Найти тему
Alexey Shapran

Одигитрия - путеводительница к светочам Православия на север.

Преображенская церковь о двадцати двух куполах в Кижах знаменита и своим иконостасом, в котором одна из почитаемых - это икона Богоматери Одигитрия Грузинская. Этим летом на Преображение Господне посчастливилось увидеть вновь Кижи и после реставрации знаменитую церковь без "лесов", явившую не только великолепие деревянного зодчества, но и иконостас начала восемнадцатого века. Стало очень интересно узнать, откуда на Севере появилась Грузинская Одигитрия, посему делюсь найденной, надеюсь, что интересной и полезной информацией.

Кижский погост / 19 августа 2022 года // Панорама Преображенской и Благовещенской церквей. А также Колокольни, на которую можно подняться и увидеть панораму северных просторов Онеги.
Кижский погост / 19 августа 2022 года // Панорама Преображенской и Благовещенской церквей. А также Колокольни, на которую можно подняться и увидеть панораму северных просторов Онеги.

Одигитрия / Οδηγήτρια - слово греческое, то есть "указующая путь" или "Путеводительница". Такой тип изображения Божьей Матери с младенцем Иисусом Христом является наиболее распространённым в иконографии, и в русской в том числе. Наиболее известная и почитаемая - Влахернская икона из Успенского собора Московского Кремля, которая была привезена в Россию из Константинополя в 1653 году и подарена царю Алексею Михайловичу "Тишайшему".

Икона "Влахернская Одигитрия" выполнена в редкой технике Воскомастики - это благовонная смесь, которую используют для освящения храмов. Также воскомастику используют для вложения частиц святых мощей в ковчег или антиминс (вместопрестолие с греческого языка). Смесь воскомастики состоит из воска, ароматической смолы мастикового дерева, толченого мрамора, каменистой смолы (мирры), получаемой из африканский и аравийских деревьев рода "Коммифора", алоэ и ароматических масел.
Икона "Влахернская Одигитрия" выполнена в редкой технике Воскомастики - это благовонная смесь, которую используют для освящения храмов. Также воскомастику используют для вложения частиц святых мощей в ковчег или антиминс (вместопрестолие с греческого языка). Смесь воскомастики состоит из воска, ароматической смолы мастикового дерева, толченого мрамора, каменистой смолы (мирры), получаемой из африканский и аравийских деревьев рода "Коммифора", алоэ и ароматических масел.

Помимо Влахернской Одигитрии, традиционно почитаются в России образы - Вороненская, Христофорова, Смоленская, Тихвинская и Казанская иконы Божьей Матери "Одигитрия". По преданию самая первая Одигитрия была создана евангелистом Лукой.

Композиция новгородской иконы (1530 год) принадлежит одному из многочисленных вариантов иконографического типа, так называемой, "поясной" Одигитрии, получившему на Руси название «Богоматери Грузинской». Для такой иконы характерна поза Христа, вполоборота повернувшегося к держащей его на левой руке Божьей Матери и скрестившего голени так, что правое колено оказалось чуть поднятым, а складки гиматия обнажили его опущенные ступни. Особенный характер имеют одеяния Младенца, представленного на иконе как Эммануил. Охристый свободный гиматий (у древних греков верхняя одежда, накидка) наброшен лишь на одно плечо: окутывая фигуру Иисуса, он оставляет открытым его украшенный киноварным орнаментом белый хитон. Богатые одеяния Спасителя напоминают о принадлежностях священнического облачения. А вот о дарованной ему благодати учительства говорит свиток и благословляющая десница, обращённая к Богородице.
Композиция новгородской иконы (1530 год) принадлежит одному из многочисленных вариантов иконографического типа, так называемой, "поясной" Одигитрии, получившему на Руси название «Богоматери Грузинской». Для такой иконы характерна поза Христа, вполоборота повернувшегося к держащей его на левой руке Божьей Матери и скрестившего голени так, что правое колено оказалось чуть поднятым, а складки гиматия обнажили его опущенные ступни. Особенный характер имеют одеяния Младенца, представленного на иконе как Эммануил. Охристый свободный гиматий (у древних греков верхняя одежда, накидка) наброшен лишь на одно плечо: окутывая фигуру Иисуса, он оставляет открытым его украшенный киноварным орнаментом белый хитон. Богатые одеяния Спасителя напоминают о принадлежностях священнического облачения. А вот о дарованной ему благодати учительства говорит свиток и благословляющая десница, обращённая к Богородице.

Одной изхарактерных особенностей Одигитрии является особый рисунок складок мафория Богородицы, розовая изнанка которого видна в широких, симметрично откинутых отворотах. Спадая с шеи, плеча и запястья рук, головной покров Марии обнажает синий хитон и чепец ее одеяний и при этом образует на внутренней стороне геометрически правильные, параллельные линии изломов. Разноцветные свисающие ткани Богородичных одежд, напоминая литургические пелены с возложенным на них Агнцем, отсылают нас к образу Алтаря-Трапезы, которому уподобляется Мария в текстах молитв. Особое значение такие иконы имели на севере России, например в Великом Новгороде, кафедральный храм которого был посвящен Софии Премудрости, Христу — воплощенному Слову. Среди наиболее почитаемых икон Софийского собора известен образ «корсунской» Богоматери, впервые упомянутый в летописном рассказе 1439 году о чудесном явлении пономарю Аарону «давно умерших» новгородских архиереев, долго молившихся перед этой чудотворной святыней. Увидев в этом чуде знак покровительства Новгороду, владыка Евфимий учредил «корсунской» иконе торжественное празднование. Один из почитаемых образов на Соловках - Икона Божьей Матери "Корсунская" или "Сосновская" (явлена в Сосновой губе в месте обретания на Большом Соловецком острове преподобного Савватия и Германе), которая сейчас находится в Андреевской церкви на Большом Заяцком острове. А в зимнее время чудотворная икона хранится в храме в Кеми в Успенском соборе 1717 года.

"Корсунская" икона Божьей Матери в Андреевском скиту на Соловках // Иконография «Богоматери Корсунской» принадлежала зеркальному, по сравнению с иконой, типу Одигитрии Дексиократусы (держащей Младенца на правой руке), уже в начале XVIII века получившему наименование «Богоматери Иерусалимской». В 453 году икона была перенесена в Константинополь, где с ее заступничеством связывали победу над скифами, и в течение следующих трехсот лет образ находился во Влахернском храме, а после крещения Руси император Лев VI передал ее в дар киевскому князю Владимиру Святославичу, который даровал святыню новгородцам после принятия ими христианской веры. Полагают, что до середины XVI в. «Иерусалимская» находилась в новгородском Софийском соборе, а после покорения Новгорода в 1571 г. царь Иван Грозный перенес святыню в Успенский собор Московского Кремля, где она оставалась вплоть до трагедии 1812 г.
"Корсунская" икона Божьей Матери в Андреевском скиту на Соловках // Иконография «Богоматери Корсунской» принадлежала зеркальному, по сравнению с иконой, типу Одигитрии Дексиократусы (держащей Младенца на правой руке), уже в начале XVIII века получившему наименование «Богоматери Иерусалимской». В 453 году икона была перенесена в Константинополь, где с ее заступничеством связывали победу над скифами, и в течение следующих трехсот лет образ находился во Влахернском храме, а после крещения Руси император Лев VI передал ее в дар киевскому князю Владимиру Святославичу, который даровал святыню новгородцам после принятия ими христианской веры. Полагают, что до середины XVI в. «Иерусалимская» находилась в новгородском Софийском соборе, а после покорения Новгорода в 1571 г. царь Иван Грозный перенес святыню в Успенский собор Московского Кремля, где она оставалась вплоть до трагедии 1812 г.

Икона Богоматери Одигитрия Грузинская на Руси стала почитаться с 1658 года по Благословению Патриарха Никона. А служба для празднования была составлена в 1698 году смотрителем Московской типографии Фёдором Поликарповым. Постепенно списки иконы Одигитрия Грузинская стали распространятся именно на север. Особенно в эпоху Петра Великого и после основания в 1703 году Санкт-Петербурга. Но как грузинская икона вообще попала в Москву?

Царские врата Преображенской церкви (1714 год) Кижского погоста и икона Богоматери Одигитрия Грузинская восемнадцатого века.
Царские врата Преображенской церкви (1714 год) Кижского погоста и икона Богоматери Одигитрия Грузинская восемнадцатого века.

В 1622 го­ду, когда пер­сид­ский шах Аб­бас по­ко­рил Гру­зию, мно­гие хри­сти­ан­ские свя­ты­ни бы­ли по­хи­ще­ны, вывезены в Пер­сию и про­да­ны на­хо­див­шим­ся в то вре­мя там рус­ским куп­цам. Так Грузинская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, укра­шен­ная се­реб­ром и зо­ло­том, по­па­ла к неко­е­му куп­цу Сте­па­ну, ко­то­рый хра­нил ее с глу­бо­ким по­чи­та­ни­ем и бла­го­го­ве­ни­ем. В это же вре­мя в Яро­слав­ле ку­пец Ге­ор­гий Лыт­кин, по тор­го­вым де­лам ко­то­ро­го Сте­фан был в Пер­сии, по­лу­чил во сне от­кро­ве­ние о свя­тыне, при­об­ре­тен­ной Сте­па­ном, и по­ве­ле­ние ото­слать ее в Чер­но­гор­ский мо­на­стырь Ар­хан­гель­ской епар­хии, ос­но­ван­ный в 1603 го­ду. Ко­гда в 1629 го­ду Сте­пан воз­вра­тил­ся на Ро­ди­ну и по­ка­зал ико­ну Ге­ор­гию Лыт­ки­ну, тот вспом­нил о сво­ем ви­де­нии и от­пра­вил­ся в Двин­ские пре­де­лы в Чер­но­гор­скую оби­тель (на­зва­на она так по­то­му, что бы­ла по­стро­е­на на го­ри­стом и мрач­ном ме­сте, из­дав­на име­но­вав­шем­ся Чер­ной го­рой; впо­след­ствии оби­тель бы­ла пе­ре­име­но­ва­на в Крас­но­гор­скую). Там ико­на и про­сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ни­я­ми. В 1654 го­ду во вре­мя мо­ро­вой яз­вы ико­на бы­ла при­не­се­на в Моск­ву, и мо­лив­ши­е­ся пе­ред ней из­бе­га­ли смертоносной яз­вы.

Ныне ико­на пре­бы­ва­ет в хра­ме Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы в Ни­кит­ни­ках в Моск­ве - на фото исторический вид сохранившегося Храма.
Ныне ико­на пре­бы­ва­ет в хра­ме Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы в Ни­кит­ни­ках в Моск­ве - на фото исторический вид сохранившегося Храма.
Мно­же­ство спис­ков с Гру­зин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, хра­ня­щи­е­ся и хра­нив­ши­е­ся ра­нее во мно­гих хра­мах Моск­вы, хра­ме свя­ти­те­ля Мар­ти­на Ис­по­вед­ни­ка (Воз­не­се­ния Гос­под­ня) в Алек­се­ев­ской но­вой сло­бо­де, Ра­иф­ской Бо­го­ро­дич­ной об­ще­жи­тель­ной пу­сты­ни Ка­зан­ской епар­хии, раз­ру­шен­ном в 1935 го­ду хра­ме в честь Гру­зин­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Санкт-Пе­тер­бур­ге (при по­дво­рье Крас­но­гор­ско­го Бо­го­родиц­ко­го муж­ско­го мо­на­сты­ря Ар­хан­гель­ской епар­хии), сви­де­тель­ству­ют о ее глу­бо­ком по­чи­та­нии.
Мно­же­ство спис­ков с Гру­зин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, хра­ня­щи­е­ся и хра­нив­ши­е­ся ра­нее во мно­гих хра­мах Моск­вы, хра­ме свя­ти­те­ля Мар­ти­на Ис­по­вед­ни­ка (Воз­не­се­ния Гос­под­ня) в Алек­се­ев­ской но­вой сло­бо­де, Ра­иф­ской Бо­го­ро­дич­ной об­ще­жи­тель­ной пу­сты­ни Ка­зан­ской епар­хии, раз­ру­шен­ном в 1935 го­ду хра­ме в честь Гру­зин­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Санкт-Пе­тер­бур­ге (при по­дво­рье Крас­но­гор­ско­го Бо­го­родиц­ко­го муж­ско­го мо­на­сты­ря Ар­хан­гель­ской епар­хии), сви­де­тель­ству­ют о ее глу­бо­ком по­чи­та­нии.
Многие историки и служители церкви считали, что распространение "Иерусалимских" икон в новгородских землях действительно было связано с древним Софийским образом, а их название хранило память об иерусалимском происхождении прототипа. Известно, например, что в тексте - у царского входа Софийского собора Константинополя - до 15 века.  находилась чудотворная икона Богородицы, некогда стоявшая в притворе храма Гроба Господня в Иерусалиме, где она говорила с Марией Египетской и обратила ее к покаянию. В византийскую столицу святыня была перенесена императором Львом VI Мудрым (886–912) и вполне могла получить здесь название "Иерусалимской". Источники упоминают также о царьградском храме во имя Иерусалимской Богоматери.
Многие историки и служители церкви считали, что распространение "Иерусалимских" икон в новгородских землях действительно было связано с древним Софийским образом, а их название хранило память об иерусалимском происхождении прототипа. Известно, например, что в тексте - у царского входа Софийского собора Константинополя - до 15 века. находилась чудотворная икона Богородицы, некогда стоявшая в притворе храма Гроба Господня в Иерусалиме, где она говорила с Марией Египетской и обратила ее к покаянию. В византийскую столицу святыня была перенесена императором Львом VI Мудрым (886–912) и вполне могла получить здесь название "Иерусалимской". Источники упоминают также о царьградском храме во имя Иерусалимской Богоматери.

Обратным, зеркальным отображением «Богоматери Иерусалимской» стала икона с младенцем Иисусом Христом на левой руке, и в начале восемнадцатого века, названная в России типом "Богоматери Одигитрии Грузинской". При Петре Первом особенно укрепилась грузинская диаспора и двор Ираклия Второго Багратиони в Москве и затем в Санкт-Петербурге. А переезд в Москву Вахтанга VI лишь усилил почитание и распространение Богородичной иконы "Одигитрия Грузинская". Посему Кижский погост и Преображенская церковь в 1714 году были получив в дар для иконостаса чтимую икону, только укрепили веру в грузинскую Путеводительницу.

Преображенский храм Кижского погоста // Онега.
Преображенский храм Кижского погоста // Онега.