После долгого перерыва я вернулась к книгам об Анжелике. Полностью я их ещё не читала, хотя первые книги перечитывала пару раз примерно. Вопреки сложившемуся мнению, "Анжелика" - это не только и не столько "любовные сопли". Конечно, есть любовь, постельные сцены, поклонники-любовники и тому подобное. Но также есть прекрасная авантюра и приключения, есть много психологизма, размышлений о человеческой природе. Пусть в книге и много вымышленных событий, но они грамотно вписаны в реальный исторический фон. Если первые части книги местом действия имеют Францию короля Людовика XIV, то начиная с 6 книги мы перемещаемся в Новый свет - французские колонии на территории современной Канады. Тут всё вперемешку: индейцы, пираты, хитрые иезуиты, религиозные фанатики - всё, что так дорого душе любителя исторических приключений.
Итак, читая книгу "Искушение Анжелики", встречаю любопытный момент: прибытие девушек-невест для местных поселенцев. На этом факте остановимся подробнее, ведь в истории он имел место быть.
Французские территории в XVI веке... Новый свет давно открыт, практически полностью изучен и представляет для европейских государств непаханое поле для освоения, развития и обогащения. Собственно, этим представители влиятельнейших монархий Европы - Франции, Англии и Испании - и занимались. Обстановка напряжённая - постоянный делёж территорий, столкновение финансовых, полтических и религиозных интересов. Уже настало время, когда все массово ринулись за океан. Французские гугеноты - найти место, где можно жить спокойно, не опасаясь гонений. Авантюристы - за новыми впечатлениями и обогащением. Миссионеры - обращать местный контингент в истинную веру. Но местный контингент не всегда рад пришельцам. Жестокость индейцев красочно описана на страницах книги. И их тоже используют "просвещенные" представители Европы для продвижения своих целей. Вообще, конечно, в рискованное путешествие отправлялись те, кому нечего было терять. Путь через океан не из лёгких - пиратство никто не отменял. Голод, болезни, враждебность местных - индейцев и представителей иностранных государств, тяжкий труд - не каждый выдерживал. Но шанс начать всё с чистого листа, и причём успешно начать, был всегда. От человека всё зависело. Вот и Анжелика с мужем крутились как могли, несмотря на козни многочисленных врагов.
В общем, жизне не малина. Тем не менее, государство Франция было заинтересовано в развитии своих территорий поперёк интересов англичан. Строились новые форты, города, фактории. Необходимо было как-то поощрять население, давать стимул для того, чтобы люди, раз приехав, остались навсегда и трудились на благо метрополии.
Население Новой Франции в основном было мужским. По понятным причинам. Женщины тоже были, но их не хватало... В основном, конечно, полные семьи были у переселенцев-гугенотов, которые семьями бежали из Франции от притеснений. Те же парни, которое прибыли с целью разбогатеть, начать новое дело на новых землях, испытывали трудности с поиском спутниц жизни. Религиозные разногласия никто не отменял даже на новых землях. Старые суеверия и предубеждения последовали за людьми из Старого света в Новый и там никуда не делись. Каждая религиозная группа предпочитала держаться особняком и заключать браки исключительно в своём тесном кругу.
А потребность в женщинах была. Многие вчерашние искатели приключений, достаточно подзаработав на торговле или пиратстве, готовы были остепениться и осесть. Нужна была хорошая хозяйка и мать. Метрополия понимала, что необходимы новые, свежие вливания, так сказать.
Меры для побеждения мужчин к браку с местными женщинами предпринимались разные, и порой сомнительные. Так сказать, решили воздействовать монетой. В "Искушении Анжелики" такие методы тоже упоминаются: "...тамошние молодые люди должны были вступать в брак раньше, чем достигнут двадцати лет. Таков был приказ короля. В случае невыполнения приказа отец какого-нибудь строптивого дворянчика должен был уплатить штраф и каждые шесть месяцев являться к властям, чтобы давать объяснения, почему его сын уклоняется от выполнения приказа.
Недавно управляющий Карлон... издал указ, запрещающий неженатым канадцам охотиться, заниматься рыбной ловлей, торговать с индейцами или под каким-либо предлогом уходить далеко в лес. Министр, господин Кольбер, прислал из Европы... постановление, по которому все уклоняющиеся от женитьбы молодые люди должны были платить специальный налог на холостяков. По этому постановлению они лишались всяких почестей и высокого положения и обязаны были носить на рукаве специальную нашивку как знак своего бесчестия."
Идея отправить невест для французских колонистов, как и многие другие успешные идеи, принадлежала Кольберу. В 1663 году программа переселения "невест" заработала. Был объявлен "конкурс". Девушки, желающие начать жизнь в Новом свете, подавали заявки. Отбор был строгим. "Невеста" должна была отвечать ряду требований. Обязательны были рекомендации - от опекуна, от монастыря, где девушка воспитывалась. Возраст - 18 - 30 лет. Скромная, благочествия, исповедующая католичество, хорошо воспитанная, признающая авторитеты. Обязательно уметь вести хозяйство. Таких девушек позже прозвали "королевские дочери", или "королевские невесты".
Девушек снабжали приданым. Вот в книге "Анжелика и заговор теней", например, одна из девушек перечисляет: "Около ста ливров ренты для каждой. А в нашем гардеробе было по три платка, шарфы, шляпа из тафты, зимнее манто, два платья…"
Для многих это был шанс начать новую жизнь. Ведь в основном откликнулись девушки, которым рассчитавать на устройство жизни во Франции не приходилось: сироты, дочери обедневших родов... Но, однако, не всё проходило так гладко, как могло бы ожидаться.
Девушкам приходилось сталкиваться с невероятными трудностями. Как минимум, доплыть до берегов Канады уже было подвигом. Опасности путешествия и болезни не каждой было суждено пережить.
Жизнь в Канаде тоже несла много сюрпризов. По прибытии девушек встречали уполномоченные представители местных властей и размещали их в домах добропорядочных горожан. Насильно девушек никто замуж не выдавал. Они могли спокойно знакомиться и встречаться с предполагаемыми женихами (под строгим надзором опекунов). Даже организовывались вечера, где молодеж могла весело и пристойно провести время и присмотреться друг к другу.
Либо девушек могли принят местные церковные власти: "Затем девушек препроводили бы в один из городских монастырей, которых там предостаточно, где в последующие дни они могли бы под руководством священников, монахинь и дам-благотворительниц встречаться с молодыми людьми в приемной монастыря." ("Искушение Анжелики")
Конечно, многие были не готовы к тяжелой жизни пионеров Канады. Ну ладно, пусть и не совсем пионеров, но надо понимать, что неосвоенных территорий было ещё навалом, а скромные воспитанницы монастырей просто не имели достаточных навыков для выживания в подобных условиях. Как минимум - работа на ферме. Для такого труда должны быть определённые знания и умения, сноровка. Приходилось учиться. Как максимум - выживание в экстремальных условиях. Кто читал "Анжелику в Новом Свете", помните зиму, которую Анжелика и компания провели в форте Вапассу? Форт посреди леса, холод, голод, враждебные индейские племена, дикие звери... В общем, жизнь "королевских невест" могла сложиться по разному. Но, так или иначе, они умудрялись найти своё место в новом для них мире. А может, даже и счастье.