Каждый год мы с детьми совершаем однодневное путешествие по городам и весям Владимирской области - у нас тут дача. Были в Суздале, Владимире, Муроме, Мстёре, Гороховце. Исконно-русские земли с древнерусскими постройками и памятниками архитектуры - Владимирская земля богата на древности. А в этом году в самом центре земли Русской вдруг обнаружили самый настоящий западно-европейский средневековый замок с остатками французского, итальянского и английского парков - усадьбу Храповицкого в селе Муромцево Судогодского района.
Если бы не печальное состояние усадьбы, в котором она находится сейчас, это место имело бы огромную популярность среди туристов. Замок Храповицкого считается самым большим замком в России, и очень грустно видеть, что осталось от былого великолепия.
Имение, прозванное "Царским" потрясает масштабами: когда-то это был целый дворцово-парковый ансамбль из 72 построек на площади в 40 гектаров, выполненных в едином стиле и предназначенных не только для жилья и отдыха, но и для ведения садово-парковой, промышленной и лесохозяйственной деятельности.
Граф Владимир Семёнович Храповицкий был крупным лесопромышленником и немало способствовал развитию своего уезда - помимо имения в соседних деревнях построил школу, музыкальную школу, открыл театр, больницу, столярную мастерскую. Построил железнодорожную станцию в Муромцево, при нём была проведена элекрификация Владимира.
Сама усадьба была оборудована по последнему слову техники, в ней были водопровод, канализация, электричество, производимое локомобилем, и даже собственный телеграф - в комнатах дома стояли телефоны. Из оранжерей и дендрариев в магазины обеих столиц поставлялись персики, абрикосы, французские сливы и прочие экзотические фрукты. Примечательно, что летом из оранжерей вдоль дорожек, ведущих мимо каскадных прудов к основному водоему, высаживались пальмы, самшиты и другие экзотические растения, коих было много в оранжереях, и хозяева и гости усадьбы прогуливались вдоль аллей парка, напоминающих южный курорт. И даже дорожки в парке были освещены электрическими лампами.
Сам дом был напичкан роскошью. Всё здесь было самое лучшее от придворных фабрикантов и поставщиков: Шмидта, братьев Ботта, Фаберже, Ивана Эберта, Берто. Можно много писать о великолепии усадьбы, о редких породах деревьев, красивейшем театре для гостей, табуне породистых лошадей, экзотических породах домашней птицы, огромной псарне и конном дворе, построенном, по легенде, по образу и подобию имения одного европейского вельможи, утереть нос которому хотел Храповицкий из-за какой-то обиды. Глядя на диараму поместья и на то, что от него осталось, сердце сжимается от масштабов утраты, ведь архитектура усадьбы поистине уникальна. И ещё печальнее тот факт, что такой шедевр не спешат восстанавливать, и время берёт своё - усадьба разрушается.
После революции 1917 года Храповицкий, желая сохранить материальные ценности усадьбы и предотвратить разграбление поместья, чему неминуемо подверглись сотни русских усадеб, перед отъездом в эмиграцию составил опись всего имущества и добровольно передал его государству. Уезжая, он надеялся на сохранение усадьбы, о чём написал в очерке об имении:
"Вот таковым было моё поместье в сельце Муромцево, которое я и мои сподвижники — Тюрмер, Воронов, Герле, крестьяне и жители Муромцева и окрестных деревень — всячески благоустраивали и облагораживали в надежде, что оно украсит собой уезд, а стало быть, и всю Россию, и тем самым послужит её славе и процветанию во благо будущего Отечества.
Я смею надеяться, что это удалось мне, а потомки сохранят и умножат начатое русским дворянином Владимиром Храповицким. И уходя, я хочу сказать вам, как, пожалуй, одни лишь русские говорят, расставаясь: ПРОЩАЙТЕ!"
Но, как мы видим, сохранить потомкам почти ничего не удалось. 56 лет после национализации в замке был Лесхозтехникум, затем профилакторий. За это время усадьба нещадно расхищалась и перестраивалась. Пожар 1959 года полностью уничтожил театр, а два пожара после переезда техникума в новое здание полностью уничтожили внутреннее убранство замка. Площадь парка тоже заметно сократилась за счёт роста посёлка.
В 2014 году усадьбу передали в управление Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, был представлен проект по её восстановлению, проведён масштабный субботник. Но с тех пор восстановили только здание Лодочного павильона и здание бывшего Хозяйственного двора, где сейчас находится визит-центр и маленький музей. Сам замок обнесли забором и поставили павильон с кассой.
Мы провели прекрасный день на природе в окружении уникальных деревьев и красивейших, хоть и разрушенных барских построек, очутившись ненадолго где-то в центре Европы. Очень хочется надеяться на то, что усадьбу восстановят, и мы будем вспоминать это место не с грустью, а с радостью.