Смотрю документальный фильм BBC о Второй мировой войне. В самом начале рассказывается о том, как Гитлер в Париже посетил гробницу Наполеона. Голос за кадром: "Наполеон хотел захватить весь мир, но его остановила суровая русская зима". Что? Серьезно? Этот тезис повторяется на Западе постоянно и неуклонно. Несмотря на то, что является абсолютным мифом и легко опровергается фактами. Наполеон начал отступление из Москвы 19 октября. То есть ни о какой суровой русской зиме еще не могло быть и речи.
8 ноября Наполеон уже был в Смоленске. А к концу месяца достиг границ Российской Империи. Вся история с морозами, которые сгубили великую армию, выдумана Наполеоном для оправдания своего поражения. При этом даже в своем 29-м бюллетене, сообщавшем о поражении, французский император пишет:
"По 6-е число ноября погода была прекрасная..."
К этому времени его армия уже три недели с потерями отступала от Москвы. Тем не менее миф о суровой русской зиме, победившей великую армию Европы, демонстрирует поразительную живучесть и уже давно преподносится как не требующий ни доказательств, ни даже критического осмысления факт. "Мы бы победили русских, но погода подкачала". Нормальное объяснение для тех, у кого мозгов не много.
Если говорить о том, какую роль сыграл Генерал Мороз в Великой Отечественной войне, то нужно иметь в виду, что он действительно нанес существенный урон врагу. Отрицать это глупо. Командующий 2-й танковой группой Хайнц Гудериан писал:
"Морозы, наступившие в ночь с 3 на 4 ноября, хотя и облегчили передвижение, однако случаи обморожения наносили войскам большой урон."
Вот что он докладывал Гитлеру накануне своей отставки:
"Я прошу обратить внимание на тот факт, что большую часть наших потерь мы несем не от противника, а в результате исключительного холода и что потери от обморожения вдвое превышают потери от огня противника. Тот, кто сам побывал в госпиталях, где находятся обмороженные, отлично знает, что это означает".
Но здесь важно не путать причину и следствие. Ожесточенное сопротивление Красной Армии вынудило немцев воевать в зимних условиях, к чему они не были готовы. Осенняя распутица дополнительно ухудшила снабжение войск вермахта, рвавшихся к Москве. 14 ноября Гудериан пишет:
"Снабжение войск было плохим. Не хватало белых маскировочных халатов, сапожной мази, белья и прежде всего суконных брюк. Значительная часть солдат была одета в брюки из хлопчатобумажной ткани, и это — при 22-градусном морозе!"
Но все-таки причина поражения немцев под Москвой кроется не в самом морозе (в таких условиях приходилось воевать обеим сторонам), а в просчетах немецкого командования, недооценивших силу Красной Армии, в результате чего немцы не смогли завершить блицкриг до наступления морозов. Плюс растянутые коммуникации, что в условиях осенней распутицы довело проблемы со снабжением до критического уровня. В конечном итоге все это привело к быстрому исчерпанию наступательных возможностей вермахта.
Гораздо больше проблем немцам при наступлении доставляла осенняя распутица. Поэтому механизированным дивизиям вермахта пришлось ждать заморозков, чтобы возобновить наступление. Хотя, что касается танков, которые в ноябре 1941 года наконец могли наступать по замершей земле, то здесь тоже не все так просто. Гудериан пишет:
"Действиям 24-го танкового корпуса в значительной степени мешала гололедица, ибо при отсутствии специальных шипов для гусениц танки не могли преодолевать обледенелые склоны".
Таким образом все проблемы немецкой армии в 1941 году были связаны не с зимой как таковой и не с морозами, а с проблемами в снабжении и тыловом обеспечении войск. В последующие зимы снабжение всем необходимым для ведения войны в зимних условиях улучшилось. И впоследствии они почему-то больше не ссылались на погоду и не возлагали на неё вину за свои поражения.
Кстати, те, кто заявляет о Генерале Морозе как о существенном факторе русских побед, забывают упомянуть, что русские воевали в таких же условиях. И у русской армии 1812 года были немалые потери из-за обморожений, и в 1941 году среди личного состава советской армии были обмороженные и заболевшие в результате переохлаждения. Однако на суровость погоды они не жаловалось и свои неудачи ею не оправдывали.