В начале 70-х активной молодежью, уважающей тяжелую музыку, управляли ледзеппелинг, грандфанкинг и блэксаббатинг. Послушаем сегодня одних из классиков жанра. Поехали!
Grand Funk Railroad – Close to Home, 1970
Третий альбом Фарнера, Брюера и Шачера. Тут они пригласили подыграть клавишника, и орган хорошо вписался в их мощную музыку. Тут дважды платина и в большинстве стран мира Топ-10. Абсолютный топ рок-музыки в 1970 году!
Первый же номер - Sin's A Good Man's Brother – образец крутого хард-рока. Тут и тяжелый рифф, и соло баса и гитары в унисон «под классику», и фирменное пение на голоса.
Несмотря на тяжелое звучание и наличие большого количества "боевиков" именно на этом альбоме стало проскальзывать желание группы отойти от довольно прямолинейного хард-рока в сторону более виртуозного соул-рока и фанк-рока.
По крайней мере, в басовых наворотах Шачера все чаще стали проскальзывать фанковые грувы. Пример тому хотя бы Nothing is the Same или (еще явнее) I Don't Have To Sing The Blues. И еще несколько вещей, речь о которых ниже. А финальная 10-минутная I'm Your Captain вообще построена на фолковых мотивах. В ней Фарнер использует акустическую гитару. Очень красивая штука.
В этом альбоме множество фирменных хитов группы. Баллада Mean Mistreater, Get It Together – это, конечно, супер. В них «Гранд фанк» впервые использует клавишные – электроорган в стиле соул. Из нововведений – второй лидирующий вокал в исполнении Брюера. У него более грубый и густой голос, он скорее ревет, чем поет, но для тяжелого рока это нормально.
В целом идеальный альбом для любителей тяжелой рок-музыки. Вокальные распевки, виртуозная игра на басу и ударных, тяжелые гитарные риффы, длинные вступления на органе и классные мелодии – что еще нужно. Кроме мрачноватого первого номера и печальной Mean Mistreater, все остальные номера бодрые и веселые, так что с настроением тут тоже все в порядке.
Grand Funk Railroad – Survival, 1971
Итак, группа изменила стиль в сторону соул-рока, не отказавшись при этом играть жесткую музыку.
Появилось довольно много клавишных. Ребята написали несколько хитовых вещей (в своем стиле, конечно). В итоге получился очень сильный альбом: Feelin' Alright, I Want Freedom, I Can Feel Him In The Morning и Gimme Shelter.
Вся вторая сторона альбома – это сплошной кайф, очень мощный и тяжелый соул-рок. Шачер играет в фанковом стиле. Брюер неимоверно стучит и классно поет в пару с Фарнером. Троица выдает местами просто сумасшедший по драйву рок. При этом всё ровно, чётко и в груве. Мало кто тогда мог вот так.
Плюс у ребят все в порядке с мелодиями, которые они, разумеется, подают в тяжелых аранжировках. Впрочем, по сравнению с первыми альбомами тяжести здесь значительно поубавилось.
Grand Funk Railroad – E Pluribus Funk, 1971
Пятый альбом группы – это очень мощная, жесткая и бескомпромиссная штука. Еще бы! Трудно быть плохим альбомом, имея в трек-листе такие песни, как People Let's Stop the War, Upsetter и Loneliness.
Парни играют свой фирмовый тяжелый фанк-соул рок, рубят драйвовый рок-н-ролл без перерывов на медляки. Клавишных в альбоме снова нет, что делает музыку гораздо тяжелее, чем в предыдущем Survival, и отсылает слушателя к бескомпромиссному рубилову на первых двух альбомах. Хотя в Loneliness внезапно появляется… оркестр.
В итоге первый альбом 71-го года стал 6-м, второй - 5-м в США. Оба с миллионными продажами. Плюс аналогичная популярность (с поправкой на продажи) в Канаде и Японии - главных музыкальных рынках планеты. Продюсером всех первых альбомов был Terry Knight, который знал толк в хард-роке.
На посошок
А теперь кто желает - остается на факультатив. В эфире третья часть нашей композиции "Дезертир" 2017 года. Она о каждом, кто хотя бы раз в жизни хотел скинуть с себя офисный мундир, военный фрак, рабочую пижаму, стряхнуть с себя твердые бытовые отходы и вернуться к самому себе - настоящему.
Полностью композицию "Дезертир" можно послушать на альбоме 2017 года: