Найти тему

Понятие и сущность патриотизма

<!-- /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt;

Патриотизм, как и антипатриотизм, проявляется в конкретной деятельности и поступках людей. Поэтому определение понятия и сущности патриотизма имеет принципиальное значение не только для научного анализа, но и для того, чтобы в нашей повседневности отличать реальный патриотизм от мнимого. И от того, как конкретный человек, социальная группа и общество в целом, понимает патриотизм, во многом будет зависеть их поведение в конкретных жизненных ситуациях. Например, в ситуации необходимости защиты своего отечества.

Патриотизм – это социально-психологическое и эмоционально-нравственное чувство принадлежности к родине (стране, своему народу) в которой человек родился, проходил социализацию или считает своей по «зову крови»; это гордость за ее успехи и переживания за неудачи; это готовность пожертвовать своими интересами и даже жизнью ради её благополучия. «Патриот – человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины[1]. Высшим проявлением патриотизма является самопожертвование ради защиты и благополучия своей родины, например, защита от нападения внешних и внутренних врагов.

Существует такая форма самопожертвования как пассионарность. Это готовность индивида и группы к самопожертвованию ради достижения общественно значимых целей. По мнению Льва Гумилева, пассионарность – это особое свойство характера людей, наделенных необратимым внутренним стремлением (осознанным или, чаще, не осознанным) к какой-либо цели, которая представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни[2]. В нашем исследовании пассионарность рассматривается, прежде всего, как «характерологическая доминанта» (по Гумилеву) многих людей – субъектов и участников социального конфликта. Здесь речь идет не о заранее подготовленном террористе-одиночке, и даже не о «жертве-герое», а о готовности значительного количества участников события к героическим поступкам и вероятной или неизбежной своей гибели. История хранит немало примеров такой пассионарности, например: 300 спартанцев, защитники Брестской крепости, защитники Сталинграда и др.

В отличие от максимализма героя-одиночки и фанатизма террориста-смертника, массовый героизм (даже если это героизм большого количества героев-одиночек, например, японских камикадзе) и готовность к самопожертвованию имеют глубинные основания, которые формируются в менталитете социального субъекта (народа, социума) всей предшествующей его историей и приобретают определенные объективные характеристики. Но в решающую минуту эти характеристики должны дополняться субъективными факторами состояния субъекта, например, чувством патриотизма к родине (семейному очагу, социальной группе) и ненависти к ее врагам[3].

Готовность к самопожертвованию ради своей семьи, своих соотечественников и своей земли – естественная и необходимая стратегия выживания любого народа и фактор сохранения своей идентичности. В противном случае народ порабощается и ассимилируется другими народами и исчезает с исторической арены.

Понятие «патриотизм» не сводится к «любви к отеческим гробам». Чувство патриотизма предполагает любовь к прошлому и настоящему, но и желание своей родине светлого будущего. Говоря словами поэта: «Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет!». Пассионарии совершают подвиги ради защиты своего отечества. Патриоты-революционеры (энтузиасты, реформаторы, оппозиционеры) жертвуют собой в надежде на то, что новый социально-политический и экономический строй сделает отечество более успешным, а соотечественников – более счастливыми. Следовательно, патриотизм должен опираться на фундамент прошлого, всесторонне совершенствуя настоящее, и быть устремленным в перспективное будущее для своей родины и своих соотечественников.

В этой связи можно вспомнить старинную китайскую притчу: Как-то мудрец увидел старика с лопатой, ковырявшегося в склоне горы. Спрашивает: «Ты что делаешь?» Тот отвечает: «Гора отделяет нас от реки, это неудобно. Решил, срою, чтобы напрямую ходить». Мудрец поразился: «Тебе 90 лет, умирать скоро – ничего ты не успеешь». – «Я не успею – сын будет рыть. Сын не успеет – внуки дороют. Внуки не успеют – правнуки». И боги, которые были свидетелями этого разговора, пораженные такой целеустремленностью и верой в успех задуманного, передвинули гору и раскрыли проход к реке[4].

Эту притчу можно трактовать как целеустремленность человека, а можно и как его желание улучшить жизнь своих соотечественников и сделать более удобным место их проживания. Эта притча, прежде всего, о не очень демонстративном, но весьма важном, созидательном аспекте патриотизма обычного человека.

Патриотизм не дается человеку от рождения, а формируется в процессе его социализации и воспитания. Поэтому сформировавшаяся структура патриотизма может состоять из нескольких компонентов, например, таких как когнитивный, ценностный, эмоциональный, рациональный, активистский и другие. При этом наиболее наглядно патриотизм проявляется в конкретной деятельности и поступках людей, направленных на достижение целей патриотизма.

XXX

Президент РФ Путин в своих публичных выступлениях на вопрос о национальной идее, которая формально у нас никак не обозначена, ответил, что нашей национальной идеей является патриотизм. С научной точки зрения и с позиции здравого смысла, патриотизм не может быть национальной идеей, ввиду того, что он характеризует качественное состояние любого общества. А национальная идея должна определять стратегические цели развития страны. Поэтому, патриотизм не идея, а важнейшая качественная характеристика социума, формируемая, в том числе и идеями.

[1] Словарь иностранных слов. – 15-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. С. 367.

[2] Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М.: «Кристалл». 2002. С. 55–56.

[3] Козырев Г.И. «Жертва» в социально-политическом конфликте. Монография. М.: Экслибрис-Пресс. 2008. С. 53-54.

[4] Хесина В. Всеми силами поднебесными // Аргументы и факты. № 3, 2022 г. С. 42-43.