Найти тему
Петр Зверев

Таёжная аптека

Оглавление
Природа щедра на лечебные препараты.
Природа щедра на лечебные препараты.

Шумакские источники на территории Окинского района Бурятии - природный целительный комплекс в горах Восточного Саяна - уникальное явление природы. Они находятся в 50-ти км от Ниловой Пустыни в Тункинских гольцах, в долине р.Шумак - правого притока Китоя. Термальные источники (более 70-ти выходов) бьют у подножия гор на высоте 1558м. Нелёгкий путь на Шумак ограничивает число его посетителей.

Исток реки Шумак
Исток реки Шумак

Это единственное на планете место, где в одной долине собрано более ста лечебных источников. Вода каждого из них избирательно воздействует на тот или иной орган человека, возвращая его к естественному состоянию равновесия и гармонии.

Целебные источники Шумака
Целебные источники Шумака

Люди говорят об особой энергетике этого места. О том, что каждый человек на Шумаке буквально преображается. В этих местах исцеляется не только тело, но и душа. О лечебных свойствах вод шумакских источников слагаются легенды. Здесь незрячий начинает видеть, а пришедший на костылях возвращается без них.

Принимают грязи.
Принимают грязи.

Шумакские целебные источники лечат от самых тяжёлых заболеваний. Говорят, что многие вылечили здесь рак. А у бездетных пар после посещения этих священных мест появились на свет долгожданные дети.

Но путь на Шумакские источники труден, поэтому в шутку говорят: «Чтобы лечиться на Шумаке, нужно иметь богатырское здоровье».

Природный парк "Шумак"
Природный парк "Шумак"

В 2017 году со своим другом Александром мы прошли этот нелёгкий путь в 50 километрах от Ниловой Пустыни, преодолев шумакский перевал, абсолютная высота которого 2760 метров. С перевала открываются прекрасные панорамы Тункинских Альп и исток реки Шумак.

Весь переход до минеральных источников у нас занял три дня.

На последних километрах пути до источников мы догнали группу из четырёх человек - три женщины и один мужчина. Его звали Николай, её – Нина, молодожёны. Это их свадебное путешествие. Идут они четвёртый день, ровно столько, сколько существует их семья. Получив свидетельство о браке, вышли из ЗАГСа, сели в машину и отбыли в свадебное путешествие. Кто же две другие дамы? Одна из них - старшая сестра Нины, зовут её Валей. Стройна, для данного перехода физически хорошо подготовлена. Вторую звали Наташей. Дама в теле, как говорят: «Хорошего человека должно быть много» – это про неё. Школьная подруга Нины и её свидетельница. Нина обещала ей увлекательное свадебное путешествие на Шумак, о котором она много слышала. Но тяготы подъёма к перевалам, с рюкзаком за плечами и своим лишним весом, для неё были не ведомы. На подходах к высокогорным альпийским лугам она мечтала о тропинке в берёзовой роще, костерок, шашлычок и машина рядом, в случае чего (комары навалятся или по телевизору заскучала). Увы… . Школьная нержавеющая дружба оказалась сильнее, почти трёхтысячный перевал за спиной. Под ногами исток Шумака, край чарующих водопадов, лазурных озёр, целебных источников.

Нелёгок путь реки Шумак.
Нелёгок путь реки Шумак.

Стоит подчеркнуть одно характерное обстоятельство, наложившее особый отпечаток на Шумак: родился он, прежде всего, как чудодейственное священное место, куда ещё в Средние века буряты для поклонения проложили конную тропу. Отсюда и многочисленные культовые места обоо и алтари - жертвенники.

В этих местах необыкновенной красоты и величия, созданных великой силой природы, бытует такая мысль:

«Здесь избавляют от болезней и дурных мыслей, даруют потомство и дают понять, что ты за птица».

На пути к Шумаку Нина узнала, что её подруга «достойная птица».

Если вы самостоятельно отправились к целительным источникам, то в своём жизнеобеспечении следует надеяться только на себя. Вокруг источников хаотично разбросаны избы. Если вам повезёт, и вы найдёте место в избушке - это хорошо. Занимаются места также хаотично. Пришёл вновь прибывший принять оздоровительные дары природы, и если есть свободное место для ночлега, он его занимает.

Избы на Шумаке.
Избы на Шумаке.

Нам повезло, и нашей компании, уже из шести человек, достался свободный домик. В нём мы и обосновались на пять дней.

Пять дней на осмотр памятников природы, в том числе посещение святых, овеянных легендами мест. И, конечно, принять термальные радоновые ванны и пройти по минеральным источникам.

Согласно древней легенде, охотник преследовал раненого оленя и увидел, как олень вышел из источника совершенно здоровым.

Так появились первые упоминания о целебных свойствах Шумакских источников.

В здоровом теле – здоровый дух.

Крылатое выражение римского поэта-сатирика Де́цим Ю́ний Ювена́ла (I век н.э.) говорит о том, что наши души так же требуют лечения. Таким лечением может быть посещение мест, окутанных ореолом тайных обрядов, овеянных легендами. Одно из таких священных мест - «Три сестры». Посещение его в наших планах, особенно в планах новобрачных.

Главная легенда Шумака, связанная с тремя сёстрами, поведана мне одним старожилом - бурятом у озерка с лечебными грязями.

В незапамятные времена в Тункинской долине жил охотник Бабу. Красавица жена Гоохон родила Бабу три дочери и ушла в мир священных духов. Старшую дочь назвали Бадарма, среднюю Алима, младшенькую - Адьяа. Вскоре к старшей дочери посватался юноша, бравый охотник Батлай из их же племени. Полюбились друг другу Бадарма и Батлай, и старому охотнику была отрада, так как он очень любил своих дочерей. Бабу ждал внуков, как отраду и продолжение жизни своего рода. Но детей у новобрачной семьи не было. Глубоко задумался Бабу и из глубины своего сознания услышал божественный глас духа болезни эжены: «Веди дочерей к чудотворным источникам реки Шумак. Его божественная сила и священные места излечат дочерей».

Долгий и трудный путь проделали Бобу и его дочери, прежде чем прикоснулись к божественным источникам. Завершающим этапом лечения является священный обряд, свершённый в святом месте.

Путь к священному месту был не труден, сияло ласковое солнышко, радовало голубое небо и пение птиц.

Привязывая к веткам священного древа цветные ленточки, как повелевает ритуал, сестры заспорили, стали обвинять старшую сестру в том, что по её вине они попали в таёжную глушь.

Разгневался на сестёр тенгри - повелитель природы. Небо потемнело, разразилась гроза неимоверной силы, разверзлись небесные хляби и мощный ливень обрушился на головы сестёр, засоривших дурными мыслями священное место.

Гроза и дождь прекратились так же неожиданно, как и начались, так же открылось голубое небо, так же играли солнечные лучи. Только не было сестёр. Там, где они стояли, возвышаются три каменных столба. Сменив божественный гнев на милость, тенгри молвил сестрам: «Будьте же духами сего священного места и покровителями всех страждущих».

Баир превратился в жертвенный камень, навечно остался при дочерях своих.

«Чтобы лечиться на Шумаке, нужно иметь богатырское здоровье». Чья это шутка? И шутка ли?

За три дня нашего пребывания на Шумакских источниках мы прикоснулись к легенде в священном месте «Трёх сестёр», побывали на водопадах и в каровых чашах с озёрами, попробовали все целебные источники. На третий день Наташа, мужественно преодолевшая Шумакский перевал, почувствовала недомогание. Поднялась температура, появился озноб, кашель, легкое головокружение. Все кинулись на поиск лекарств, но, увы. Аптек здесь в радиусе семидесяти километров нет, и люди, идущие сюда за здоровьем к целебным источникам, о подобных аптечных препаратах не думают.

Услышал я об этой проблеме в тот момент, когда уже готов был идти принимать радоновую ванну. И друзьям Наташи сказал, чтобы нарвали и настояли на водяной бане болотный багульник. И ушёл. У радоновой ванны всегда очередь. Знакомства, встречи, разговоры.

Познакомился в этой очереди с поэтом Павлом Большешаповым. Стихи писать начал, как ушёл на пенсию. Основной трудовой путь его прошёл вместе с железной дорогой БАМа. Он мне подарил сборник стихов, в предисловии сборника о себе пишет так: «Был и остаюсь – мужчиной, вечно влюблённым в женщин, в природу, в Бога, в эту прекрасную жизнь, в жену, в дочку и в стихи».

Пишет для себя, читает друзьям. Человек очень позитивный. Ему 76 лет, через перевал от Ниловой Пустыни шёл семь дней.

Прошло не менее трёх часов после моей рекомендации, как получить лекарство для больной. Наташа куксится у костерка. Спрашиваю, пила ли она багульник. Слышу ответ: «А что это такое и где его взять?»

Понимаю, что из всех присутствующих никто не знает, что такое болотный багульник.

Чувствую себя виноватым.

Багульник
Багульник

Багульник растёт в двух шагах от нашего домика, и я не подумал о том, что люди, пришедшие сюда, о его существовании могут не знать.

Сорвал нужное количество веточек багульника, а нужно было не более четырёх верхних побегов в десять - двадцать листочков.

В нашей компании не нашлось металлической кружки, чтобы настаивать на водяной бане снадобье. Выручили нас наши соседи, у них на столе стояла подходящая для этой цели кружка.

Подобрали котелок, такой, чтобы кружка, в которой уложены листочки багульника, стояла на дне котелка, и кружка закрывалась крышкой - так создаётся водяная баня для запаривания, в данном случае настоя багульника.

Для водяной бани всё подготовлено. В котелке вскипятили воду, кипяток залили в кружку с багульником, кружку ставим в кипяток, оставшийся в котелке, и на медленный огонь. На водяной бане багульник настаиваем пятнадцать минут. После чего настой остудили, перелили в другую ёмкость, отжав листья. Их можно выбросить в костёр. Полученное снадобье токсично (как пишут в травниках), поэтому принимать по столовой ложке через тридцать минут после еды. Я рассказал Наталье о своем опыте лечения багульником. В течении дня, при таком, как у неё заболевании, пить по прописанной в справочниках схеме. В течение дня обильное тёплое питьё, через тридцать минут после легкого обеда столовая ложка настоя, а на ночь перед сном сразу три ложки и укутаться с головой. В постели минут через двадцать начинаешь потеть. Чем дольше лежишь, тем сильнее идёт потоотделение. Когда чувствуешь, что обильное потоотделение проходит, нужно ещё немного подождать, «послушать» свой организм. И он «шепнёт на ушко»: «Хватит надо мной издеваться». А ты чувствуешь значительное облегчение. В это время надо встать. Если есть возможность помыться, надо это сделать. Если нет, то насухо вытереться.

Наталья и её друзья меня услышали и сделали всё, как надо. Чтобы помыть больную, Николай принёс из радоновой ванны канистру с тёплой водой. Подруги ей помогли. Оставшуюся ночь после экстремальной процедуры она спала, как младенец.

Такой способ лечения я проводил не единожды, но только в экстремальных условиях.

Не рекомендую использовать подобное лечение людям с проблемами сердца.

Они уходили к Шумакскому перевалу на следующее утро. Я приготовил им микстуру из багульника на обратный путь. Сырьё для свежей порции нарвала сама Наташа.

Вернувшись домой, связался с Николаем, справился о здоровье Наташи и о том, как она прошла перевал. Из рассказа Николая я понял, что в Нилову Пустынь она пришла очень уставшей, но совершено здоровой.

С уверенностью могу сказать, что люди из этой группы, на себе испытав целебные свойства багульника, на всю жизнь запомнили это растение.

Но этими рекомендациями можно воспользоваться только в экстремальных ситуациях, когда нет возможности обратиться к врачу.