27 августа в России традиционно отмечают День российского кино.
Наша публикация познакомит всех поклонников этого вида искусства с одной из интересных страниц становления отечественного кинематографа, связанной с нашим городом.
В начале ХХ века в Сочи кино не только смотрели в первых «электробиографах», так ранее назывались кинотеатры, но и снимали многочисленные мелодрамы, трагедии и комедии.
Именно гостиничный комплекс курорта «Кавказская Ривьера» был выбран в качестве съемочной площадки первыми отечественными режиссерами для съемок первых немых кинолент. Великолепная архитектура модерна гармонично сочеталась с природными пейзажами: пышностью субтропических растений на фоне бескрайней морской панорамы, что, конечно же, привлекало к себе внимание режиссеров и операторов российского кинематографа.
Одним из первых режиссеров, запечатлевших Сочи на кинопленку, и тем самым, представивший молодой курорт миру, стал мастер немого кинематографа - Евгений Бауэр.
Бауэр - один из первых русских режиссеров, разработавших художественные средства кино: композицию кадра, монтаж, мизансцены. На его счету свыше 80 фильмов, а лучшие работы мастера сыграли значительную роль в становлении русской кинематографии. Режиссер придавал большое значение выразительности актерского исполнения.
В фильмах Бауэра начали свой творческий путь В. Холодная, В. Полонский, И. Мозжухин, И. Перестиани, снимались крупные театральные актеры Н. Радин и другие.
Фильм этого прославленного режиссера - «Умирающий лебедь» был снят в Сочи в 1916 г. Лента начинается с прогулки юной девушки Гизеллы с отцом по берегу реки Сочи. Тут им повстречался герой Витольда Полонского. Затем разворачиваются самые драматические события: Гизеллу, танцующую Умирающего лебедя, увидел (в театре «Кавказской Ривьеры») сумасшедший художник, рисующий смерть. Он приглашает балерину позировать в свою мастерскую, расположившуюся на вилле «Вера».
Роль балерины Гизеллы исполняла солистка Большого театра Вера Каралли. «Прекрасный дар судьбой ей дан, мы с удовольствием узнали: с балетной сцены на экран перепорхнула вдруг Каралли», - говорилось в одном из стихотворений, посвященных фильму.
Вера Каралли была одной из самых модных женщин начала века. Балерина Большого театра, кинобогиня, потеснившая на троне Веру Холодную. Самая «дорогая» актриса России. И, наконец, просто обворожительная красавица. Она гармонично вписалась в галерею «лиц эпохи» (Ида Рубинштейн, Тамара Карсавина, Вера Холодная). Вписалась настолько, что на фотографиях ее легко с ними спутать. Темные глаза, тени и бледность рисовали в воображении угар бессонных ночей.
Ходила молва, что именно Каралли стала роковой приманкой, увлекшей Распутина во дворец убийцы - Феликса Юсупова. Публика валила в синематографы. Всего за несколько лет Каралли снялась почти в тридцати немых лентах. Съемки в кино не помешали Каралли станцевать все ведущие партии в Большом театре.
Когда фильм «Умирающий лебедь» демонстрировался в Сочи, зрители начинали шумно и неожиданно выражать свой восторг по поводу определенных кадров киноленты. Все объяснялось тем, что они просто узнавали на экране некоторые уголки своего города.
#музейисториисочи #музейсочи #историясочи #сочи