнобить престарелую, но хорошую немецкую технику только за то, что она уже не может предоставлять тот уровень качества перевозок, которую предоставляла в те времена, когда еще только приходила из Европы. Ведь сейчас этим автобусам уже больше двадцати лет, и многие из них сейчас попросту не видят нормального технического обслуживания, работая на последнем издыхании. В нашем городе нет никаких музеев, чтобы сохранить хотя бы несколько таких автобусов для истории. Когда они прекратят свою работу, их просто распилят и отправят в металлолом (как их собратьев, изображенных на фото чуть выше) . Так что на месте горожан, я бы чуть более лояльно относился к автобусам, которые когда-то показали жителям Владимира что такое по-настоящему комфортный и удобный общественный транспорт.
P.S. Возможно, некоторые читатели, хорошо разбирающиеся в системе владимирского общественного транспорта, могут отметить, что я совершенно обошел стороной тему обклейки в фирменный бренд Владимира немецких автобусов, лишь вскользь упомянув об этом. Сделал я это намеренно, поскольку в следующем материале хочу более подробно рассказать о новой ливрее общественного транспорта Владимира, в которой к 1 января 2023 года должны будут ездить все автобусы города.
#автобусы #mercedes #man #общественный транспорт #германия #владимир #статья #история #техника #фото