Если отвлечься от того обстоятельства, что болтливый автор родился и вырос в совершенно официально курортном приморском городе Лиепая, то можно считать, что мой опыт поездок куда-нибудь «на море, на отдых», начался довольно поздно, лет в двадцать девять. Когда я уже свою собственную семью повёз на отдых, на море.
Мы тогда провели три недели в Коктебеле.
Хоть это и было тридцать лет назад, но воспоминания остались вполне ясные и счастливые. Молодая, красивая, привлекающая внимание всех окружающих мужчин, жена. Весёлая и ничего не выпрашивающая пятилетняя дочурка. Помните неопровержимого Воланда: - Сами всё предложат, и сами всё дадут. Кстати, внешностью вылитая мама, а сосредоточенностью на внутреннем мыслительном процессе вся в папу.
Перефразируя кинематографическую классику – что ещё нужно, чтобы счастливо наслаждаться молодостью?
Так мы и наслаждались, и теплом, и красотой, и морем, и вином с едой. Тогда некоторые, вполне естественные, неудобства такого отдыха были незаметными и неважными.
Тесновато проживание? Так мы и в Москве в то время жили ещё в семейном общежитии, в двадцатиметровой комнате, с двумя розетками, в которые были воткнуты все имеющиеся электрические приборы. Телевизор, холодильник, настольные лампы, отнюдь не энергосберегающие. А с ноября по март ещё и два масляных радиатора. Если учесть, что с другой стороны стены в эти же розетки, всё тоже самое было включено и у соседей, то остаётся только удивляться, как наша общага всё же не сгорела к чертям собачьим.
На галечном пляже людей, как на птичьем базаре? Да помилуйте, заслуженным пассажирам подмосковных электричек и тогдашнего Московского метрополитена, возможность поставить вторую ногу на пол и покрепче уцепиться рукой за поручень, держа второй сумку с гастрономией, килограмм в двадцать, это уже определённый комфорт. А тут есть возможность расстелить на камнях полотенце, сбегать окунуться в нормальное, чистое море, вернуться к никем не занятому месту. И блаженно растянуться на нём во весь рост.
Стараясь не обращать внимания на окружающие, сомнительной антропологии, человеческие формы. В душе полагая, что сам ты ни за что на свете и никогда таких форм не достигнешь.
Большую часть томных южных вечеров приходилось проводить не за приятной и тонкой беседой, с случайными знакомцами, за изобильным и радушным столом. А в томительном ожидании в очереди у входа в заведение, пока другие, такие же как и вы, люди, наслаждаются такой же беседой и таким же ужином. В те времена, пост-советское человечество ещё не злоупотребляло существенным варьированием цен в заведениях курортного общепита. От того и очереди. Ну, ничего, ведь ни разу голодными спать не ложились.
Если вдуматься, дома в Москве, ну ладно, ладно, в Подмосковье, ожидание ужина отнимало ещё больше сил и времени. Побегать по магазинам, постоять в очередях, «притаранить» всё купленное в окрестностях станции электрички «Царицыно», домой. Приготовить из этого ужин. Нет, отдых на курорте, это всё-таки был отдых на курорте.
Минуло тридцать лет.
И вот мы в Кобулети, грузинском курортном городке, являющемся в наших глазах в известной степени реинкарнацией того Коктебеля. Море, пляж, некрасивые, беспокойные люди, даже воздух такой же.
Нет, изменения конечно на лицо. Вдохновляющая на созерцательные прогулки длинная обустроенная набережная. На любой вкус, требовательность и кошелёк, проживание. Если позаботиться об этом сильно заранее, то можно до известной степени оптимизировать эти соотношения.
Приветливое, немного неряшливое и безалаберное местное население.
В пик сезона, в топовых ресторанах давно позабытые очереди. Но вполне себе можно разместиться и в других местах для ужина.
Меню-то всё равно едино на всём побережье, от Батуми до Поти.
Кроме того в достатке различных домашних ресторанчиков, где и вкусно, и уютно, и по ценам вполне. Вся проблема добраться до них. Пешеходам порою очень далеко и неохота, а автомобилистам большие осложнения с поиском легитимных мест для парковки.
Природная красота здесь сохраняется со времён первых зарубежных туристов – аргонавтов, во главе с амбициозным Ясоном. Кстати, знаете, почему то руно было золотым? Им золото намывали.
Таковая экскурсия предлагается здесь и ныне. Повыше в местных горах, можно попробовать намыть немного золотого песку. Делается это при помощи шкуры барана, то есть руна. Дорого, конечно, но для многих утоление азартного энтузиазма - удовольствие посильнее иных будет.
Так что всё-таки не так с пребыванием здесь и сейчас?
Годы прошли. Получен нами за эти годы, я бы сказал гигантский опыт путешествий. Почитай по всему миру. Соответственно изменилось и наше отношение к понятию отдых.
Теперь на третий этаж без лифта – только по приговору какого-нибудь суда.
Лежать на полотенце на пляже – табу. И неудобно, и никого не хочется забавлять наблюдением за процессом вставания из положения лёжа.
Про очередь в ресторан вообще молчу. Ныне, если в облюбованном тобой месте, столик с понравившемся тебе расположением и видом кем-то занят, то проще вообще отказаться от ужина, нежели подождать или сесть за другой, свободный.
Кому вообще эта еда нужна? Зачем? Чувство нормального человеческого голода, не испытывал лет пятнадцать. А всё ем, ем. Традиция такая.
Знаете, в чём определённый прогресс случился? В тот раз, в Коктебеле, почти весь срок пребывания на отдыхе, нас промучил один вопрос, как нам раздобыть билеты на обратный путь. Помнится, целый день простояли в Феодосии в железнодорожных кассах, но всё-таки заполучили заветную плацкарту, и даже все в одном месте. Теперь таких проблем нет вовсе.
Сел в свой автомобиль, и почесал куда глаза глядят! Только заправляться не забывай, и исполнять требования по срокам пребывания той, или иной страны. Надо сказать весьма разнообразные, и порой удивительные.
Вот, например, в Грузии. Мы и наши соотечественники можем находиться без оформления ВНЖ, целый год. А наш автомобиль – три года! На днях получили временную регистрацию и грузинские номера.
Выходит к автомобилю больше доверия и уважения?
Зело удивителен мир!