Найти в Дзене
Troll&Bus

Новые автобусы ЛиАЗ-5292.67 во Владимире: Все ли c ними так однозначно?

Приобретение нового подвижного состава в городах России - событие всегда знаменательное. Особенно, когда речь идет о современных низкопольных автобусах большого класса, работающих на метане. Ведь эти автобусы не только комфортны для пассажиров и водителя, но и практически не вредят окружающей среде. Но что, если все-таки существуют подводные камни в появлении новых автобусов на маршрутах городов? Попробуем разобраться в этом вопросе на примере Владимира. Итак, Владимир широко известен в транспортных кругах как город, который уже на протяжении более чем двадцати лет эксплуатирует на маршрутах подержанные автобусы Mercedes-Benz и MAN из Германии. До 2015 года средний возраст немецкого автобуса в городе составлял 10-15 лет, что достаточно немного для такой техники. Однако на 2022 год самому молодому "немцу" как минимум 21 год, а самому старому около 35 лет. При этом последние годы подвижный состав обновляется исключительно путем приобретения таких же возрастных автобусов из других регионо
Приобретение нового подвижного состава в городах России - событие всегда знаменательное. Особенно, когда речь идет о современных низкопольных автобусах большого класса, работающих на метане. Ведь эти автобусы не только комфортны для пассажиров и водителя, но и практически не вредят окружающей среде. Но что, если все-таки существуют подводные камни в появлении новых автобусов на маршрутах городов? Попробуем разобраться в этом вопросе на примере Владимира.

Итак, Владимир широко известен в транспортных кругах как город, который уже на протяжении более чем двадцати лет эксплуатирует на маршрутах подержанные автобусы Mercedes-Benz и MAN из Германии. До 2015 года средний возраст немецкого автобуса в городе составлял 10-15 лет, что достаточно немного для такой техники. Однако на 2022 год самому молодому "немцу" как минимум 21 год, а самому старому около 35 лет. При этом последние годы подвижный состав обновляется исключительно путем приобретения таких же возрастных автобусов из других регионов.

Немецкие автобусы всегда славились высоким уровнем комфорта и надежности. Но даже они не рассчитаны на то, чтобы их эксплуатировали по 25-30 лет.
Немецкие автобусы всегда славились высоким уровнем комфорта и надежности. Но даже они не рассчитаны на то, чтобы их эксплуатировали по 25-30 лет.

На проблему с возрастом подвижного состава во Владимире власти обратили внимание еще в 2014 году, поэтому уже тогда были попытки вытеснить "немцев" с маршрутов и полностью заменить их новыми отечественными автобусами. Получилось как-то... не очень. Но тем не менее, наряду с автобусами Mercedes-Benz, на маршрутах города на сегодняшний день также работают ЛиАЗы, МАЗы и НЕФАЗы. Все они далеко не новые (их возраст колеблется в районе 8-14 лет), но значительно свежее немецких автобусов. Что, правда, особой чести им не делает, поскольку несмотря на относительно небольшой возраст, состояние этих автобусов оставляет желать лучшего.

Все эти автобусы появились на дорогах Владимира только в 2021 году. До этого они работали в разных городах России: Москва, Тверь, Ярославль и Пермь.
Все эти автобусы появились на дорогах Владимира только в 2021 году. До этого они работали в разных городах России: Москва, Тверь, Ярославль и Пермь.

Если рассмотреть не подвижный состав, а саму систему владимирского транспорта в целом, то можно сказать, что в последние годы она не просто не развивается, но и серьезно деградирует. За примерами далеко ходить не надо. В 2021 году система оказалась в глубоком кризисе. Тогда ушел крупнейший перевозчик АДМ, оставивший после себя два десятка маршрутов. Как обычно, ни администрация, ни другие перевозчики не были готовы к такому повороту событий, и наступил настоящий транспортный коллапс. Кое-как разрешить его удалось только к осени. Но огромный клубок накопившихся ранее проблем не удается распутать и по сей день.

И вот на фоне всего этого как гром среди ясного неба осенью 2021 года появляется новость о том, что администрация Владимира планирует взять инфраструктурный кредит на покупку 17 новых автобусов. В народе весьма скептично отнеслись к данном заявлению, но все-таки принялись ждать. И ждать пришлось очень долго...

Даже когда кредит на автобусы в размере 253 миллиона рублей был получен, с их приобретением возник целый ряд проблем: три раза срывались конкурсы на поставку автобусов, как самими производителями, так и ФАС, отменившей итоги одного из конкурсов; потом случилось 24 февраля, которое также оттянуло процесс приобретения.

Тем не менее в мае 2022 года это таки свершилось. За 253 миллиона рублей были приобретены 12 автобусов большого класса ЛиАЗ-5292.67 (CNG) и 2 автобуса среднего класса ПАЗ-320415-14 "Vector Next" (FA).

Во Владимир новые автобусы пригнали 13 мая. И в этот же день их умудрились заснять, как на дороге...
Во Владимир новые автобусы пригнали 13 мая. И в этот же день их умудрились заснять, как на дороге...
...так и на территории депо АО "Владимирпассажиртранс".
...так и на территории депо АО "Владимирпассажиртранс".

Подождите... Но ведь говорилось о покупке 17 автобусов большого класса, а здесь за те же деньги - 12 большого класса и 2 среднего. Как же так получилось? Ответ крайне прозаичен. Пока тянули резину, стоимость автобусов очень сильно возросла, и в итоге пришлось брать ЛиАЗы за 19,3 миллиона рублей за штуку, а ПАЗы за 10,49 миллиона рублей за штуку.

14 мая автобусы презентовали представителям администрации. Презентация проходила на территории транспортного предприятия АО "Владимирпассажиртранс". Автобусы демонстрировали без бортовых и государственных номеров, а также в заводской белой окраске.

-6
-7
-8

По какой-то причине администрация города решила устроить спектакль с проведением конкурса на приобретение этих автобусов одним из транспортных предприятий города, занимающихся пассажирскими перевозками. Хотя всем было очевидно, что автобусы достанутся муниципальному предприятию, т.е. Владимирпассажиртрансу. Собственно, так и произошло. К концу мая автобусы получили бортовые номера и ГРЗ, а также были обклеены в фирменный бренд.

Незадолго до выхода на маршруты
Незадолго до выхода на маршруты

29 мая в 10 часов утра прошла презентация новых автобусов у Белого дома.

Забавно, что несмотря на мощную пиар-компанию, на самой презентации даже не присутствовало фотографов, дабы показать автобусы во всей красе. (Автор фото: smooth operator)
Забавно, что несмотря на мощную пиар-компанию, на самой презентации даже не присутствовало фотографов, дабы показать автобусы во всей красе. (Автор фото: smooth operator)

Ну а 30-го мая автобусы, наконец вышли на маршруты. С вашего позволения, я не буду рассказывать о двух новых автобусах ПАЗ, поскольку не считаю достойными их какого-либо внимания, и полностью сконцентрируюсь на ЛиАЗах, появление которых на дорогах Владимира так громко рекламировала наша администрация.

Напомню, что автобус ЛиАЗ-5292 выпускается аж с 2004 года, но за время производства, он множество раз модернизировался, поэтому поздние машины имеют весьма опосредованное отношение к первым модификациям. Владимир получил ЛиАЗы с рестайлинговой передней и задней маской (устанавливаются с 2013 года) в модификации 5292.67 с газовым двигателем ЯМЗ-53624-40 мощностью 287 л.с. Такие автобусы выпускаются с 2016 года и работают во многих городах России. К февралю 2022 года выпущено уже более 2400 автобусов данной модификации.

К внешности новых автобусов довольно сложно придраться. Выглядят они, конечно, не сказать что футуристично, однако внешность вполне себе аккуратная и приятная на вид. Спереди можно заметить линзованную оптику со светодиодными световыми элементами, а также панорамное лобовое стекло. Конечно, некоторые считают, что у рестайлинговых ЛиАЗов передняя оптика напоминает поросячьи глазки, но я хочу заметить, что выглядит она намного современнее, чем у дорестайлингового варианта.

-12
-13

Сзади автобус также имеет вполне себе сносный внешний вид. Как и в случае с передней частью, задняя часть выглядит значительно современнее, чем у дорестайлинговых 5292. Тем более, что на сегодняшний день данная задняя маска продолжает быть актуальной в модельном ряду ЛиАЗа. Ведь даже автобусы ЛиАЗ с более современной "электробусной" передней маской, имеют заднюю маску, как на фото ниже.

-14
-15

Разумеется, автобусы соответствуют всем экологическим стандартам. Двигатель ЯМЗ-53624-40 имеет экологический класс Евро-5. Также для обеспечения большей безопасности автобусы с завода оснащены системами видеонаблюдения и пожаротушения. Присутствуют ЭРА-ГЛОНАСС, цифровые тахографы, электронные маршрутоуказатели и бегущая строка. Кроме того, автобус оснащен системой кондиционирования салона. Формула дверей у новых ЛиАЗов классическая для отечественных автобусов - 2-2-2.

-16

Если говорить о эксплуатационных характеристиках автобуса, то можно выделить несколько плюсов: у него достаточно неплохая динамика, энергоемкая подвеска, благодаря которой автобус имеет довольно мягкий и плавный ход; также машина обладает легким управлением и хорошей маневренностью. Однако не обошлось и без недостатков. Один из самых ярко-выраженных - шумный двигатель ЯМЗ. Даже новые автобусы с таким двигателем издают шума больше, чем старый немецкий автобус с пробитой выхлопной системой.

-17

А вот салон автобуса я похвалить никак не могу. В нем используются дешевые и некачественные материалы отделки. На поручнях установлены неудобные пластиковые ручки. Сидячих мест не так уж много - всего 30 (если считать два недоразумения в задней части за сидячие места). Форма сидений также далека от идеала, а рисунок на сидениях уже, если честно, набил оскомину. Задняя часть салона - это вообще один сплошной недостаток: высокие подиумы, узкие проходы, огромная шахта двигателя, которая ко всему прочему нагревает пространство вокруг себя. Зимой, возможно, это едва ли будет недостатком, а вот летом в жару этот факт явно не прибавит комфорта.

-18

В передней части все не так плохо: есть шесть мест на низком полу, которые предназначаются для малоподвижных групп граждан; также имеется большая накопительная площадка напротив средней двери. Для вентиляции в салоне автобуса имеется четыре больших сдвижных форточки и два люка. Также есть кондиционер, который становится настоящим спасением для пассажиров в жаркую погоду.

-19

В кабине все куда интереснее. Автобус имеет современную приборную панель, которая, правда, представляет собой глубокую модернизацию панели от VDO, которая впервые появилась в далеком 1996 году на немецком автобусе MAN A20 NÜ 313. Наиболее ярко об этом свидетельствует руль автобуса. Для водителя имеется большое количество различных элементов управления. Наиболее интересный из них - большой монитор, на котором могут отображаться как цифровая приборная панель, так и экраны бортового компьютера с различными настройками параметров автобуса. С комфортом для водителя тоже проблем никаких: сидение имеет множество регулировок, руль регулируется во всех плоскостях.

-20

Наконец, закончим с обзором автобуса и обратим внимание на те машины, которые вышли на маршруты города. В первый день их работы, 30 мая, я имел возможность поснимать эти автобусы на линии. Так что практически все фотографии, что вы видите в этой статье, сделаны в тот день.

-21
-22

Автобусы получили бортовые номера с 601 по 612. Отличить их друг от друга, соответственно можно только по ним и по ГРЗ.

-23
-24
-25

Выбор маршрутов, на которые выпустили в первый день новые автобусы, как по мне, получился довольно странным. Их поставили на 24С, 29С и 33С. И если с 24С все понятно - это один из самых известных и рентабельных маршрутов города, то вот 29С и 33С - это мало того, что достаточно новые маршруты, так еще и далеко не самые востребованные в нашем городе.

-26
-27

Сам же я не мог не воспользоваться возможностью и не прокатиться на одном из новых автобусов. Мне попался ЛиАЗ с бортовым номером 604 и после поездки на нем я отметил несколько вещей:

  • у новых автобусов двери открываются с большой задержкой (около десяти секунд). Сделано это для безопасности, чтобы водитель не мог открыть двери автобуса на ходу, но на деле это ожидание сильно напрягает;
  • водитель постоянно использовал систему книлинга (автобус одним боком опускается к остановке), что было очень удобно для пассажиров;
  • несмотря на то, что автобусы абсолютно новые, у них уже сильно гремел салон на неровностях;
  • в попавшемся мне экземпляре не работал кондиционер, несмотря на то, что на улице было достаточно жарко;
  • шум двигателя в салоне слышен очень хорошо и совсем не прибавляет акустического комфорта;
  • работа ходовой части, двигателя и АКПП никаких нареканий не вызвали - у автобуса действительно хороший ход.
-28
-29
-30

По итогу получается, что Владимир получил весьма неплохие автобусы в том, что касается параметров экологичности и безопасности. Также стоит отметить, что они современно выглядят и имеют хорошие технические характеристики. Ко всему прочему, впервые за всю историю эксплуатации автобусов на городских маршрутах Владимира, в этих самых автобусах появился работающий кондиционер. При этом ЛиАЗы обладают и рядом недостатков, такими, как достаточно неудобный салон и шумный двигатель. Кроме того, в первый день работы 2 из 12 ЛиАЗов сошли с линии. Но это было скорее связано с тем, что техника совсем новая и толком необкатанная.

И на таком достаточно нейтральном выводе я мог бы закончить данный материал, если бы не одно "но". Во многих владимирских СМИ начали активно пиарить появление новых автобусов в городе. Их представляли чуть ли не как решение всех проблем с общественных транспортом во Владимире.

-31
-32

И вот это я не мог оставить без внимания. В целом, когда речь шла об особенностях новых автобусов, тезисы журналистов во многом совпадали с моими, с одним небольшим отличием - они демонстрировали те или иные качества новых ЛиАЗов, как нечто, ранее невиданное на автобусах, работающих на маршрутах Владимира. Но давайте будем честны, вся эта экологичность новых автобусов: не более чем мишура для лишнего привлечения внимания, особенно на фоне нынешних событий, когда даже новые отечественные легковые автомобили переводят на древний экологический стандарт Евро-2. А многие "навороты" ЛиАЗов уже давно знакомы жителям Владимира. Например, система книлинга была еще в первых низкопольных немецких автобусах, которые приходили в наш город в далеком 2005 году. Это же касается и блокировки дверей. Даже кондиционеры имелись.

Поэтому любому разбирающемуся в автобусах человеку будет непонятно, а за что расхваливают то автобусы? За то что в данный конкретный момент они новые? Так-то оно так, но вот что с ними будет через несколько лет? Но об этом чуть позже.

Сперва же поговорим о стоимости новых автобусов. Напомню, каждый из 12 ЛиАЗов стоил 19.3 миллиона рублей. Много ли это? Ну, скажем так, автобус Mercedes-Benz O 405N2, который является основной единицей подвижного состава на маршрутах города, можно приобрести на том же Авито за 550 тысяч рублей.

-33

Собственно, перевозчик ОКТО так и сделал, купив четыре автобуса из объявления выше. Также поступил и перевозчик РТС, купив один такой автобус. Разумеется, это очень старые автобусы и их возраст превышает двадцать лет. Но на секундочку, это низкопольный автобус большого класса, обладающий всеми качествами, присущими современным автобусам. И при этом по цене одного нового ЛиАЗ-5292.67 (CNG) можно купить 36 таких автобусов. Причем во Владимире не будет никаких проблем с их обслуживанием, поскольку данные автобусы эксплуатируются в городе уже два десятка лет.

Отсюда возникает вопрос, а не слишком ли жирно для города, у которого система общественного транспорта находится в кризисе, закупать настолько дорогие автобусы, когда нет даже возможности разобраться с нынешним подвижным составом и привести его в порядок? Большое количество автобусов в нашем городе ездят в таком состоянии, как будто они прошли войну, хотя ничего не мешает хотя бы визуально освежить их внешний вид.

Ко всему прочему, несмотря на то, что прошлой осенью проблему с транспортным коллапсом кое-как урегулировали, ситуация с общественным транспортом особо не улучшилась. На многих маршрутах за последние годы выпуск подвижного состава значительно сократился. Ожидание автобуса на некоторых маршрутах увеличилось с 12 минут в 2015 году до 40 минут в 2022 году. И эту проблему не решают уже многие годы. Правильно, зачем выпускать автобусы на нерентабельные маршруты? У нас же система ОТ служит для того, чтобы на ней деньги зарабатывать, а не чтобы жителей города возить.

И вот вместо того, чтобы вкладывать деньги в решение существующих проблем, наша администрация идет по самому простому пути: "Мы вам закупим небольшую партию новых автобусов: больших, красивых, современных, а вы дальше делайте, что хотите. Мы себе галочку о проделанной работе уже поставили". А ведь история с администрацией и покупкой новых автобусов уже когда-то случалась... В 2014 году.

Тогда в АО "Владимирпассажиртранс" пришло 20 новых газомоторных автобусов Volgabus 5270.G0. Почему они достались Владимирпассажиртрансу - вопрос хороший, на тот момент автобусными перевозками оно не занималось и скорее нуждалось в обновлении подвижного состава в лице троллейбусов.

Автобусы поставили на маршрут №34, практически полностью дублирующий маршрут БигАвтоТранс №24. И так какое-то время автобусы работали на маршрутах. Дальше в пассажирских перевозках началось непонятно что, закончившееся переделом всей структуры этих самых перевозок и дальнейшим деградацией системы общественного транспорта. В данной статье я не буду подробно останавливаться на этом, а расскажу об автобусах.

-35

ЛиАЗы сразу мне напомнили появление бело-синих Волгабасов в нашем городе. Их также представляли как современные, экологичные, удобные и вообще лучшие автобусы в России. Выглядели они и вправду достаточно эффектно, правда салон на фоне старых немецких автобусов сильно проигрывал. В целом, первый год эти автобусы показывали себя не так уж плохо и не казались неудачным приобретением для города. Но потом началось веселье.

-36

Автобусы оказались бракованными и очень быстро стали выходить из строя. Они и до этого имели целый ряд проблем, но пока они были новыми их еще можно было более-менее нормально эксплуатировать. Но спустя какое-то время автобусы начали вставать с движками один за другим.

-37

К 2018 году у Владимирпассажиртранса был уже целый калашный с "новыми" автобусами Волгабас. И если вы думаете, что кто-то их ремонтировал, то глубоко заблуждаетесь. Неисправные автобусы стали использоваться в качестве доноров для исправных. К 2021 году остался лишь один исправный автобус Volgabus-5270.G0.

-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44

Впрочем, даже последний Волгабас до 2022 года так и не доехал. На сегодняшний день и он отставлен от работы без особых перспектив выйти на линию когда-либо еще. Можете себе представить, что за 8 лет не осталось ни одного из этих автобусов? А ведь они обошлись городу в 238,8 миллиона рублей. Огромные деньги на то время, да и сейчас не малые. За это, кстати, так никто и не ответил. В администрации и на предприятии посетовали, что автобусы оказались бракованными, но решили, что тут уж ничего не поделаешь. В следующий раз возьмут лучше.

И вот, собственно, взяли новые ЛиАЗы. Я, конечно, не утверждаю, что их постигнет участь Волгабасов, однако то, что произошло с этими автобусами должно было стать предостережением от повторения подобной истории. Но по горькому опыту могу сказать, что память у администрации и жителей города достаточно короткая. И вполне возможно, что опыт с 20 бракованными автобусами так никого ничему и не научил.

Кстати, с автобусами марки ЛиАЗ у Владимирпассажиртранс тоже не все хорошо. Осенью 2020 года Москва безвозмездно передала 50 автобусов ЛиАЗ-5292 городу Владимир. Все они перешли во владение АО "Владимирпассажиртранс". К весне 2021 года они начали выходить на маршруты. Однако, уже к началу 2022 года их начали массово отставлять от эксплуатации. На сегодняшний день из 49 автобусов не работает 15, что составляет треть от общего количества. На фотографиях ниже видно, что калашные ряды с ЛиАЗами только пополняются.

Фото сделано весной 2022 года.
Фото сделано весной 2022 года.
Фото сделано в конце июля 2022 года.
Фото сделано в конце июля 2022 года.
 Фото сделано весной 2022 года.
Фото сделано весной 2022 года.
Фото сделано в конце июля 2022 года.
Фото сделано в конце июля 2022 года.

Связано это, как заявляют во Владимирпассажиртрансе, с дорогим обслуживанием этих машин. Так как же они собираются обслуживать новую технику, если не могут справиться со старыми машинами? Вообще, тема обслуживания на предприятии больная. Состояние старых немецких автобусов, коих во Владимирпассажиртрансе более тридцати, одно из худших в городе, как визуальное, так и техническое. Поголовье троллейбусов редеет с каждым годом (на момент августа 2022 года осталось лишь 65 троллейбусов, из которых на линию выходит лишь 52). Ну и не забываем про двадцать сгинувших Волгабасов.

И вот этому предприятию достались 12 новых автобусов. Есть ли вообще смысл в таких условиях давать оптимистичные прогнозы, думайте сами. Хочется верить, что власти наконец изменят свое отношение к системе общественного транспорта, но уже который год мы наблюдаем лишь постепенную деградацию в этой сфере. Пройдет немного времени, и простыми транспортными реформами и инфраструктурными кредитами ситуацию поправить уже будет невозможно. Поэтому, чем быстрее придет понимание того, что владимирский общественный транспорт нужно спасать, тем больше шансов у него на это спасение будет.

Ну а что касается новых автобусов, то не стоит видеть в них намеки на какое-то улучшение в сфере пассажирского транспорта. Все-таки в городе, где ежегодно на линию выходит более 300 единиц подвижного состава, чуть больше десятка новых автобусов - это капля в море. Тем не менее, какой-то негатив к автобусам ЛиАЗ испытывать также не стоит. Эти автобусы действительно неплохие и при должном обслуживании могут исправно работать долгие годы.

На этом у меня все. Прошу извинить за то, что статья получилась с излишне негативным подтекстом, но, как говорится, накипело...

#автобус #общественныйтранспорт #владимир #статья #фото #транспорт #город #события #репортаж #журналистика