Все мы прекрасно знаем, как за последние пол года изменилась мировая ситуация в виду всем известных событий. Относиться к происходящему можно как угодно, но это уже исторический факт, который без сомнений будут изучать наши потомки, приведший к мировым экономическим, политическим и социальным изменениям.
Эти изменения во многом коснулись и игровой индустрии. Многие уже сполна ощутили, что многие западные кампании жёстко ограничили взаимодействие с Российским рынком: это и невозможность оплаты товаров (хотя здесь большую роль играют чисто технические ограничения из-за санкций на российские банки), и ограничения локализации в некоторых продуктах, и завышенные цены и многое другое. На первый взгляд российский рынок попытались полностью отрезать от светлого и прекрасного мира игр... Но это только так кажется.
Всё дело в том, что нужно понимать - большая часть кампаний, особенно крупных, любят деньги и прибыли, а значит любят рынки, которые их приносят. И Россия с Белоруссией это в первую очередь рынок: рынок игроков, специалистов, комплектующих. И терять всё это совсем не хочется, каким бы маленьким этот рынок не казался, потому что потом снова залезать на него может обойтись гораздо и гораздо дороже.
Так почему же мы видим картину массовых заявлений ухода с нашего рынка от крупных компаний?
Всё дело в том, что мы рынок хороший, но всё же не основной. А отношение на западе к России сейчас однозначное, поэтому никто не хочет репутационных потерь.
В одной из прошлых статей мы уже упоминали культуру отмены, процветающую в западных странах. Так вот теперь представьте что вам из всех щелей говорят, что русские плохие, а вы узнаёте что крупная компания ведёт с ними дела, да ещё и деньги их правительству платит - как вы к этому отнесётесь? Не очень дружелюбно, я полагаю. И таких недружелюбных может быть много, реально много. А собравшись они сделают так, что ваш финансовый отчёт совсем не обрадует инвесторов и что тогда?
Да и Россия это не Китай, где в погони за супер прибылью можно и не собственный имидж немного наплевать. Но денег хочется, а значит нужно что-то придумывать.
Мы как бы ушли, но как бы нет
Нет безусловно есть кампании, которые звонко хлопнули дверью и сказали никаких игр как таже Ubisoft или CDProjectRed, но если так посмотреть на подобные шаги пошли либо студии и издатели очень небольшие, для которых локальный рынок важнее, либо кампании с реальными проблемами, которым имидж сейчас очень важен чтобы продаться повкуснее, как те же самые Ubisoft.
Большая жэе часть кампаний решили сделать по простому - главной дверью хлопнуть, но чёрный вход оставить открытым. Steam не закрыли? Нет. Оплачивать нельзя, но буквально через месяц через МТС уже можно было пополнять баланс, а Qiwi работал вообще с самого начала и наши братья казахи со своей валютой активно помогали. Да выходит дороже, но не критично, а играть можно дальше. Часть игр недоступна для покупки. Жаль. Вот только специалисты стим забыли отключить функцию подарков и семейного доступа и вот уже российские игроки спокойно играю в "санкционные" игры, а Valve продолжает получать деньги.
EpicGameStore вообще принимает к оплате российские карты, GamePass от Microsoft можно по прежнему покупать в Аргентине, а подписку Sony через Турцию. Да это всё неудобно, криво и с костылями, но стоит понимать, что ситуация в мире очень скачет, а значит нужно просто дать время и, уверяем вас, всё вернется к принципу нажми кнопочку и всё будет хорошо.
Лицензия по принуждению
Ещё одно новое явление в нашей жизни - "принудительное лицензирование", которые сейчас обсуждают в правительстве РФ.
Если коротко, то в случае принятия этого закона, некая кампания сможет обращаться в суд за правом принудительно лицензировать какой-то продукт на территории РФ. Кампания заплатит даже денег за него, которые будут ждать владельца прав в российском банке.
Что это значит для нас, обычных игроков и потребителей? Ну если коротко это каперство - то есть лицензированное государством пиратство. То есть кампании в РФ будут брать продукт, дорабатывать его ( делать сами озвучку, снимать защиту и прочие) и выпускать на Российский рынок. В первую очередь это касается кино, но так же будет работать и с некоторыми играми в плоть до создание СНГ серверов.
В дальней перспективе это может привести к созданию специальных групп по взлому игр и тогда защита Denuvo может испытать серьёзные проблемы. Конечно данный способ это не панацея, но как мы уже писали - дайте время всему успокоиться.
Единый мир
В середине прошлого столетия запустился процесс который сильно изменил жизни людей по всему миру - глобализация. И теперь это фактическая часть нашей жизни.
И в рамках этой парадигмы полностью отрезать такую страну как Россия или Белоруссия не выйдет, а значит и оставить её без наших любимых игр не получиться. Тем более высока вероятность, что года основной огонь погаснет многие кампании не побрезгуют просто вернуться на своё место.
Да это будет другой мир, но поиграть во что в нём, нам всё равно будет, потому что Игры это не просто творчество, это индустрия, которая приносит деньги, а кампании любят деньги, особенно игровые.