Найти в Дзене

Как я участвовал в археологической экспедиции

Приветствую вас, дорогие мои друзья и читатели канала! Сегодня будет не обычная статья на историческую тематику, а статья-воспоминание. Мои воспоминания об археологической экспедиции, в которой я побывал на заре своей юности. Прошло уже 18 лет с тех пор, поэтому я сразу прошу меня извинить, если я что-то подзабыл. Начнём мы пожалуй с того, что в далёком уже 2003 году, я закончил школу и поступил на исторический факультет Пензенского государственного педагогического университета. После окончания первого курса и сдачи летней сессии у нас должна была начаться летняя практика. На выбор нам предложили археологическое или краеведческое направление. Я выбрал первое. Мне захотелось романтики! Представляете: почти месяц жить в палатке, где-нибудь на природе и изымать из земли древние артефакты! Что может быть заманчивее! В общем через пару недель (а был июль 2004 года) мы загрузили в автобусы все наши пожитки: палатки, провиант, научное оборудование а так же главный инструмент археолога -

Приветствую вас, дорогие мои друзья и читатели канала! Сегодня будет не обычная статья на историческую тематику, а статья-воспоминание.

Мои воспоминания об археологической экспедиции, в которой я побывал на заре своей юности. Прошло уже 18 лет с тех пор, поэтому я сразу прошу меня извинить, если я что-то подзабыл.

Начнём мы пожалуй с того, что в далёком уже 2003 году, я закончил школу и поступил на исторический факультет Пензенского государственного педагогического университета. После окончания первого курса и сдачи летней сессии у нас должна была начаться летняя практика. На выбор нам предложили археологическое или краеведческое направление.

Я выбрал первое.

Мне захотелось романтики!

Представляете: почти месяц жить в палатке, где-нибудь на природе и изымать из земли древние артефакты!

Что может быть заманчивее!

В общем через пару недель (а был июль 2004 года) мы загрузили в автобусы все наши пожитки: палатки, провиант, научное оборудование а так же главный инструмент археолога - лопаты, и отправились в путь.

Было нас примерно 15 - 17 студентов и два преподавателя.

Место нашего назначения было не очень далеко - несколько десятков километров от Пензы. Я сознательно не буду называть какие-то точные географические координаты и топонимические названия, характерные для этой местности, так как эта территория является археологическим памятником и подлежит соответствующей защите законодательством. Скажу лишь, что это было древнее поселение на берегу одного из притоков главной реки Пензенской области - Суры. Поселение относится к эпохе энеолита или медно-каменного века (примерно 6-5 тысяч лет до нашей эры).

А это снимок из тех мест. Правда не мой.
А это снимок из тех мест. Правда не мой.

Важно! Все иллюстрации взяты мною из интернета для наглядности и отношения к экспедиции в которой я участвовал не имеют. К сожалению у меня не сохранилось фотографий той поры.

Прибыли на место примерно в обед и весь оставшейся день посвятили обустройству нашего лагеря. Поставили палатки, подготовили место для очага. В общем начали налаживать наш быт.

А на следующий день начались наши рабочие будни.

Распорядок дня у нас был следующий.

Подъём в 5 утра, затем умывание, завтрак и подготовка к работе. Часов в 7 мы отправлялись на раскоп и работали там примерно до полудня. Далее был обед и послеобеденный отдых. Часа в 4 мы вновь шли работать и работали часов до 7. Через каждые 50 минут десятиминутный перерыв. В семь часов вечера работа завершалась и мы шли ужинать. Вечер был в нашем полном распоряжении.

Расскажу вам сначала про то, как проходят археологические раскопки. Для начала выбирается место. Размечается участок прямоугольный формы, примерно метров 10 шириной и метров 15-20 длиной. Мы называли его раскоп. Аккуратно снимается верхний слой дерна и пустой породы. Далее начинается так называемый "культурный слой", то есть тот слой породы, где встречается археологический материал. Вот там работать нужно очень аккуратно. Небольшими слоями по 5 мм снимается грунт. Раскоп постоянно зачищается, фотографируется, производятся замеры глубины. Не допускается обвал кромки и проседание грунта. В общем это очень кропотливая работа. Весь грунт аккуратно складывается в "отвал". Места находок тщательно фиксируются. Чертится план раскопа, где обозначаются все найденные артефакты. Все находки тщательно фиксируются в специальный журнал, туда вносится номер раскопа, глубина залегания, точное месторасположение находки. И так, медленно, слой за слоем, мы двигаемся вглубь, пока не оказываемся на "материке" то есть на "первоначальной" поверхности. После того, как раскоп весь исследован и там больше ничего нет, он аккуратно засыпается землёй из "отвала". Оставлять раскоп не засыпанным не допускается.

Примерно так раскопы выглядел и у нас.
Примерно так раскопы выглядел и у нас.
На этой иллюстрации наглядно представлены процессы формирования культурных слоев. Материк будет под цифрой 1.
На этой иллюстрации наглядно представлены процессы формирования культурных слоев. Материк будет под цифрой 1.

Мы находили много разнообразного археологического материала. Достаточно много было каменных наконечников, различных размеров, в основном для стрел. Попадались скребла, каменные ножи, различные проколки. Была и керамика. Но правда не так много. Мне однажды повезло, я нашёл венчик и часть тулова сосуда. Они хорошо сохранились, был виден даже орнамент, представляющий собой насечки разной длины. Много было глиняных и каменных грузил.

Орудия труда и керамика ямочно-гребенчатой культуры очень похожи на "наши"
Орудия труда и керамика ямочно-гребенчатой культуры очень похожи на "наши"

Само поселение представляло три - четыре жилища на берегу реки. Жилища были достаточно длинными, в каждом из них нам попадались две три очаговых ямы. Несмотря на то, что прошло семь восемь тысячелетий, на местах, где были очаги, сохранилась зола. Таким образом, в каждом доме жили две-три семьи. Каждая семья имела свой очаг. Вероятнее всего, жилища строились из дерева и были внутри разделены перегородками. Кроме этого каждая семья делала "потайную яму" или погреб, как мы это называли. Там хранился инвентарь и личные вещи. Найти такую яму - большая удача, так как в ней как правило много находок.

-5

Типы жилищ эпохи позднего неолита и энеолита. На мой взгляд примерно так могли выглядеть и "наши" дома. Точно сказать нельзя, так как дерево к нашему времени не сохранилось.

-6

Люди, жившие в этом поселении, занимались охотой (о чём говорит большое количество небольших наконечников) и рыболовством (находки грузил). Среди других находок: несколько нуклеосов и огромное количество отщепов. Скорее всего люди, жившие в деревне, использовали орудия из дерева и кости, но эти материалы в нашем климате не сохраняются. Погребения нам не попалось. Может, их ещё не нашли.

Нуклеус и отщеп
Нуклеус и отщеп

Вот так проходили наши рабочие будни. Работать приходилось много, в основном лопатой. Земля песчаная и поэтому тяжёлая. Попробуйте покидать её целыми днями, под летним зноем!

Но кроме работы, на раскопках был ещё и лагерный быт и, конечно, отдых.

Каждый день назначались дежурные по лагерю. Обычно два мальчика и две девочки. В обязанности дежурных входило приготовление пищи, разведение и поддержание огня, ну и также порядок в лагере. Дрова заготавливали в лесу. За водой ходили в родник километрах в двух от лагеря. Воду набирали во флягу, которую потом и тащили до лагеря. Кроме того, ходили через лес в ближайшую деревню за хлебом. До деревни было километра четыре.

Пищу готовили на костре. Использовали консервы, тушенку, макаронные изделия и домашние заготовки. Недалеко от родника нам посчастливилось найти большой малинник. Стали туда наведаться за малиной. Варили из неё компот. Ну и так ели. Собирали землянику. В общем, кулинарили кто что умел.

Костер мы тоже разводили в яме.
Костер мы тоже разводили в яме.

Что касается досуга, здесь в общем то как фантазии хватит. Телефонов и телевизоров у нас не было. Развлекали себя как могли. Купались, играли в футбол и волейбол, вышибалы. Была ещё игра, как называется не помню. В общем натягивается нить где-то примерно на уровне груди, все делятся на две команды. Задача - перейти всем членам команды за линию, не задев её. Снизу подлазить нельзя, только сверху. Побеждает тот, кто сможет это сделать.

Вечером были посиделки у костра, песни под гитару, рассказывали истории, смеялись, в общем все как положено. Иногда засиживались далеко за полночь.

Ах да чуть не забыл. Были ещё змеи. Причём очень много. Это были в основном ужи и ещё пару раз попадались какие-то маленькие все чёрные, скорее всего это были черные гадюки. Но тогда мы этого не знали. Мы их называли стрелки. Раз помню в мой спальный мешок заполз ужик, пригрелся и уснул. Так он и спал, пока я на него не лёг. Он как зашипел, как начал у меня за спиной извиваться. Я закричал и наутек, уж тоже - наутек. Уж и не знаю, кто из нас больше испугался!

-9

На фото в верху черная гадюка. Одну из таких буквально на днях нашли у нас в Пензе в детской песочнице.

Было ещё много чего интересного, всего и не упомнишь.

В общем вот так, весело и незаметно пролетел этот месяц. Археологическая практика закончилась, а воспоминания остались на всю жизнь!

Спасибо всем за внимание!